Дмитрий Евсейчук, журналист: «Мэр, решивший проблему маршруток, войдет в историю Томска»

Дмитрий Евсейчук

— Есть в Томске проблема, которая по актуальности может сравниться с плохими дорогами — плохие маршрутки. Не сами автобусы — система общественного транспорта, основанного на частных перевозках,в целом.

Тема плохих дорог приобрела особую актуальность только в последние два-три года и стала печальным символом правления мэра Николая Николайчука. А проблема маршрутного транспорта возникла еще в 90-х годах прошлого века, когда городская власть похерила муниципальный автотранспорт и полностью отдала пассажирские автоперевозки частникам.

Скандалов вокруг маршрутного бизнеса было много (в 2007 году в Томске и вовсе случился транспортный коллапс, вызванный забастовкой маршрутников), а воз и ныне там.

Проблему маршруток руководители мэрии передают друг другу по наследству: Макаров — Шатурному, Шатурный — Николайчуку, Николайчук — Паршуте. И ни один из градоначальников не смог навести в данной сфере даже подобия порядка.

Претензии пассажиров к маршрутному автотранспорту общеизвестны, поэтому напомню только основные из них: несоблюдение графика движения (особенно в вечернее время), отсутствие кондукторов, непрозрачная система установления тарифов, поведение водителей (грубость к пассажирам, курение в кабине, разговоры по телефону во время движения и т. д.).

Попытки муниципалитета решить проблему выглядели довольно неуклюже. К примеру, как качество обслуживания можно улучшить, изменяя привычные маршруты и их нумерацию?..

Самым странным способом улучшить качество перевозок стала идея мэрии о том, что если пассажиры жалуются на несоблюдение графика движения, значит, маршрут надо вообще закрыть.

22-й маршрут томичи в свое время отстояли,  сейчас чиновники ополчились на 28-й… Может, власти чего-то не поняли? Объясняю: пассажиры хотели, чтобы автобусы ходили чаще, а не того, чтобы они не ходили вообще.

Как правило, проекты мэрии по поводу маршруток были больше похожи на схемы передела рынка, чем на реальные попытки изменить ситуацию в лучшую сторону. А если здравые мысли иногда и мелькали, то их тут же забывали, как это произошло с идеей повышения тарифа в вечернее время (чтобы у перевозчиков был стимул работать допоздна).

Непонятно также, почему городская власть так спокойно воспринимает отказ перевозчиков раскрывать свою бухгалтерию, без чего невозможно установить реальную доходность маршрутного бизнеса и справедливые тарифы.

И уж никакому объяснению не поддается тот факт, что за два десятка лет мэрия так и не смогла заставить маршрутников подписать полноценный договор, в которым бы четко прописывались все условия работы и ответственность за их нарушение.

Столкнется с маршрутной проблемой и новый мэр, которого томичи выберут в октябре. У кандидатов еще есть время вставить в свои программы предложения по наведению порядка в системе общественного транспорта. Ибо тот, кто это сделает, займет достойное место в истории Томска и в сердцах его жителей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *