Фото: пресс-служба ЗД ТО
С необычными подарками – саженцами яблонь – приехали в гости к воспитанникам Уртамской школы-интерната Кожевниковского района депутаты областной Думы и вместе с ребятами посадили плодовые деревья.
Учреждение это особое – здесь живут и учатся дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Яблоневый сад в Уртаме стал первенцем региональной программы «Сибирский школьный сад». Инициаторы образовательного проекта – депутаты Законодательной думы Томской области. В числе участников – 80 сельских школ из разных муниципалитетов.
Элемент воспитания
Посадкой сорока яблонь уртамские школьники не ограничились.
– У нас наготове саженцы смородины, малины, жимолости. А весь этот сад будут обрамлять красивые цветущие кустарники, – рассказывает директор школы-интерната Тамара Ромашова.
Ухаживать за растениями будут учителя биологии и воспитанники коррекционного учреждения. Опыт у них уже есть – возле интерната растет плантация смородины.
Вдохновитель программы «Сибирский школьный сад» – экс-начальник областного департамента общего образования, а ныне председатель комитета по труду и социальной политике регионального парламента Леонид Глок рассказал, что к нему как к депутату неоднократно обращались родители с просьбой вернуть трудовое воспитание в школах. Но сделать это не так-то просто. Действующий Федеральный закон «Об образовании в РФ» запрещает привлекать школьников к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия детей или родителей.
– Наша программа не нарушает законодательство. Трудовое воспитание будет исключительно добровольным или в рамках уроков труда, – пояснил Леонид Глок.
По словам депутата Галины Немцевой, элементы трудового воспитания и сейчас доступны в школе. Пример Уртамской школы-интерната наглядно показывает: все возможно, если есть воля и желание и если педагоги готовы совместно с детьми участвовать в работе.
Российские парламентарии готовят изменения в закон об образовании. Томские депутаты обеими руками поддерживают коллег из Госдумы. Правда, и после принятия поправок без согласия мам, пап и опекунов обойтись все-таки не удастся.
– Сегодняшние школьные программы готовят из человека созерцателя и потребителя, а не исследователя и созидателя. Поэтому родилась идея Сибирского школьного сада. Представьте, какие чувства испытает ребенок, который в первом классе этот саженец посадил, ухаживал за ним, а уже в пятом классе увидит на этом месте настоящее дерево. Его дерево. Он сможет реально оценить плоды своего труда. В этом весь смысл трудового воспитания, – уверен Леонид Глок.
– Нужно сделать так, чтобы дети понимали: труд – это самое важное в жизни, и только благодаря труду они смогут чего-то добиться, – поддерживает коллегу Евгений Павлов.
В планах у депутатов не только разбить сад в каждой сельской школе, но и законодательно закрепить школьное садоводство.
Училища в союзники
На площадке Уртамской школы-интерната депутаты облдумы обсудили проблемы образования детей с ограниченными возможностями и детей-сирот.
Начальник департамента общего образования Томской области Ирина Грабцевич отметила, что на протяжении ряда лет количество ребят с нарушениями здоровья остается стабильно высоким.
Парламентарии спросили, хватает ли мест в специализированных учреждениях региона. Ирина Грабцевич ответила, что в каждом муниципалитете невозможно создать такие организации, и согласилась, что в целом дефицит есть.
Председатель комитета по труду и социальной политике Леонид Глок обратил внимание на необходимость проведения в спецучреждениях грамотной профориентационной работы с учащимися и организацию филиалов совместно с учебными заведениями среднего профессионального образования.
Это предложение поддержала директор Уртамской школы-интерната Тамара Ромашова. Попытки организовать такую деятельность были, однако, по ее словам, училища к такому сотрудничеству не готовы. Ирина Грабцевич пообещала взять этот вопрос на контроль.
Леонид Глок подчеркнул: вопрос надо ставить шире. Необходимо обратить внимание не только на профессиональное обучение, но и на проблему дальнейшей социализации таких детей.