
Претензии к качеству бензина – одна из любимых тем автомобилистов и автомастеров. «Не топливо – бодяга, движок не тянет», – хором жаловались водители на АЗС, когда журналист «ТН» и эксперт «Центра стандартизации метрологии и сертификации» отбирали пробы.
Выбор остановили на марке АИ-95 – ей все чаще отдают предпочтение автовладельцы. Взяли и АИ-95G: чтобы выяснить, отличается ли этот, «улучшенный» вид топлива от своего «классического» собрата.
Для экспертизы отобрали 5 проб бензина марки АИ-95:
«Лаки Стар» (сеть «Лукойл») – 29,80 руб.
«Газпромнефть-Кузбасс» – 30,90 руб. (95G)
«Региональная нефтяная компания» – 30,00 руб.
«Томскнефтепродукт ВНК» (сеть Роснефть) – 29,90 руб.
Сибнефтепродукт (сеть «ELKE-авто») – 29,80 руб.
Как проверяют
— Бензин исследуем по выборочным показателям, по которым точно можно судить о составе топлива, – говорит главный специалист отдела испытаний «Томского ЦСМ» Елена Клевцова.
— Октановое число – главный показатель качества (горючести) бензина. Учитывали массовую долю серы, ароматических добавок, и, в обязательном порядке – экологические параметры топлива. Подводить результаты экспертизы будем, оценив не только качество бензина, но и то, как на АЗС работают с потребителями: есть ли в свободном доступе обязательная информация, предоставляют ли по требованию покупателя паспорт качества топлива, – уточняет ведущий инженер отдела испытаний «Томского ЦСМ» Галина Баранас.
– В рамках областной программы ведется ежегодный мониторинг качества топлива. В 2010 году проверили 50 проб, в 2012 году – 80, в 2013-м будет исследовано рекордное для региона количество проб – 200, что позволит оценить ситуацию масштабно.
Нефтепродукты должны соответствовать Техническому регламенту (имеет статус ФЗ). Контроль их качества – задача Управления Росстандарта. Увы, финансирование по этой части настолько скромное, что условий держать топливный рынок под контролем у Росстандарта нет. Ситуация повсеместная: не сомневаюсь, что скромное финансирование и, как следствие, надзор – напрямую связаны с топливным лобби в России, – считает Лариса Хустенко, замдиректора по техническому регулированию «Томского ЦСМ».
Уроки химии
Винур Аметов, профессор ТГАСУ:
— В Томскую область топливо поставляют Ачинский НПЗ – 50% рынка (Роснефть), Омский НПЗ – 30 % (Газпром), остальные 20%делят небольшие игроки: завод в Семилужках, минизаводы региона. Продукция последних чаще попадает на заправки частников, а не в крупные сети, в основном, она и вызывает нарекания.
Некоторые минизаводы выпускают бензиновые фракции под названием «топливо печное», а ушлые ребята разбавляют его бензином («подженивают»), снижая себестоимость конечного продукта. И такое сырье попадает на АЗС.
По опыту могу сказать, чем дальше от Томска, тем сомнительнее качество бензина. Это проблема локальная.
Глобальная же, в масштабах страны: изъятие из Техрегламента пункта о потребительских качествах топлива, там остался только показатель экологии. Это отчасти привело к тому, что в производстве конечного продукта все чаще используются аромодобавки – например, отходы химических производств, которыми «подтягивают» октановое число. Такое топливо уже не отвечает потребительским критериям: мощность машины меньше, тяга падает, а расход бензина увеличивается.
АИ-95 G – облегченный бензин. Его стоит покупать, если заботишься о надежности и долговечности автомобиля. При использовании более тяжелых видов топлива в машине, словно в человеческом организме, накапливается «холестерин»: в цилиндрах оседают смолы. Со временем двигатель начинает перегреваться, не отводя через детали тепло, начинают гореть поршни, клапаны. Это может проявиться после использования 500-1000 литров «тяжелого» бензина.
Экологические параметры у очищенного АИ-95 G высокие, но эксплуатационные качества ниже: хуже тянет движок, медленнее набирается скорость. Однако, если вы не автогонщик, и территория передвижения – городская среда, то есть смысл использовать именно АИ-95 G, – советует Винур Аметов.
Результаты экспертизы
1 место: «Газпромнефть-Кузбасс» АИ-95G (Евро-4). Не возникло вопросов к паспорту качества (предоставили на АЗС по первой просьбе). К качеству топлива претензий у экспертов тоже не оказалось. Эко-класс более высокий.
2 место: «Томскнефтепродукт ВНК – Роснефть» (Евро-4). Документы на АЗС представили, в них содержится вся необходимая информация. Качество топлива: октановое число в норме, но ароматика на пределе. По мнению экспертов это говорит о том, что октановое число дотянуто за счет ароматических углеводородов. Ароматики (высокооктановые добавки — толуол, ксилолы) вводят чтобы снизить себестоимость топлива.
3 место: «Лаки-стар» (Лукойл), Евро-3. Паспорт качества не предоставили («Читайте документ, приклеенный на стекле!», но эта бумага паспортом не является). По техническим характеристикам проба оказалась пограничной: АИ-95 не дотянул до нормы по октановому числу (показатель 93,2 при необходимом не ниже 95).
4 место разделили: «ELKE-авто» (Евро-3) иРегиональная нефтяная компания (Евро-3). Специалистов не устроила информация, отраженная в документах, к тому же на обеих АЗС паспорта пришлось изучать за стеклом. Проба «ELKE-авто» по октановому числу оказалась на предельном значении. Проба РНК не прошла по октановому числу: ниже нормы, на пределе и по ароматическим углеводородам. В целом о двух последних пробах эксперт сказал: «Это скорее 92-й, чем 95-й. Есть подозрение, что топливо смешали (с умыслом или без), залив в емкость, где еще оставался АИ-92».
Советы эксперта

- Не «прыгайте» с одной марки бензина на другой. Ушли на АИ-95, не возвращайтесь к тяжелому АИ-92. Двигатели привыкают к конкретному топливу, его присадкам, переход для автомобиля болезненный.
- Сохраняйте чеки на масла, фильтры, бензин, пока их используете, – это, в случае необходимости, будет основанием пойти на рекламацию. (Насторожитесь, еслимашина перестает заводиться, внезапно выходит из строя двигатель, выхлоп густой).
- Учитывая, что наш 95-й – это фактически хорошо очищенный 92-й, советую хотя бы раз в месяц залить очищенный бензин (АИ-95G), выехать на трассу и разогнаться. После того, как машина избавится от «шлаков», она будет работать лучше.
- Если возникают сомнения в качестве топлива, жалуйтесь в Росстандарт (ул. Косарева, 17 А).
- Если автовладелец «кормил» автомобиль не тем бензином, что указан в ПТС, то ремонт машины – даже стоящей на гарантии – придется оплачивать водителю. Обратите внимание, все авто 2008 г.в. и позже требуют АИ-95 и Евро-3.
Фото: Максим Кузьмин.
Если я не ошибаюсь на Лукойле пишут под колонкой что топливо Евро5 на 95-м.Хотя вечером заеду перепроверю.
и на чек обратите внимание — может там Евро-4?
Заправлялся на лукойле, пока периодически не стал загораться чек-енжайн. Ошибка — неправильная работа каталиков. Перешел на 95й гпн и проблема, тьфу-тьфу, ушла.