Вид жемчужины Томского района – Кандинского водохранилища – производит сегодня удручающее впечатление
Со стороны водохранилища – жуткая картина, скорее напоминающая место экологической катастрофы. Здесь не осталось ничего живого – голые деревья, черное месиво озерного дна… Месяц назад экологи открыли шлюзы, и вода из природной чаши вытекла, словно из ванны. Говорят, меры для спасения водохранилища пришлось принимать экстренно, так как в период паводка повредило гидротехническое сооружение, осуществляющее сброс воды.
А ведь, казалось бы, три года назад Кандинское зажило новой жизнью: бизнесмен Федор Халецкий, директор Межениновской птицефабрики, решил зарыбить водоем, потратился на покупку толстолобика и белого амура, которых благополучно выпустили в озеро. Цель благая: чтобы рыбы очистили озеро от водорослей, да и вообще, чтобы водное пространство населили благородные особи. Халецкий не скрывал – у него далеко идущие планы: организовать на берегах водохранилища базу отдыха. На оформление водоема в аренду ушло три года. Процесс уже подходил к завершению, однако весна 2010 года внесла коррективы.
– Зима была суровой, и конструкция, которая осуществляла сброс воды, пришла в негодность: от мороза ее перекосило, вода стала сочиться, своевременный сброс не осуществлялся, и плотину могло смыть. В этом случае водохранилище просто приказало бы долго жить, – объясняет глава «Облкомприроды» Сергей Воробьев. – К счастью, удалось выбить в областном бюджете 27 млн рублей, на которые удастся построить новое гидротехническое сооружение и возвести дамбу, что сейчас и происходит. До конца декабря эти работы будут завершены, и весной паводковые воды заполнят озеро водой (оно, кстати, вмещает 8,5 млн тонн), к радости отдыхающих и рыбаков.
Слово специалисту
Виктор Дроздов, ихтиолог, заместитель начальника департамента природных ресурсов и окружающей среды:
– Спрашиваете, что с рыбой? С ней все в порядке. Видите, по берегам не валяется, мора нет, – успокаивает. – В части озера оставлена вода определенных глубин (4 метра), где сейчас сконцентрирована рыба, которая в процессе водосброса (когда открыли шлюзы) не ушла в речушку Умку и Томь. Кислородное голодание рыбе не грозит, почти ежедневно проводятся замеры кислорода, и пока его содержание даже выше нормы. Рыбу оберегаем от другой беды: рыбаков столько, хоть отбавляй. Гоняем сами, помогают рыбинспекторы. После праздников вновь будем проводить замеры и подсчет особей – есть методика, которая даст полную картину. Пока же, по нашей информации, в остатках водохранилища плавает карась, щука, окунь, верховка, а вот белого амура и толстолобика не встретили ни разу. Если и прижился четыре года назад, то ушел, видимо, в Томь.