Адаптация-2021

Как пандемия и глобализация влияют на экономику предприятий легкой промышленности

О состоянии легкой промышленности в регионе можно судить на примере обувной фабрики «Ронокс»: ее работа отражает все изменения отрасли в условиях действующих ограничений и адаптации на потребительском рынке.

Нюансы производства

Процесс изготовления обуви долгий и материалоемкий: кожа, колодка, подклад, стельки, фурнитура… Нет одной составляющей – и сразу же рушится ритм производства.

– Ты заказываешь кожу под определенную модель, а она вовремя не пришла на склад, – рассказывает директор ООО «Ронокс» Станислав Олтаржевский. – Далее собираются комплектующие под эту модель, она практически сшита, но нет подошвы. Или другой вариант: ты раскроил, сшил модель, есть подошва, но вовремя не пришла колодка. Все это откладывается в сторону, и ты начинаешь цикл заново, уже под другую модель, рассчитывая на то, что здесь-то уж точно все поступит в срок. В это время подошла подошва к первой модели, ты вновь перестраиваешь производство – все эти метания никогда не доводят до хорошего. Но нам деваться некуда, приходится приноравливаться, хотя на все это нужно время. А когда ограничения то ужесточают, то ослабляют, нет полной уверенности в стабилизации технологического процесса, так и брак можно просмотреть.

Ломка производственных звеньев

Итак, первая большая проблема в начале года была связана с работой смежников, из-за которых постоянно срывались обязательные сроки поставки комплектующих. Причиной стал ковид.

– В этом году мы не доделали почти 5 тысяч пар обуви из-за того, что сначала ушли на карантин одни смежники – те, что делали подошву: из 80 человек на работе оставалось 11. Потом болели поставщики кожи, фурнитуры и так далее, – объясняет причины срыва заказов предприниматель.

Чтобы избежать остановки собственного производства из-за болезни сотрудников, а значит, и несвоевременной поставки готовых изделий в торговую сеть, руководитель «Ронокса» провел собрание внутри коллектива, результатом которого стала 100-процентная вакцинация, за исключением тех сотрудников, у кого на руках был официальный медотвод.

Для объективной картины уточняем – после вакцинации в коллективе заболело семь человек, но они перенесли инфекцию в легкой форме, так что в целом ковид не оказал влияния на работу обувного производства.

Китайский сюрприз

Вторая проблема – контейнерный кризис: у «Ронокса» немало импортных комплектующих, значительная часть которых приходит из Поднебесной. Все та же пандемия и торговая война Америки и Китая нарушили глобальные цепочки поставок.

К тому же правительство КНР сейчас ведет активную политику перехода на зеленую энергетику, что приводит к полной либо частичной остановке предприятий. Так случилось и с партнерами «Ронокса», которые вынуждены были работать сначала пять суток через пять, а теперь – двое через пять. Понятно, что такой ограниченный режим производства существенно тормозит работу смежников, а значит, ведет к дефициту и последующему удорожанию всего и вся, начиная с сырья.

– В среднем комплектующие для производства обуви подорожали до 25%, – утверждает Станислав Олтаржевский. – А если тебе необходимо 36–38 комплектующих на одной паре обуви… Это у нас, у обувщиков, такие расходы, а у швейников на некоторые виды ткани цена поднялась до 60%.

На вкус и цвет

Тем не менее «Ронокс» заказал новую летнюю коллекцию, правда уже не только в Китае, но и в более доступной Турции. Из-за локдауна попасть в Поднебесную теперь невозможно. Раньше томские специалисты регулярно выезжали к соседям на выставки и на предприятия партнеров, но в период пандемии границы закрылись, а картинки из Интернета не устраивают: то, что красиво смотрится на планшете, очень часто не совпадает с реальностью. Вот почему томичи теперь заказывают новые коллекции очень осторожно и только через штучных производителей, которые нашли возможность представлять свои коллекции на выставках в России, где товар можно потрогать руками.

– Будет опять очень большой ассортимент летней коллекции, – сулит сибирским модникам предприниматель, – при этом цены обещаем держать адекватные, не завышать. Новинки появятся в сети в феврале следующего года, как только будут освобождаться торговые полки от зимней обуви.

И пока технологи и маркетологи «Ронокса» обсуждают модные направления летней обуви, собственная продукция фабрики из зимней коллекции к началу декабря практически полностью распродана. И немудрено: модели впечатляют современным дизайном и качеством исполнения.

– Пик продаж, конечно, уже прошел, и все, кто хотел приобрести обновы, это сделали заранее, в начале осени или даже летом. Естественно, что исчезли ходовые размеры, – констатирует руководитель. – Правда, мы не всегда можем предугадать, что будет востребовано потребителями. Например, тебе, как специалисту, нравится одно, а покупатель приходит и голосует рублем совсем за другое. Иногда 200 пар одной модели могут уйти за неделю.

Сегодня томские производители обуви делают упор на современные тренды, где, помимо изя­щества, немаловажное значение имеет вес изделия. Ну и, конечно же, его цена. В целях удешевления товара, а еще из-за дефицита натурального меха, обувщики все чаще стали использовать натуральную шерсть.

– Но мы не отказываемся совсем от моделей на натуральном меху, на них есть свой спрос, – говорит Станислав Олтаржевский. – Да, мех скрадывает форму, поэтому обувь не такая элегантная, но зато комфортная. А что еще нужно для настоящей зимы?

«Честный знак» для честных

С 1 июля 2020 года вступила в силу обязательная маркировка для обуви. Томские обувщики как законопослушные производители выполнили все условия правительственного нововведения. Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров должна была освободить рынок от фальсификата, предоставив игрокам равные конкурентные условия на рынке.

– Никто никуда не ушел, – утверждает Станислав Русланович. – Я как-то говорил, что это закон «для верующих»: кто верит, тот наносит маркировку, кто не верит, тот ее не ставит. Хотя сейчас на границе проверяют наличие «Честного знака» на ввозимые партии. Тем не менее на любом рынке или в магазинах, продающих дешевую обувь, вы не везде увидите маркировку на товаре, а если она и есть, то не всегда совпадает с базой.

Пока же, утверждает владелец «Ронокса», вся эта шумиха принесла производителям лишние проблемы. Вот когда «Честный знак» станет законом для всех участников рынка, тогда и можно будет говорить что-то конструктивное.

– Но мы-то на виду, нам по-другому нельзя, – говорит Станислав Олтаржевский и замечает, что за полтора года все серьезные сети в Томске ввели маркировку, являясь законопослушными исполнителями. И порядок, возможно, будет наведен, но не в ближайшей перспективе.

ОКВЭДы спасения

В этом году «Ронокс», как и многие другие субъекты крупного и среднего предпринимательства, получил господдержку на период действия ограничительных мер в связи с коронавирусом.

– Все производители, у кого были правильные ОКВЭДы (общероссийский классификатор видов экономической деятельности с расшифровкой на 2021 год), получили компенсации, хотя многие предприниматели не обращали на них раньше внимания. Причем деньги из банков приходили очень быстро: после подготовки документов вопросы решались в течение недели. Транши поступали на погашение заработной платы, некоторые виды закупок, комплектующих. Если бы нам пришлось платить из своего оборота, было бы очень туго, – не скрывает руководитель «Ронокса».

«Белые субботы» и айфон счастливчику

Уходящий год, по словам Станислава Олтаржевского, был трудным, но тот, кто работал и не впадал в панику, жив, трудится и строит планы. Да, с одной стороны, производству стало труднее выживать, ведь в период кризиса падает покупательская способность на непродовольственные товары. Люди стали заметно экономить, причем на качественной обуви. Сегодня есть перекос в сторону интернет-торговли. Правда, кто хоть раз там обжегся, покупает обувь только вживую.

– Мы сами работаем по Интернету, у нас есть договоренность с Wildberries, хотя, скажу однозначно, все эти скидки в большей степени от лукавого, – не скрывает предприниматель. – Но в нашем интернет-магазине можно купить обувь существенно дешевле, чем на некоторых крупных маркетплейсах: там все цены изначально завышены, а потом их снижают, выдавая за скидки. Без этого никак. Мы же, работая напрямую с производителями, сокращаем цепочки посредников, поэтому и цены у нас самые адекватные. К тому же у «Ронокса» уже давно сформировалась своя клиентская база – к нам приходят целыми семьями. Если не забывают принести старую обувь, то еще получают хорошую скидку на обнову.

Уже третий год подряд «Ронокс» занимается еще и продажей одежды: куртки, пуховики, трикотаж, аксессуары прочно закрепились на полках в торговых сетях этого производителя. За столь короткий период уровень продажи одежды достиг 20% от общего объема корпоративных продаж. Компания сделала ставку на комплексный подход в работе с покупателем и не прогадала.

Сегодня в торговой сети «Ронокс» уже вовсю идут предновогодние распродажи, каждые выходные там действуют «белые субботы» в пику «черным пятницам». Венцом распродаж станет розыгрыш iPhone-13 Pro Max, назначенный на 26 декабря. Подробности акции — на сайте ronox.su.

– В новый год будем входить с надеждой и верой, что в декабре 2022-го с пандемией будет покончено, но для этого необходимо всем вакцинироваться, – заявляет Станислав Олтаржевский. – Желаю томичам доброго здоровья и позитива!

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

На правах рекламы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × три =