Как пандемия и глобализация влияют на экономику предприятий легкой промышленности
О состоянии легкой промышленности в регионе можно судить на примере обувной фабрики «Ронокс»: ее работа отражает все изменения отрасли в условиях действующих ограничений и адаптации на потребительском рынке.
Нюансы производства
Процесс изготовления обуви долгий и материалоемкий: кожа, колодка, подклад, стельки, фурнитура… Нет одной составляющей – и сразу же рушится ритм производства.
– Ты заказываешь кожу под определенную модель, а она вовремя не пришла на склад, – рассказывает директор ООО «Ронокс» Станислав Олтаржевский. – Далее собираются комплектующие под эту модель, она практически сшита, но нет подошвы. Или другой вариант: ты раскроил, сшил модель, есть подошва, но вовремя не пришла колодка. Все это откладывается в сторону, и ты начинаешь цикл заново, уже под другую модель, рассчитывая на то, что здесь-то уж точно все поступит в срок. В это время подошла подошва к первой модели, ты вновь перестраиваешь производство – все эти метания никогда не доводят до хорошего. Но нам деваться некуда, приходится приноравливаться, хотя на все это нужно время. А когда ограничения то ужесточают, то ослабляют, нет полной уверенности в стабилизации технологического процесса, так и брак можно просмотреть.
Ломка производственных звеньев
Итак, первая большая проблема в начале года была связана с работой смежников, из-за которых постоянно срывались обязательные сроки поставки комплектующих. Причиной стал ковид.
– В этом году мы не доделали почти 5 тысяч пар обуви из-за того, что сначала ушли на карантин одни смежники – те, что делали подошву: из 80 человек на работе оставалось 11. Потом болели поставщики кожи, фурнитуры и так далее, – объясняет причины срыва заказов предприниматель.
Чтобы избежать остановки собственного производства из-за болезни сотрудников, а значит, и несвоевременной поставки готовых изделий в торговую сеть, руководитель «Ронокса» провел собрание внутри коллектива, результатом которого стала 100-процентная вакцинация, за исключением тех сотрудников, у кого на руках был официальный медотвод.
Для объективной картины уточняем – после вакцинации в коллективе заболело семь человек, но они перенесли инфекцию в легкой форме, так что в целом ковид не оказал влияния на работу обувного производства.
Китайский сюрприз
Вторая проблема – контейнерный кризис: у «Ронокса» немало импортных комплектующих, значительная часть которых приходит из Поднебесной. Все та же пандемия и торговая война Америки и Китая нарушили глобальные цепочки поставок.
К тому же правительство КНР сейчас ведет активную политику перехода на зеленую энергетику, что приводит к полной либо частичной остановке предприятий. Так случилось и с партнерами «Ронокса», которые вынуждены были работать сначала пять суток через пять, а теперь – двое через пять. Понятно, что такой ограниченный режим производства существенно тормозит работу смежников, а значит, ведет к дефициту и последующему удорожанию всего и вся, начиная с сырья.
– В среднем комплектующие для производства обуви подорожали до 25%, – утверждает Станислав Олтаржевский. – А если тебе необходимо 36–38 комплектующих на одной паре обуви… Это у нас, у обувщиков, такие расходы, а у швейников на некоторые виды ткани цена поднялась до 60%.
На вкус и цвет
Тем не менее «Ронокс» заказал новую летнюю коллекцию, правда уже не только в Китае, но и в более доступной Турции. Из-за локдауна попасть в Поднебесную теперь невозможно. Раньше томские специалисты регулярно выезжали к соседям на выставки и на предприятия партнеров, но в период пандемии границы закрылись, а картинки из Интернета не устраивают: то, что красиво смотрится на планшете, очень часто не совпадает с реальностью. Вот почему томичи теперь заказывают новые коллекции очень осторожно и только через штучных производителей, которые нашли возможность представлять свои коллекции на выставках в России, где товар можно потрогать руками.
– Будет опять очень большой ассортимент летней коллекции, – сулит сибирским модникам предприниматель, – при этом цены обещаем держать адекватные, не завышать. Новинки появятся в сети в феврале следующего года, как только будут освобождаться торговые полки от зимней обуви.
И пока технологи и маркетологи «Ронокса» обсуждают модные направления летней обуви, собственная продукция фабрики из зимней коллекции к началу декабря практически полностью распродана. И немудрено: модели впечатляют современным дизайном и качеством исполнения.
– Пик продаж, конечно, уже прошел, и все, кто хотел приобрести обновы, это сделали заранее, в начале осени или даже летом. Естественно, что исчезли ходовые размеры, – констатирует руководитель. – Правда, мы не всегда можем предугадать, что будет востребовано потребителями. Например, тебе, как специалисту, нравится одно, а покупатель приходит и голосует рублем совсем за другое. Иногда 200 пар одной модели могут уйти за неделю.
Сегодня томские производители обуви делают упор на современные тренды, где, помимо изящества, немаловажное значение имеет вес изделия. Ну и, конечно же, его цена. В целях удешевления товара, а еще из-за дефицита натурального меха, обувщики все чаще стали использовать натуральную шерсть.
– Но мы не отказываемся совсем от моделей на натуральном меху, на них есть свой спрос, – говорит Станислав Олтаржевский. – Да, мех скрадывает форму, поэтому обувь не такая элегантная, но зато комфортная. А что еще нужно для настоящей зимы?
«Честный знак» для честных
С 1 июля 2020 года вступила в силу обязательная маркировка для обуви. Томские обувщики как законопослушные производители выполнили все условия правительственного нововведения. Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров должна была освободить рынок от фальсификата, предоставив игрокам равные конкурентные условия на рынке.
– Никто никуда не ушел, – утверждает Станислав Русланович. – Я как-то говорил, что это закон «для верующих»: кто верит, тот наносит маркировку, кто не верит, тот ее не ставит. Хотя сейчас на границе проверяют наличие «Честного знака» на ввозимые партии. Тем не менее на любом рынке или в магазинах, продающих дешевую обувь, вы не везде увидите маркировку на товаре, а если она и есть, то не всегда совпадает с базой.
Пока же, утверждает владелец «Ронокса», вся эта шумиха принесла производителям лишние проблемы. Вот когда «Честный знак» станет законом для всех участников рынка, тогда и можно будет говорить что-то конструктивное.
– Но мы-то на виду, нам по-другому нельзя, – говорит Станислав Олтаржевский и замечает, что за полтора года все серьезные сети в Томске ввели маркировку, являясь законопослушными исполнителями. И порядок, возможно, будет наведен, но не в ближайшей перспективе.
ОКВЭДы спасения
В этом году «Ронокс», как и многие другие субъекты крупного и среднего предпринимательства, получил господдержку на период действия ограничительных мер в связи с коронавирусом.
– Все производители, у кого были правильные ОКВЭДы (общероссийский классификатор видов экономической деятельности с расшифровкой на 2021 год), получили компенсации, хотя многие предприниматели не обращали на них раньше внимания. Причем деньги из банков приходили очень быстро: после подготовки документов вопросы решались в течение недели. Транши поступали на погашение заработной платы, некоторые виды закупок, комплектующих. Если бы нам пришлось платить из своего оборота, было бы очень туго, – не скрывает руководитель «Ронокса».
«Белые субботы» и айфон счастливчику
Уходящий год, по словам Станислава Олтаржевского, был трудным, но тот, кто работал и не впадал в панику, жив, трудится и строит планы. Да, с одной стороны, производству стало труднее выживать, ведь в период кризиса падает покупательская способность на непродовольственные товары. Люди стали заметно экономить, причем на качественной обуви. Сегодня есть перекос в сторону интернет-торговли. Правда, кто хоть раз там обжегся, покупает обувь только вживую.
– Мы сами работаем по Интернету, у нас есть договоренность с Wildberries, хотя, скажу однозначно, все эти скидки в большей степени от лукавого, – не скрывает предприниматель. – Но в нашем интернет-магазине можно купить обувь существенно дешевле, чем на некоторых крупных маркетплейсах: там все цены изначально завышены, а потом их снижают, выдавая за скидки. Без этого никак. Мы же, работая напрямую с производителями, сокращаем цепочки посредников, поэтому и цены у нас самые адекватные. К тому же у «Ронокса» уже давно сформировалась своя клиентская база – к нам приходят целыми семьями. Если не забывают принести старую обувь, то еще получают хорошую скидку на обнову.
Уже третий год подряд «Ронокс» занимается еще и продажей одежды: куртки, пуховики, трикотаж, аксессуары прочно закрепились на полках в торговых сетях этого производителя. За столь короткий период уровень продажи одежды достиг 20% от общего объема корпоративных продаж. Компания сделала ставку на комплексный подход в работе с покупателем и не прогадала.
Сегодня в торговой сети «Ронокс» уже вовсю идут предновогодние распродажи, каждые выходные там действуют «белые субботы» в пику «черным пятницам». Венцом распродаж станет розыгрыш iPhone-13 Pro Max, назначенный на 26 декабря. Подробности акции — на сайте ronox.su.
– В новый год будем входить с надеждой и верой, что в декабре 2022-го с пандемией будет покончено, но для этого необходимо всем вакцинироваться, – заявляет Станислав Олтаржевский. – Желаю томичам доброго здоровья и позитива!
Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев
На правах рекламы.