Андрей Сальников о том, как сделать частный федеральный банк своим для томичей

Сальников

В мае Промсвязьбанк отметил свое 19-летие. А в июне 10-летний юбилей отмечает томский офис одной из ведущих кредитно-финансовых организаций страны. Сегодня Промсвязьбанк входит в топ-10 крупнейших банков России и в топ-500 крупнейших банков мира. Региональный директор Томского офиса ОАО «Промсвязьбанк» и просто интересный человек Андрей Сальников в преддверии юбилея побывал в гостях у «ТН» и рассказал, как федеральному частному банку удалось добиться таких высоких показателей, как за 10 лет изменились банковская сфера и предпринимательство Томской области, а также как поехать на Олимпийские игры и не сфотографироваться с Овечкиным. Кроме того, это интервью можно воспринимать как пособие для руководителей по формированию профессионального и успешного коллектива.

Имперский подход

– Андрей Викторович, вы можете выделить за десятилетнюю историю Промсвязьбанка в Томске какие-то ключевые моменты, вехи развития?

– Какие-то периоды выделить непросто, как правило, у банков они тесно связаны с подъемами и спадами экономики и характерны для всех без исключения субъектов рынка. Правда, в истории нашего офиса был переломный момент – случилось это в 2011 году. Мы долго искали способ, как доказать томичам, что пришли всерьез и надолго, как стать «своим» для города с богатой историей. Поэтому я считаю самым ярким, самым знаковым событием возвращение томичам памятника архитектуры. Мы полностью восстановили здание торгового дома «Михайлов и Малышев» (с января 2011 года в нем располагается центральный офис банка), а оно, как часть культурного наследия, принадлежит всем горожанам. Возможно, это, конечно, совпадение, но именно с тех пор мы стали серьезным игроком на региональном рынке и очень заметными для широкой общественности.

– Есть какая-то разница между работой в обычном офисе и в здании с такой историей? Чувствуется аура, атмосфера солидного томского купечества?

– Разница колоссальная. У меня даже есть коммерческий прием: всеми правдами и неправдами заманить потенциального партнера на свою территорию. Когда он попадает к нам, то тон и темы разговора кардинально меняются. Восторги, экскурсия по зданию… и в итоге выстраивается диалог. Работает почти без сбоев. С точки зрения организации труда – коллективу намного приятнее работать в просторных помещениях, а не в тесных клетках. Каждый чувствует особую гордость за банк и сопричастность к истории родного города. Мы всегда были конкурентным работодателем, но после переезда в здание-памятник соискатели зачастую стали принимать решение в нашу пользу уже на входе.

Однако есть и проблема. Сводчатая система потолков создает определенный эффект распространения звука, но мы к этому привыкли и научились с этим работать.

– Промсвязьбанк – один из немногих банков, которые очень много времени уделяют общественной деятельности. Вы проводите различные выставки, организуете культурные мероприятия. Вы это расцениваете только как инструмент привлечения клиентов или за этим скрывается меценатство, проявление патриотических чувств?

– Не буду лукавить: конечно, мы преследуем и коммерческие цели. Но они, если можно так сказать, макроуровня: мы работаем над повышением стоимости бренда банка. Если говорить о мотивации, то для меня очень важно, чтобы эти проекты долго жили и приносили пользу горожанам. Кроме того, есть и более простая задача – мы пытаемся разбавить ежедневную картину собственной монотонной работы. Поначалу это представлялось только меценатством, но затем мы стали получать удовольствие, не побоюсь этого слова – испытывать драйв… В культурные проекты сложно входить, но еще сложнее с ними расставаться. Так что будем продолжать.

Кадрам – рост

– Насколько тяжело федеральному частному банку заходить в регионы и развиваться там?

– Крупный частный банковский бизнес – очень непростая ноша, но у всего есть свои минусы и свои плюсы. Конечно, нам непросто конкурировать с государственными банками, особенно в последние годы, когда фокус сместился в госсектор, а государство выступает в роли одного из немногих серьезных инвесторов. Но именно эта конкуренция заставляет нас активно развиваться. Подчеркну, что именно конкуренция с госбанками для нас основной драйвер развития, частные банки в качестве конкурентов мы давно не рассматриваем.

Поскольку конкурировать ценой и другими очевидными методами с госбанками бессмысленно, нам приходится работать в сложных сегментах рынка. Мы лидеры по таким продуктам, как, например, факторинг. Кроме нас в Томске этим всерьез никто не занимается. Мы активно работаем в области международного торгового финансирования.

Статус частного банка позволяет нам быть более гибкими, нежели госструктуры, либо структуры со сложным акционерным капиталом, западными владельцами. Нам проще подстроиться под клиента, мы быстрее реагируем на изменения рынка. К примеру, после кризиса 2008 года мы на полтора года приостановили кредитование физических лиц. Потому что понимали, что существующие методы и технологии не позволяют формировать качественный портфель. Заменили все программы, специалистов. И заново, с нуля, вышли на рынок. Какой государственный банк может себе такое позволить? Мы всегда более поджары, у нас работают думающие люди. Неспроста наших менеджеров расхватывают с руками и ногами, особенно госбанки.

– Вы уже не первый раз очень лестно отзываетесь о профессионализме своего коллектива. Как вы отбираете сотрудников?

– Собеседования проходят в несколько этапов – кадровая служба, руководитель отдела, мой профильный заместитель. Финальная встреча, как правило, со мной.

Почти все соискатели работы в банке сегодня одинаковые: хотят зарплату от 30 тыс., рабочее место с хорошим компьютером, никаких клиентов, пятидневную рабочую неделю и желательно без сверхурочных часов. При этом два высших образования, планы на третье. Зачем? Настолько социально не адаптированные, профессионально не ориентированные… Таких людей мы не берем на работу.

Портрет сотрудника Пром­связьбанка, с нашей точки зрения, достаточно простой. Это человек, у которого в жизни, в профессиональной деятельности есть какая-то цель. В ходе собеседования с соискателями мы пытаемся выявить, чего они хотят достичь в жизни, в карьере, есть ли у них примерный план хотя бы лет на пять. Это важно для того, чтобы мы понимали, с какой мотивацией потом столкнемся – что нужно сделать, чтобы получить максимальный эффект от работы с этим человеком. Плохих приоритетов нет. Если человек хочет как можно больше денег – это нормально. И если мы выстроим правильную финансовую систему мотивации, он будет отдавать работе все силы.

Конечно, за всем этим должна стоять и необходимая профессиональная подготовка, наличие опыта работы. Смотрим и на умение выстраивать отношения в коллективе. Часто так бывает, что сбитые команды отторгают людей, которые по каким-то параметрам не подходят.

Мы рассказываем соискателям о возможностях карьерного и профессионального роста, которые у нас есть. А они приличные. В Промсвязьбанке поощряется ротация кадров, люди часто переезжают в другие регионы. Только в московский офис перешли работать пять томичей, а еще есть опыт переезда в Петербург, Новосибирск, Ярославль. Кроме того, 70% среднего руководящего состава мы стараемся формировать из своих сотрудников. И если в подразделении за определенный период не выросли специалисты, которых мы бы могли рассматривать как кандидатов на руководящую должность, – это вопрос к начальнику отдела.

Если человек понимает, как он будет этими возможностями пользоваться, это дает ему дополнительные преимущества при отборе.

Сейчас у нас практически нет проблемы текучки кадров. Часто даже бывает такое, что те, кто когда-то ушел, стараются вести переговоры о возвращении.

Предпринимателя на мякине не проведешь

– Как строятся ваши отношения с властями?

– Власти понимают, что Пром­связьбанк – банк в хорошем смысле слова предсказуемый и ответственный, ведущий взвешенную финансовую политику, что позволяет сохранять нормальный климат в региональной экономике. При этом мы активно участвуем в мероприятиях, связанных с обсуждением направлений развития региона. В частности, я вхожу в экспертный совет по инвестициям. Кроме того, мы активно контактируем с муниципалитетом Томска (поскольку представлены только в областном центре), взаимодействуем по важным вопросам. В частности, работаем с учреждениями бюджетной сферы.

– Десять лет развития Пром­связьбанка пришлись на период становления современной экономики Томской области. Как она изменилась за это время?

– Откровенно говоря, мало что изменилось за 10 лет. Мы так и не смогли найти свой путь развития. «Инновационный акцент» не принес ожидаемого результата, сколь-нибудь существенных производственных мощностей не создали… Есть успешный опыт развития небольшого числа частных компаний, ставших заметными в общероссийском масштабе, но это результат усилий отдельно взятых команд и, к сожалению, единичные примеры. Сейчас время утеряно, соседние регионы во многом ушли вперед. Ведь сегодня внутригосударственное устройство направлено на конкуренцию между регионами за ресурсы, бюджетные средства, целевые программы.

– Что можете сказать об эволюции рынка банковских услуг, портрета томского предпринимателя за эти годы?

– Томск всегда отличался от других регионов тем, что у нас очень профессиональный и взыскательный предприниматель. Его на мякине не проведешь. В соседних регионах бизнесмены покупают те банковские продукты, которые им предлагают. Наши – изучают условия, просчитывают выгоду, внимательнее относятся к сервису, что-то отвергают. Десять лет назад это почти не ощущалось, но сейчас – очень явно.

– Банки как-то реагируют на такую картину?

– Они вынуждены. В Томской области хозяйствующих субъектов, которые постоянно развиваются, которым на это можно давать деньги, не очень много. А банков предостаточно. Поэтому развивается конкуренция. Это, кстати, касается и физических лиц: в Томске грамотные потребители. Наши потенциальные заемщики, прежде чем подписать договор, все досконально изучат, сходят в пять банков. А потом еще попросят менеджера одного из этих банков помочь выбрать… У нас такой стиль работы, что мы не требуем ответа сразу же. Но хотим, чтобы в следующий раз клиент сам позвонил. Ведь у каждого есть свой автомеханик, свой парикмахер, свой адвокат. Поэтому к просьбам посоветовать относимся лояльно. Это уменьшает показатели производительности труда, но, надеюсь, прибавляет постоянных клиентов.

– Среди них есть те, кто с вами все 10 лет?

– Конечно. Таких много. Мы выстраиваем диалог со своими клиентами, они это ценят. Например, мы никогда не стараемся замкнуть все финансовые потоки предпринимателя на себе. Есть желание работать еще с одним банком – пожалуйста. Таким образом, мы снижаем риски и избегаем психологической усталости.

Об Олимпиаде и не только

– Андрей Викторович, почему вы в 2006 году выбрали именно Промсвязьбанк?

– Я не выбирал, банк меня выбрал. На прошлом месте я отработал 13 лет и уже собирался что-то менять – были неоправдавшиеся надежды… И тут поступило предложение. Пока все устраивает.

– Вы сами берете кредиты в банках?

– Я весь в кредитах! Дело в том, что я не умею копить. Поэтому, когда нужно сделать крупную покупку, вынужден брать кредит.

– Мы знаем о вашем неравнодушии к спорту.

– Да, я всегда был спортсменом, играю во все игровые виды спорта. В школе и вузе хорошо бегал на лыжах, имел разряды по легкой атлетике… Но я не мог найти мотивацию бежать на лыжах 15 километров. Прибегал на финиш – и какое-то опустошение.

Я достаточно долго профессионально занимался футболом, на это ушло много времени и здоровья. В последнее время увлекся дайвингом.

– Сейчас вы больше любите поболеть?

– Меня сложно назвать активным болельщиком. Последний футбольный сезон я практически пропустил, потому что после смены руководства клуба перестал с пиететом относиться к «Томи».

Мне больше интересна сама атмосфера спорта, праздника. В этом году мне вместе с сыновьями удалось побывать на Олимпийских играх в Сочи. Я понимал, что такой шанс выпадает нечасто. Тем более сыновья уже в том возрасте, когда ребенок адекватно воспринимает окружающую действительность, – одному 10 лет, второму 15.

По стечению обстоятельств мы жили в самом центре событий – рядом с членами Международного олимпийского комитета. Все объехали, все посмотрели. Масштаб госстройки, конечно, впечатляет. Особенно горный кластер. Огромный комплекс отелей, спортивных площадок, транспортного сообщения. Конечно, все создавало впечатление свежеотделанной квартиры, но через пару лет недоделки зарастут травкой, и это будет шикарный курорт.

Организация, обслуживание, безопасность были на высшем уровне. Ничто не вызывало никакого напряжения. Мы нигде не стояли в очереди. Нас ни разу не облаяли. Ничего не украли. На пропускных пунктах, где происходил досмотр, постоянно скапливалось много народу, но до моего 10-летнего сына ни разу не дотронулись пальцем, предварительно не спросив об этом меня.

Я общался с членами МОК, и они сказали, что с точки зрения сервиса, организации они таких Игр не видели. Причем это была оценка не в телевизионных речах, а за стаканом хорошего напитка.

– Что за история приключилась между вашими детьми и хоккеистом Александром Овечкиным?

– Историей это сложно назвать… Но этот случай запомнится моим детям навсегда, думаю, что через годы мы будем со смехом вспоминать об этом. Помните, как все переживали за нашу сборную по хоккею? На следующее утро после поражения от Финляндии мои сыновья встретили в парке Овечкина. Старший подошел, попросил сфотографироваться, тот согласился, а в это время мимо проходил младший сын и сказал, что с проигравшими фотографироваться не будет. Александр к этому отнесся позитивно, обменялся шутками со старшим сыном… Поэтому фотографии моих детей с Овечкиным, к сожалению, нет. Кстати, старший до сих пор об этом жалеет, особенно после чемпионата мира по хоккею.

– На чемпионат мира по футболу случайно не собираетесь?

– На тот, который сейчас проходит в Бразилии, не получилось поехать. А на следующий, который пройдет через четыре года в России… Если туда мой старший сын попадет, то, конечно, поеду. Он занимается в школе «Томи», в прошлом году на чемпионате России стал лучшим вратарем в своей возрастной группе, и вот я в течение года отбиваюсь от московских селекционеров. Дело в том, что он должен сделать выбор: либо футбольная карьера, либо образование. Он сейчас готовится к серьезной учебе в Лондоне. Впрочем, пока он думает, что сможет это совместить.

– Где узнаете новости, какие СМИ предпочитаете?

– Телевизор всегда работает фоном – «Россия-24» или РБК. Газеты практически не читаю, раньше любил «Коммерсантъ», пока оппозиционность там не стала преобладать над мыслью. О местных событиях узнаю из «Томских новостей». Иногда читаю журналы. Основной поставщик информации, конечно, Интернет. Но не какие-то конкретные сайты, а первые страницы поисковиков – «Рамблер», «Яндекс». Минут 40 или час в день – и хватит. В последнее время стал просматривать сайт Russia Today.

– Какие фильмы смотрите, какие книги читаете?

– Не могу сказать, что большой фанат кинематографа. Но стараюсь водить детей на все более-менее интересные премьеры. Книги – самые разнообразные, по настроению. Было время, увлекался Акуниным. В последнее время взялся за Бердяева, взрослею, видимо… Очень много времени уходит на не очень осязаемые вещи. Хочу, как мой коллега из Тюмени, начать ездить в командировки в Москву на поезде. Закрываться на два дня в купе и читать.

СПРАВКА «ТН»

Андрей Сальников родился в 1972 году в Томске. В 1995 году окончил физико-технический факультет Томского государственного университета, в 1996 году – экономический факультет ТГУ.

С 1994 по 2006 год работал в Сбербанке России, где прошел путь от специалиста до и.о. управляющего отделением.

В 2006 году пришел в Промсвязьбанк на должность начальника отдела корпоративных клиентов Томского филиала. В том же году был назначен заместителем управляющего филиалом. В 2007 году стал заместителем управляющего по развитию розничного бизнеса. В августе 2009 был назначен управляющим Томским филиалом Промсвязьбанка.

В 2012 году прошел обучение в Чикагской Школе бизнеса (The University of Chicago Booth School of Business).

Женат, воспитывает двоих детей.

 

По итогам 2012 и 2013 годов Промсвязьбанк признавался победителем премии «Финансовый престиж» в номинациях «Лучший интернет-банкинг» и «Лучшее интернет-обслуживание».

Цифра

30 тыс. томичей на текущий момент являются клиентами Томского офиса Пром­связьбанка.

10 лет на службе у томичей

  • Июнь 2004 года – филиал Промсвязьбанка начал работать в Томске.
  • Февраль 2007 года – банк открыл второй офис в Томске.
  • Июнь 2008 года – кредитный портфель банка превысил 4 млрд рублей.
  • Август 2008 года – открытие третьего офиса.
  • Май 2010 года – выпущена 10-тысячная зарплатная карта для сотрудников организаций – партнеров Промсвязьбанка.
  • Январь 2011 года – здание-памятник архитектуры федерального значения «Михайлов и Малышев» открылось после реконструкции, став новым офисом томского филиала Промсвязьбанка.
  • Декабрь 2011 года – пассивы клиентов офиса превысили 1,5 млрд рублей, томский офис стал лучшим филиалом по розничному бизнесу филиальной сети Промсвязьбанка и вошел в топ-2 самых прибыльных филиалов в сети банка.
  • Май 2012 года – открытие четвертого офиса в Томске.
  • Ноябрь 2013 года – открытие VIP-офиса для состоятельных клиентов.
  • Декабрь 2013 года – пассивы клиентов офиса превысили 3 млрд рублей.
  • Январь 2014 года – открытие пятого офиса в Томске.

Aрт-уклон

Промсвязьбанк известен в Томске своими многочисленными социальными проектами. В частности, при участии банка в театре куклы и актера «Скоморох» был поставлен спектакль «Фантазеры» в рамках проекта «Постановки начинающих режиссеров и художников в российских театрах кукол «Мы ищем таланты». Но самым душевным, самым насыщенным проектом Андрей Сальников называет арт-холл Леонтия Усова, который открылся в томском офисе Промсвязьбанка в июле прошлого года. Теперь там представлены как известные, так и новые работы заслуженного художника России.

– Для банка такой проект необычен и интересен, – считает Леонтий Усов. – Мне же приятно, что в Томске уже почти год функционирует моя выставка с регулярно меняющейся экспозицией. Причем сделана она со вкусом: правильно подобран свет, сделаны хорошие подставки и главное – само здание очень хорошо подходит для таких вещей. Наверное, и клиентам Промсвязьбанка приятно, что их финансовая организация осуществляет столь благородную миссию, а у руководства есть вкус к искусству.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + 11 =