Алексей Князев об инновационном развитии региона

Взгляд начинающего чиновника на вверенную ему отрасль может быть интересен тем, что не замылен, а взгляд 34-летнего замгубернатора по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Алексея Князева любопытен вдвойне: в его «прошлой жизни» ученого, изобретателя, инноватора, предпринимателя – удивительно быстрая и яркая история успеха. Именно этот опыт показался губернатору, предложившему Князеву кресло зама, самым ценным, определяющим.

Алексей Князев

Человек, который создал несколько успешных наукоемких бизнесов на основе своей разработки, в деталях знает, КАК это делать, а значит, сможет поднять тему и в масштабах региона, – сказал, представляя нового члена своей команды, Сергей Жвачкин.

Алексей Князев рассказал «ТН» о том, каким ему видится томское инновационное настоящее и будущее уже из кресла вице-губернатора.

— В Томске хороших, продуктивных научных идей несколько тысяч, и новых ежегодно возникает не менее тысячи. Предприятий, которые эти идеи реализуют, в год образуется в лучшем случае 50. Тех, кто дорастает до оборота, скажем, 100 млн рублей, – в пределах десятка. Свыше миллиарда – пересчитать хватит пальцев одной руки, и у них 20-летняя история. То есть главная проблема в том, что у нас отлично работает генерация научных идей, но нет систематической реализации результатов в промышленных масштабах.

– Почему?

– На недавней встрече с руководителями примерно 40 малых вузовских предприятий я спросил: «Кто из вас получал государственную поддержку?» Оказалось,  все. А кто работает по бизнес-плану? Ни один! Нет культуры ведения бизнеса. Наши инноваторы не понимают, как должен выглядеть конкурентоспособный продукт, куда его продавать, жалуются, что нет рынка, надеются на госзакупки. У нас инновационные предприятия создают, чтобы участвовать в программе «Старт» фонда Бортника или получить иной грант. Это же нонсенс! Да и команды, создаваемые инноваторами, зачастую ущербны. Вокруг идеи, технологии собираются ребята, понимающие научно-техническую составляющую, но ведь этого недостаточно, чтобы продавать! На старте надо брать в проект экономиста, маркетолога и даже психолога.

«Сместить вектор»

– Но томский малый высокотехнологичный бизнес получает немалую поддержку от власти…

– Во-первых, у нас слабая экспертиза: мы поддерживаем все подряд, не задумываясь о том, что некоторые проекты несостоятельны, их экономика не просчитывается. Во-вторых,  нет системы обратной связи. У нас есть ряд великолепных программ субсидирования, поощрения, компенсации и т.д. Мы делаем массу финансовых инъекций в бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации, малые предприятия, но системной, 100-процентной обратной связи нет, а ее нужно усиливать, чтобы понимать реальную отдачу от вложений и определять точки роста.

Мы как-то не привыкли спрашивать с науки, нужно ли кому-то то, что она сделала за государственные деньги, а это совершенно необходимо. От того, что наши ученые отчитываются только лишь по количеству опубликованных статей, становится страшно. Многие работают над темой, потому что это поручил научный руководитель, потому что самому ковыряться нравится, потому что есть такой прибор или грант…

– А как должна определяться тематика исследований?

– В программах инновационного развития крупных предприятий расписано, что промышленности нужно от науки. Но наука этих программ не видела! Значит, нужно больше площадок, на которых ученые будут встречаться с промышленниками. Большинству невостребованных томских разработок нужно лишь чуть сместить вектор – и они окажутся в тренде.

– Но академическая наука ориентирована на фундаментальные исследования…

– Да, но раньше результаты этих исследований из НИИ передавались прямиком в проектные институты, а теперь их нет – передавать некуда. Получается, ученый, который что-то изобрел, сам должен и реализовывать? Опять нонсенс.

– И какое решение? Как увязать в одной упряжке коня, крупный бизнес, и трепетную лань – науку?

– Кластер – это и есть связка, которая сцементирует все компетенции в одном месте для максимального эффекта. Сейчас создается томский фармкластер. Мы уже получили от участников большое количество проектов, сейчас экспертируем их, выбирая, что может быть сделано за государственные деньги. В планах – создание инжинирингового центра, где технологии доращиваются из маленьких в большие, центра прототипирования. Попробуем сделать региональный венчурный фонд. Профинансируем самые перспективные разработки, сделаем для них элементы инфраструктуры, чтобы бизнес встал на ноги…

О новой тактике

– Инновационная инфраструктура создана немаленькая. Чего еще не хватает?

– Не хватает предприятий, где бы наши замечательные мозговитые ребята нашли себе применение, и прежде всего R&D-центров вроде сибуровского НИОСТа. Томск ежегодно выпускает 15 тыс. молодых специалистов, из них 1,5 тыс. с красным дипломом. Давайте селекционировать – оставлять у себя лучших! 10–20 R&D-центров, на которых будет трудоустроено тысячи четыре человек, и станут критической массой, которая изменит ситуацию. Мы сейчас собираем по вузам предложения по тем крупным компаниям (в том числе зарубежным), которые могли бы здесь построить свои R&D-центры. Будем ездить, убеждать, что Томск – самое подходящее для этого место. Нужно создать систему, чтобы бизнес-предприятий рождалось больше и чтобы они как можно быстрее становились успешными и богатыми.

– Как дела на ТВЗ? Вложены миллиарды, а обороты у большинства из полусотни резидентов все еще жиденькие. Почему?

– Томская ТВЗ по объему заработанных денег и степени освоенности – первая в России. Она, может, и незаметно для внешнего мира, но реально развивается внутри себя. На многих площадках идет интенсивная стройка. Суммарный пакет инвестпредложений – 23 млрд рублей (сроки реализации проектов – от года до 9 лет). Сейчас для зоны наступил хороший период: эйфория от этапа больших средств прошла, наступило испытание безденежьем, и это будет время развития.

– Уже понятны основные очертания стратегии дальнейшего инновационного развития региона?

– Вы знаете, во всех стратегиях инновационного развития российских регионов примерно одно и то же написано. Но, к сожалению, между стратегиями и их реализацией – огромная разорванность. Я заинтересован не столько в создании новой стратегии, сколько в тактике – перечне конкретных шагов, мероприятий и эффективной их реализации.

Ничего инновационного: все рецепты давно написаны, надо разумно ими воспользоваться и работать по этому плану – последовательно и адекватно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + 12 =