Молодежь на грани нервного срыва

Психическое здоровье томских студентов оставляет желать лучшего

 Почему молодые люди уходят в наркоманию? С чем связаны студенческие депрессии и самоубийства? Эти и другие актуальные для Томска вопросы редакция «ТВ» адресовала участникам круглого стола, посвященного теме психического здоровья высокообразованной молодежи.

    

В круглом столе принимали участие:

– Ольга Никифорова, руководитель центра социальной работы ТПУ

– Евгения Глухова, руководитель психологической службы ТГУ

– Петр Балашов, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии СибГМУ

– Николай Бохан, профессор, заместитель директора по научной работе НИИ ПЗ, главный нарколог Томска

 


 

Закон больших чисел

Николай Бохан: – Последние исследования, проведенные НИИ ПЗ совместно с кафедрой психиатрии СибГМУ, к сожалению, развенчивают миф о сибирском здоровье населения и студенческой молодежи в частности. При психиатрическом обследовании студентов томских вузов оказалось, что только 20% из них можно отнести к абсолютно здоровым. На другом полюсе следующие 20% – это те студенты, которые имеют пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, депрессии, нарушения сна). Остальные 60% – лица с признаками доболезненного нарушения психической адаптации. Это указывает на то, что молодежь испытывает скрытый хронический эмоциональный стресс. Если психическое здоровье первых 20% – это наш золотой ресурс, следующие 20% – заведомо наши будущие пациенты, то психическое состояние 60% зависит от того, в каком социуме они будут жить, какие у них будут установки, идеалы и как они смогут себя реализовать.

– Есть ли какие-то сравнительные данные с другими регионами? Насколько типично соотношение здоровых/нездоровых и групп риска: 20–20–60?

– Я бы не назвал томскую ситуацию уникальной. В случае с 20–20–60 действует закон больших чисел. Но в чем особенность Томска? Основное число наших студентов – иногородние. Они впервые остаются без родителей. Плюс у них резкая смена ближайшего и производственного окружения, материально-бытовые, коммуникативные и конфессиональные трудности. Чтобы снять психоэмоциональный дискомфорт, многие прибегают к психоактивным веществам. Начинают с так называемых мягких аптечных препаратов, содержащих кофеин либо кодеин (в последнее время даже появился термин «аптечная наркомания»). Обычно это сочетается с курением препаратов конопли, а завершают вход в аддикцию (зависимость) внутривенные наркотики, в частности героин, который пришел в нашу область 3–4 года назад. Одной-трех инъекций героина достаточно, чтобы вызвать моментальное привыкание. В течение полугода развивается физическая зависимость. С 2006 по 2009 год в СФО от передозировки погибли 12 тыс. молодых людей. Их средний возраст 28 лет.

 

Лишние люди

– Мы все были студентами, сдавали сессии, испытывали стрессы, бытовую неустроенность, материальные трудности. Некоторые спивались. Но в наркотики не уходили…

Петр Балашов: – Молодежь сейчас психически ослаблена, она в меньшей степени обладает таким качеством, как сопротивляемость стрессам. Полученное образование резко контрастирует с ожиданиями. Выходя из ситуации гадкого утенка во взрослую жизнь, нынешние молодые люди менее адаптивны, чем их сверстники 15-летней давности. Они выросли в другой социально-экономической ситуации и не всегда умеют самостоятельно принимать решения. У многих родители стеснены материально, не могут ни обеспечить детей, ни окружить их вниманием. Особенно в сельских районах. И вот такая аудитория сейчас массово поступает в томские вузы. Став студентами, они вдруг обнаруживают, что вокруг много чего интересного. У них большой искус. Ребята ломаются. После 4–5-го курса для многих становится очевидным, что у них нет перспективы достойного трудоустройства. Пытаются получить второе-третье высшее образование, так как не нашли точку приложения своих знаний. Старшекурсники испытывают синдром лишних людей.

Евгения Глухова: – Психическое здоровье – это не только отсутствие аддикций, но прежде всего внутреннее состояние благополучия, при котором человек может полноценно реализовать свой потенциал. Особенно это касается высокообразованных молодых людей, ставящих перед собой завышенную планку требований. Именно высокий уровень притязаний и стремление к их достижению становятся факторами риска нарушения психического и психологического здоровья студентов. Как показывают исследования (Эдуард Галажинский), люди, предъявляющие к себе очень высокие требования, в наибольшей степени подвержены риску синдрома выученной беспомощности при столкновении с неконтролируемыми ситуациями.

 

Альтернатива зависимости

Ольга Никифорова: – Для тех 60%, которые либо станут полноценными гражданами, либо повернут в аддикцию, нужно создать среду, которая помогла бы им адаптироваться, найти свой жизненный путь. Мы в этом смысле делаем все, что можем. Работаем в тесном контакте с областным наркодиспансером, проводим мероприятия по профилактике наркомании: декады, круглые столы. У нас есть собственная психологическая служба, которая вплотную работает с ребятами, выявляет группы риска. Кроме того, активно действуют волонтеры. По их инициативе была подготовлена выставка «Два мира», мы пропустили через нее первокурсников – эффект был хороший. Экспонаты выставки показывали возможные жизненные варианты: хорошая карьера, семья либо крах всех надежд – выбор за тобой. У кураторов, тьюторов работа по профилактике наркомании обязательно включена в воспитательную программу. В основном это борьба с мифами, которые существуют в студенческой среде: якобы от наркозависимости легко избавиться. Плюс создаем условия для спорта, творчества, науки, развиваем студенческое самоуправление. Одним словом, делаем все возможное для того, чтобы отвлечь ребят от поиска пагубных альтернатив. Что касается проблем старшекурсников, то в ТПУ в этом смысле попроще. Мы все-таки готовим в основном инженеров, которые сегодня очень востребованы: на одного выпускника бывает от трех до пяти предложений работы со всех уголков России. Ребятам предлагают достойную зарплату, жилье, другую социальную поддержку. С гуманитарными специальностями, конечно, сложнее. В университете создан специальный отдел, который занимается поиском работодателей. Хорошо помогает в этом направлении ассоциация выпускников. Мы считаем, что руководство вуза, его службы могут внести серьезную лепту в поддержку вот этих 60%.

 

Фактор отношения

Евгения Глухова: – Мы проводили исследование распространенности табакокурения (как одной из наиболее часто встречающихся форм зависимости) среди учащейся молодежи. Некурящие молодые люди основными причинами распространенности табакокурения назвали моду, желание выглядеть взрослее и пример друзей. В отличие от них курящие юноши и девушки считают табакокурение способом борьбы со стрессом, средством снятия эмоционального напряжения. Кроме того, была выявлена прямая зависимость между уровнем распространенности вредной привычки и отношением к этому явлению в различных целевых группах: негативное отношение к курению – основная причина отказа от сигареты, в то время как БЕЗРАЗЛИЧИЕ способствует увеличению числа курящих. Это достаточно тревожный симптом: как только общество начнет терпимо (равнодушно) относиться к наркомании, мы получим огромное увеличение числа наркозависимых. Вспомните, как это было с курением. Пока социум осуждал курящих девушек, их не было видно. Сегодня никого не смущает дымящая, как паровоз, девушка на улице.

 

Дети попали в сети

– Но аддикции не исчерпываются только наркотиками. Существуют и другие виды зависимостей. Насколько они опасны?

Николай Бохан: – Сейчас распространены различные виды нехимических зависимостей. Например, игровая. Подростки становятся зависимыми от азартных интернет-игр. Финансовый ущерб для родителей здесь примерно такой же, как при наркозависимости. Еще одна форма – увлечения, в которых опасность граничит с риском для жизни: прыжки с мостов, гор, высоких зданий, лазание по стенам, по подземельям, непрофессиональный глубоководный дайвинг, серфинг, горный слалом, прыжки с парашютом, авто- и мотогонки и так далее. Рука об руку с этими высокорискованными увлечениями идет страсть к психоактивным веществам. Целью и того, и другого является изменение психического состояния.

– А зависимость от социальных сетей?

Петр Балашов: – Это очень опасный вид нехимической зависимости. Выход из нее крайне тяжелый. Вначале подростком движет простое любопытство, потом он «зависает» в Сети. Реальное общение поменяется виртуальным. Есть и другая сторона – сейчас очень много ловцов, действующих в Интернете. Они работают как бы в сетевом маркетинге, там взносы, поощрения, наказания. Из такой сети выйти невозможно.

Ольга Никифорова: – Мы в течение последних двух лет проводим мониторинги психо-эмоционального состояния абитуриентов и приходим к выводу, что у многих психологический возраст ниже паспортного. Девочки при выяснении отношений могут вцепиться друг другу в волосы, чего раньше никогда не было. То есть ведут себя как инфантильные подростки. Этот проскок в возрасте тоже нужно учитывать при работе с такими ребятами. Если раньше их было легко увлечь спортом, творчеством, то сейчас у многих стойкое нежелание чем-либо заниматься. Разбредаются по своим комнатам, садятся за компьютеры и живут в виртуальном мире.

 

Контакт слабый, но есть

– У нас в Томске разрабатываются молодежные программы, есть молодежный парламент, молодежный мэр. Обращаются ли они к вам как к специалистам?

Петр Балашов: – С нами консультируются по поводу того, переходить на новые часовые пояса или не переходить. А такие существенные вопросы, как молодежная политика, решаются, к сожалению, без нас. Вот, скажем, актуальные проблемы – высокая вероятность суицидов среди молодежи и подростков, наркотическая зависимость и другие формы нарушения поведения. Мы готовы к сотрудничеству с этими общественными организациями.

– А что предпринимается на уровне государства?

– Судите сами: три года назад прекращена постдипломная подготовка наркологов. Как будто кому-то удобно, чтобы не было таких специалистов. Я считаю, что это работает антимафия.

Николай Бохан: – Но есть и позитивные моменты. В последние два года наконец-то определилась государственная политика в отношении мер, связанных с пресечением предложения наркотиков. Была принята стратегия национальной безопасности, которая определила наркогенную ситуацию как один из источников угрозы национальной безопасности. Действуют программы Минздрава и РАМН. Тот объем работы, который проделан на государственном уровне за последние два года, больше, чем было сделано за предшествующие многие годы. Томская экспериментальная площадка имеет свое узнаваемое лицо. Томская инициатива под девизом «Сохранение интеллектуального потенциала нации в условиях нарастающей наркоопасности» получила высокую оценку. На днях на заседании городской антинаркотической комиссии под эгидой мэра Николайчука был рассмотрен проект программы профилактики наркомании среди молодежи на основе межпрофессионального взаимодействия и социального партнерства. Меры, которые сейчас принимаются на разных уровнях, позволяют надеяться на позитивный результат.

 

Племя младое, незнакомое

– Можно спрогнозировать, какое поколение придет через 5–10 лет?

Николай Бохан: – Вы, наверное, обратили внимание, что стало значительно меньше бомжей, которые ходили около мусорных баков: произошел естественный отбор, к сожалению, трагичный для многих из этих людей, оказавшихся «лишними». То же самое произойдет и с наркозависимыми, так как заболевание злокачественное, а больные не обращаются за лечением. Того обвального количества смертей, которое было в пиковом 2000-м, уже не будет. Кроме того, за счет всех принимаемых мер происходит коренное изменение в сознании молодых людей: становится немодным употреблять наркотики. Студенты начинают понимать, что быть наркозависимым – значит, быть социальным изгоем.

Петр Балашов: – Государственная программа приобретает реальные формы. Она, конечно, не даст результаты мгновенно, но то, что она начинает действовать, очевидно. Сейчас уже не тупик, сейчас ясно, что нужно делать. Слово «борьба» целесообразно заменить на «помощь». Сегодня, к сожалению, преобладают репрессивные меры: исключать, садить, судить. А мы ведь имеем дело с психическим расстройством. Нужно усиливать медицинскую составляющую в программах профилактики и лечения наркомании. Существует множество технологий, которые помогают больным наркоманией. А мы работаем где-то на грани сухого закона.

 

Согласно исследованию некурящие молодые люди основными причинами распространенности табакокурения называют моду, желание выглядеть взрослее и пример друзей. В отличие от них курящие считают табакокурение способом борьбы со стрессом, средством снятия эмоционального напряжения

 

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

 

В Томской области на учете состоит 3 991 наркозависимый пациент. За 2010 год сняты с учета 119 больных наркоманиями в связи со смертью. Чтобы снять с учета в связи с излечением, необходимо не менее пяти лет ремиссии. Таких оказалось всего 2,3%.

 

Николай Бохан, заместитель директора по научной работе НИИ ПЗ

«Томску необходим реабилитационный холдинг, включающий антистрессовый центр для раннего выявления и помощи студенческой молодежи, предрасположенной к употреблению наркотиков. Очень важно уберечь молодых людей от первой инъекции. В отличие от других регионов у нас для этого есть академический кадровый ресурс. Однако средств и помещений для создания такого холдинга не находится до сих пор».

 

Статфакт

Классические параметры

20% студентов здоровы

20% студентов имеют пограничные нервно-психические расстройства

60% студентов – лица с признаками доболезненного нарушения психической адаптации

Комментарий

Евгения Глухова, руководитель психологической службы ТГУ:

– Одним из основных направлений работы психологической службы ТГУ является профилактика учебной и социальной дезадаптации студентов младших курсов, потому как именно эта категория студентов нуждается в особом внимании и контроле. Мы стараемся комплексно подходить к решению сохранения психического, соматического и психологического здоровья студентов: проводим мониторинг проблем учебной и социальной адаптации первокурсников, в котором ежегодно принимают участие более 1,2 тыс. человек (по результатам исследования готовятся отчеты и рекомендации как в целом по университету, так и для каждого факультета в отдельности); тесно сотрудничаем с институтом кураторов: обучаем и студентов-кураторов, и кураторов из числа преподавателей основам профилактической работы со студентами; реализуем тренинговые программы «Сессия без стресса», «Тайм-менеджмент» и т.п. На базе нашей психологической службы действует «Коммуникативный клуб» и «Психологические среды», являющиеся дискуссионными площадками, где студенты обсуждают наиболее важные для них темы здоровья, общения, отношений между мужчиной и женщиной, отношения к деньгам, проблемам зависимого поведения и т.д. Психологи проводят индивидуальные консультации со студентами, испытывающими различные сложности в учебной и социальной деятельности.

Важной считаем и работу с выпускниками – будущими профессионалами. Проводим исследование готовности старшекурсников к профессиональной деятельности (ежегодно около 1 тыс. студентов), удовлетворенности качеством полученного образования. С 2009 года реализуем проект «Успешный профессиональный старт», направленный на оказание помощи в профессиональном самоопределении выпускников. В проекте на сегодня приняли участие более 300 студентов вузов Томска (ТГУ, ТУСУР, ТПУ, ТГПУ).

Особое внимание уделяем профориентационной работе со школьниками, помогая им осознавать, что выбор профессии – это не только предпосылка успешной самореализации в будущей трудовой деятельности, но и одно из важнейших средств обеспечения успеха и в других сферах жизни. Ежегодно более 500 старшеклассников Томска, Железногорска, республики Казахстан участвуют в профтестировании и получают индивидуальные результаты диагностики с рекомендациями специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =