ЕГЭ для педагога

Учительская аттестация по-новому: анализ результатов и закрепление пройденного

Нынешняя учительская аттестация оказалась делом одновременно привычным (ведь на повышенные категории в добровольном порядке педагоги аттестуются уже лет пятнадцать) и неизведанным – потому что в прошедшем учебном году внедрялась новая ее модель. Теперь экзамен на профессию раз в пятилетку должны сдавать все педагоги детсадов, школ, учреждений дополнительного образования.

832 человека

Таково число экспертов, прошедших конкурсный отбор. В процедуре аттестации были задействованы 727 (87%) экспертов. Все эксперты прошли специальное обучение.

На первую и высшую категории по-прежнему аттестуются обстоятельно и сложно – с пухлыми портфолио, представляющими полную информацию о достижениях учителя и его учеников, с открытыми уроками и заключениями экспертов. Для получения высшей и достижения должны быть по-настоящему выдающимися.

Но и лишенным амбиций педагогам с этого года тоже приходится доказывать свою состоятельность, проходя аттестацию на соответствие должности. Здесь оцениваются уже не успехи, а скорее некий профессиональный «техминимум».

Именно эта новация и вызвала поначалу в учительском сообществе больше всего тревог и недовольства. Зато очень многими родителями была горячо поддержана.

Открытый урок доброжелательности

– Трудности были преимущественно психологические и только поначалу, когда еще мало кто понимал технологию испытаний и подготовки к ним, – говорит секретарь главной аттестационной комиссии (ГАК) главный специалист Департамента образования Томской области Татьяна Черневич. – Поставленные перед необходимостью держать экзамен, доказывая свой профессионализм, многие педагоги со стажем чувствовали обиду и раздражение.

36 педагогов

удаленных районов Томской области прошли аттестацию на категорию в заочной форме (только один по результатам заочной экспертизы признан не соответствующим заявленной категории). В будущем дистанционная форма будет развиваться еще активнее.

– Мы провели большую работу и с экспертами, и с аттестуемыми, – рассказывает заведующая Центром аттестации Наталия Назарова.

– Проводили семинары, консультации онлайн, с выездом в населенные пункты и здесь, на базе центра. Много беседовали с людьми, стараясь снизить напряженность и сделать атмосферу максимально комфортной. Всю информацию, включая сами тесты, вывешивали на сайте, чтобы люди имели возможность подготовиться к профессиональному экзамену.

Эта работа дала свои плоды: во-первых, все педагоги, проходившие испытания (1 431 человек) были признаны соответствующими должности. Во-вторых, в 97% постаттестационных анкет отмечена атмосфера доброжелательности, комфортности и взаимопонимания и только в 3% опрошенные заявили о некотором дискомфорте при прохождении тестов.

Протестировали тесты

Испытание на соответствие должности состояло из двух частей: тестирования на знание базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития образования, и решения двух психолого-педагогических задач. На первый взгляд несложно. Но вот к содержанию контрольно-измерительных материалов (КИМов) у учителей вопросы все же возникали.

– Если у психолого-педагогической задачи существует много вариантов ответов, как они будут оцениваться? – спрашивает заведующая детского сада № 10 «Росинка».

– В предложенных КИМах не учтены интересы учителей-логопедов и дефектологов… Часть заданий на знание базовых нормативных документов содержат вопросы, не связанные напрямую с деятельностью начинающего педагога ДОУ. Нужны вопросы по СанПиНу, технике безопасности, охране жизни и здоровья детей, – отмечают воспитатели из Стрежевого.

– Вопросы должны быть конкретизированы для предметников, – добавляют учителя Напасской основной школы.

– Нельзя ли разработать специальные задания для учителей технологии, физической культуры, ОБЖ, ИЗО, музыки? – предлагает замдиректора Белоярской СОШ.

«КИМы будем шлифовать»

– К старту нынешней аттестационной кампании все регионы были в одинаковом положении – опыта, наработок, готовых КИМов для новой модели ни у кого не было, – вспоминает Татьяна Черневич. – В апреле прошлого года по заданию департамента была создана рабочая группа по составлению тестов для испытаний – в нее вошли специалисты педагогического университета, ТОИПКРО, Регионального центра развития образования. Это очень большая работа: нужно составить КИМы для 30 педагогических специальностей! Но главная проблема даже не в объемах… Для нас стала очевидной нехватка в Томске специалистов-тестологов, владеющих навыками конструирования тестов.

КИМы будут совершенствоваться и шлифоваться, говорит Черневич. На будущий год наверняка изменится и структура испытания – добавятся вопросы на знание предмета и методики его преподавания, государственной политики в области образования, ФГОСов, а также на владение информационными технологиями.

Не «чистка», а стимул для развития

Средний тестовый балл составил 16,74 из 22 возможных, 24 (1,6%) человека не преодолели установленной нижней планки в 11 баллов, то есть завалили тестирование (в основном это были педагоги из глубинки). Однако государственная аттестационная комиссия (ГАК) все же признала их квалификацию соответствующей занимаемым должностям, согласившись с доводами представлений-характеристик, которые дали своим работникам руководители учреждений.

– Цель аттестации ведь не завалить и уволить кого-то, а создать условия для профессионального роста педагогических кадров и стимул для дальнейшего самообразования, – поясняет секретарь ГАК. – В аттестационных листах мы пишем рекомендации по повышению квалификации каждого педагога. Причем проигнорировать эти рекомендации не удастся. И спрос будет прежде всего с директора, который должен дообучить сотрудника и доложить об этом в ГАК. Очень важно, чтобы руководители учреждений занимались этим системно, потому что они напрямую работают с педагогом, видят в течение года все его промахи, неудачи и могут вовремя помочь их подкорректировать. Наша же задача как органа власти – сделать все, чтобы доля учителей, прошедших процедуру аттестации на получение квалификационной категории, неуклонно возрастала.

По словам сотрудников департамента образования, аттестация должна стать механизмом управления кадровой политикой региона, и в основе своей такой механизм уже складывается.

– Результаты первого этапа аттестации по-новому можно считать вполне позитивными: у нас появился опыт, стали понятными требования, видны недочеты и пути их устранения, – уверена Татьяна Черневич.– Мы считаем, что оператор – ТОИПКРО, которому департамент образования поручил проведение процедуры, сработал нынче на отлично.

Комментарий

Галина Шевченко, директор гимназии № 55 Томска, член ГАК:

– Главная особенность прошедшей аттестации – это появление инструментов, которые очень четко и конкретно обозначают результаты работы педагога и его квалификацию – благодаря структуре портфолио при аттестации на высшие категории и квалификационному экзамену в форме, похожей на ЕГЭ, при подтверждении соответствия занимаемой должности.

Последняя новация очень важна для учителей, много лет не работавших по специальности, которые сейчас понемногу возвращаются в школу. Понятно, что им надо как-то все вспоминать, догонять, самообразовываться. Одна наша учительница, вернувшись в образование после многих лет работы на заводе, чувствовала себя растерянной и сомневалась: «Мое ли это?» Но сдала тесты на 20 баллов из 22 возможных и утвердилась в решении вернуться к детям. (Кстати все четверо наших педагогов, проходивших аттестацию на соответствие должности, прошли испытание успешно: один набрал максимальные 22 балла, остальные – по 20.)

Аттестация выявила и проблему: слабое стимулирование учителей к получению высшей категории. Число педагогов, аттестованных на нее, снизилось на 22% по сравнению с прошлым годом, лучшие из лучших предпочли перейти на уровень ниже. Причина понятна: занять высшую ступень очень трудно, а надбавка к заработку невелика (за первую категорию доплата составляет 1,2 тыс. рублей, за высшую – 1,5 тыс.), выплаты из стимулирующего фонда от категории вовсе не зависят. Думаю, ситуацию надо менять, ведь от количества учителей с высшей категорией зависит и качество образования, и престиж школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 − семь =