Аллергией можно управлять

Профессор Елена Камалтынова вместе с коллегами доказала это на практике

Как менялась за последние годы педиатрия? Что роднит медицину с криминалистикой? Каков предельный возраст юных пациентов? Об этом и не только рассказывает заместитель главного врача областной детской больницы, профессор кафедры факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета СибГМУ, заслуженный врач Российской Федерации доктор медицинских наук Елена Камалтынова.

Дорогой мой доктор

В старших классах она оказалась на распутье – что выбрать: иностранные языки или медицину? Круглая отличница одной из специализированных школ Алма-Аты могла поступать в любой вуз столицы Казахской ССР. А она вместе с группой друзей, в которой был и сегодняшний завотделением санавиации ТОКБ Сергей Моторин, отважилась на поездку в Томск. К тому времени обладательница красного аттестата уже определилась с будущим направлением своей жизни. И помогла ей в этом трилогия Юрия Германа, сокращенный вариант которой был воплощен в фильме «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в главной роли.

Поступить в Томский мединститут с первого раза не получилось. Зато со второй попытки все вступительные экзамены девушка сдала на одни пятерки. На третьем курсе в учебной программе будущих педиатров появилась патофизиология, а вместе с новой дисциплиной у студентки стал отчетливо проявляться интерес к науке.

Елена Камалтынова с теплом вспоминает удивительную атмосферу на кафедре, которую тогда возглавлял академик Гольд- берг, и своего первого научного руководителя Валентину Степановну Лаврову.

– Студенческая жизнь кипела, и мы старались успевать всё – учиться, заниматься наукой, читать книги, бегать на танцы, переходя из одного общежития в другое. Это были места неформального общения и знакомства. Там же складывались будущие семьи, в том числе и моя, – улыбается Елена Михайловна.

Окончив вуз с красным дипломом, она не могла сразу поступить в аспирантуру, нужно было отработать по распределению. Елену Камалтынову направили в детскую поликлинику на ул. Пушкина, сразу назначив старшим педиатром. В то время там было 19 участков. Молодого доктора бросили в свободное плавание, поэтому учиться и находить общий язык с врачами, пациентами приходилось на ходу. Проработав три года, она окончательно убедилась в том, что поликлинический формат ей не подходит – наука взяла свое.

Сначала устроилась старшим лаборантом на кафедру педиатрии, потом перешла на ставку ассистента и, по ее собственным словам, много-много лет отработала чисто кафедральным сотрудником. В советское время кафедра базировалась в больнице на Белом озере, поэтому давала возможность широкой лечебной деятельности. Когда в учреждении начался ремонт, нескольких врачей перевели в областную детскую больницу на ул. Карла Маркса. В 80-х годах прошлого столетия ее возглавлял знаменитый Владимир Сальников.

На новом месте коллеги-единомышленники – Людмила Бушмелева, Людмила Огородова, Елена Камалтынова – решили развивать детскую службу аллергологии-иммунологии.

– Это направление было очень востребовано в медицине, – подчеркивает Елена Михайловна. – Тогда ведь еще не было лекарств для лечения бронхиальной астмы, атопического дерматита. Мы проводили бессонные ночи с тяжелыми больными.

Энтузиастам отвели небольшое помещение под аллергологическую службу и иммунологическую лабораторию. Становление нового подразделения шло постепенно – со временем появился скрининг, неонатальный скрининг, в том числе на первичные иммунодефициты с возможностью трансплантации костного мозга. А аллергические заболевания, по словам профессора Камалтыновой, стали практически полностью управляемыми. Сегодня в Томской области нет ни одного ребенка с инвалидностью по бронхиальной астме.

Ориентир на золотой стандарт

За эти годы менялись методики заболеваний, росла материально-техническая база. Сегодня централизованная лаборатория больницы оснащена высокотехнологичным оборудованием, на котором проводятся уникальные виды исследований по золотому стандарту в области клинической диагностики и мониторинга аллергии, бронхиальной астмы и аутоиммунных заболеваний. Лечение и обследование в стационаре и поликлинике осуществляются в соответствии с международными рекомендациями GINA, что уже более 30 лет исключает тяжелые последствия легочных заболеваний. Долгие годы работала созданная при отделении астма-школа, где учили родителей и детей предупреждать приступы.

На основе конструктивного диалога

Пациентами отделения иммунологии и аллергологии областной детской больницы являются дети с 28 дней до 18 лет. Как говорит сама профессор, «от новорожденных до взрослых дяденек». В любом случае здесь ведется не только лечение, но и диалог с родителями.

– Если родители объединяются с врачами и вместе стоят на одном конце, а болезнь на другом, то такой союз всегда побеждает, – авторитетно заявляет профессор. – А если кто-то из взрослых опускает руки, тогда лечить тяжелых, хронических детей очень сложно.

В качестве позитивного примера она приводит случай с трехлетним малышом, у которого обнаружили врожденную аномалию развития кишечника. Большую часть органа ему пришлось удалить еще в перинатальном центре, а задача докторов больницы заключалась в том, чтобы обучить маму ухаживать за грудничком, грамотно выполнять все медицинские манипуляции. Доктора сделали все возможное и невозможное, чтобы этот ребенок жил, причем на качественном уровне.

– Я не могу сказать, что у меня есть любимчики, есть просто дети, в которых мы очень много вложили, стараясь облегчить их жизнь, и от которых чувствуем отдачу. Есть даже такие, кто захотел пойти в медицину.

За последние десятилетия, по наблюдениям профессора Камалтыновой, педиатрия сильно изменилась, на смену воспалительным заболеваниям пришли аутоиммунные.

– Когда мы только начинали работать, было очень много пневмоний, деструктивных пневмоний. Мы имели дело с тяжелыми больными. Продолжительность жизни детей с хроническими заболеваниями была очень короткая: пять-семь лет в отдельных нозологиях, некоторые погибали до года. Взять ту же бронхиальную астму с ее летальными исходами, инвалидностью, осложнениями от терапии. Сейчас совсем другая педиатрия. Может быть, не настолько ургентная (неотложная), сколько тяжелая в плане диагностики и длительности лечения.

По словам одного из самых авторитетных врачей региона, когда она с единомышленниками только приступала к работе, по всей области фиксировалось два-три случая воспалительных заболеваний кишечника, а сейчас их стало очень много. И причина их происхождения не совсем ясна. Образ жизни, характер питания, лекарственные препараты?

– И конечно, изменились прогнозы, появилось огромное количество лекарственных препаратов, доступных для пациентов, – подчеркивает Елена Михайловна. – Если говорить о бронхиальной астме и атопическом дерматите как аллергических болезнях, сначала появились ингаляционные кортикостероиды. Сейчас в дополнение к ним выпускаются генно-инженерные препараты, которые не только облегчают жизнь пациентам, но и позволяют контролировать течение той же астмы. Вот если бы они появились на рынке раньше, у наших больных была бы совсем другая жизнь.

Точно так же изменилась жизнь пациентов с диффузными заболеваниями соединительной ткани. Чаще всего это ревматоидный артрит, который прежде лечили гормонами. А сейчас больные получают генно-инженерную терапию. И качество их жизни совершенно меняется, а потому уменьшается число инвалидов.

Подобная картина прослеживается и в группе онкологических заболеваний. Нельзя сказать, что их стало больше, просто специалисты научились их оперативно выявлять, следовательно, и раньше приступать к лечению. Здесь важно вовремя поставить диагноз. Вот для этого педиатры проводят специализированные семинары и конференции.

Знания лишними не бывают

Из многочисленных регалий и наград Елене Камалтыновой особенно дорого и почетно звание «Заслуженный врач РФ». И обладателей этого звания в областной детской больнице немало. Среди коллег Елены Михайловны – Людмила Краева, Зинаида Маевская.

Но доктор Камалтынова знаменита не только своими методиками лечения, она состоялась и как педагог. На базе больницы она ведет занятия со студентами кафедры факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечфака СибГМУ.

– Поскольку я работаю с ними давно, стараюсь, чтобы в первую очередь они были интеллигентными людьми, владеющими не только медицинскими знаниями, – объясняет свое кредо педагог. – Большей частью лично я обучаю педиатрии студентов лечебного факультета и каждый раз говорю им, что знания никогда не бывают лишними. У нас мало таких специальностей, где есть определение «детский» – детский хирург, детский эндокринолог, детский кардиолог. А вот детского ЛОРа, невролога, реаниматолога нет – это все общие специальности, поэтому учитесь и запоминайте.

Медицина, считает Елена Михайловна, достаточно азартная работа, которую можно сравнить со следственной:

– Ведь нам, как и опытным криминалистам, по каким-то мельчайшим симптомам (уликам) необходимо поставить точный диагноз (взять верный след), назначить правильное лечение и в конечном итоге победить болезнь (обезвредить преступника). Такой успех дорог особенно тогда, когда видишь счастливые глаза здорового пациента.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 16 =