Его величество корень лопуха

И другие царские особы натурального происхождения

Мода на здоровый образ жизни захватывает мир, а значит, спрос на экологическую натуральную продукцию растет не по дням, а по часам. И в этом плане некоторые томские предприятия – в числе лидеров.

ООО «Биолит», основанное в 1991 году научными сотрудниками Института химии нефти СО РАН, активно использует дары нашего края для производства оздоровительных продуктов. Среди них – биологически активные добавки к пище, косметические средства, продукты диетического и специализированного питания. Чем живет предприятие, недавно включенное в реестр резидентов особой экономической зоны, отмечая свое тридцатилетие? Ответ на этот вопрос дает рабочий визит на производство заместителя губернатора Томской области Андрея Кнорра.

Европа знает томичей

В цехе изготовления грануляции на площадке предприятия в Корнилове – сверкающая чистота. Здесь в специальные установки поступают различные компоненты, смешиваются, гранулируются и прямиком уходят в сушильные камеры. Следом – на расфасовку. В месяц такие установки производят порядка семи тонн продукции сорока наименований.

– Мы выпускаем биологически активные добавки на основе природного растительного сырья, косметику лечебно-профилактического действия, ухаживающую косметику, продукты диетического питания. Наша продукция активно поставляется на экспорт в страны ближнего зарубежья и Евросоюза, – рассказывает директор «Биолита» Валерий Сергун. – Плотно работаем с Белоруссией, Казахстаном, Азербайджаном. Порядка 70% наименований продукции зарегистрировано в странах Евросоюза. За последние пять лет производство у нас выросло в 3,5 раза. Ежегодно компания производит около 600 тонн готовой продукции. Мы посчитали – каждые 10 секунд мы выпускаем одну единицу продукции. Только за два последних года объем реализации увеличился на 70%. Люди начали больше обращать внимание на свое здоровье, и продукция «Биолита» стала более востребованной.

Чай для спокойствия

Основной упор в производстве специалисты предприятия делают на трех видах природного сырья. Это экстракты осины, сибирской пихты и корня лопуха. Они занимают порядка 40% экспорта. В этом году уже выпущено 3 млн 900 упаковок 500 наименований продукции.

На участке обработки экстрактов трудно отказаться от гостинца хозяев – от пакетика «Токсидонта», который пользуется в мире особым спросом. Пакетик напоминает расфасовку обыкновенного чая. Никакой химии. Только натуральный продукт. А от обилия упаковок с различными БАДами в форме гранул, напоминающих витамины, аж глаза разбегаются. Такому ассортименту может позавидовать иная именитая европейская фирма.

Преференции от ОЭЗ

Второй адрес предприятия – производственные мощности в Академгородке на базе Южной площадки особой экономической зоны. С момента основания компания «Биолит» является участником инновационно-промышленного кластера возобновляемых природных ресурсов Томской области.

– Особая экономическая зона дает хорошие преференции таким компаниям, как «Биолит», – отмечает Андрей Кнорр. – На протяжении трех лет областная администрация поддерживала предприятие субсидиями. Зачастую подобные расходы равны стоимости самого проекта. Для нас важны гарантии экономического успеха. А «Биолит» – стабильное предприятие, которое каждый раз представляет новое оборудование и новые продукты, перспективные для укрепления здоровья людей. В основе его успеха три столпа. Это наука, на базе которой разрабатывается рецептура, естественное сырье и применение современных технологий, которые позволяют выпускать продукцию мирового уровня.

В цехах «академической» площадки впечатляют огромные емкости, в которых изготавливаются всевозможные экстракты. Хитрый электронный блок, ответственный за различные манипуляции с сырьем, обошелся компании в круглую сумму – 1 млн 400 тыс. рублей.

– Это вакуум-выпарная установка, – объясняет предназначение одного из котлов ведущий технолог предприятия Василий Макаренко. – В ней происходит концентрирование экстракта, удаление лишней влаги. Мы помещаем сюда вытяжку из растительного сырья, а потом под вакуумом при низких температурах в этой установке происходит кипение и испарение лишней влаги. Ну а дальше то, что получилось, идет в пищевую продукцию, БАДы… Все делается по науке.

500 наименований продукции выпускает сегодня «Биолит».

Искать возможность зарабатывать

Тему научных разработок поддерживает президент компании Валентина Буркова:

– Для нашего производства фундаментальная наука дала очень многое, – рассказывает она. – «Биолиту» уже 30 лет, и есть что вспомнить. Еще в перестроечные времена один из наших руководителей сказал: «Если вы будете дальше сидеть на шее у государства, никакой перспективы у вас не будет. Нужно искать возможность зарабатывать самим, искать потребителей и заключать договоры». С тех пор мы воплощаем это правило в жизнь. Научная составляющая всегда была у нас во главе угла. Эффективность продукции нашей компании подтверждена многочисленными экспериментальными и клиническими исследованиями, которые отражены в восьми докторских и 54 кандидатских диссертациях.

Буркова особенно отмечает, что контроль качества выпускаемой продукции «Биолита» обеспечивают микробиологическая и физико-химическая лаборатории компании. На изобретения оздоровительных средств зарегистрировано 30 патентов, получено 50 свидетельств о регистрации товарных знаков. Компания имеет более 50 наград национального и международного уровня, в том числе 19 золотых медалей за выпускаемую продукцию и вклад в науку.

Наш ответ ковиду

– Препараты, направленные на исцеление от ковида, сегодня в особой цене, – отметила Валентина Николаевна. – Мы тоже подготовили свой препарат на основе экстракта коры осины. Эта биологически активная добавка исследовалась на протяжении года Институтом эпидемиологии при Роспотребнадзоре в Москве. БАД «Тремулацин» показал высокую эффективность в стадии реабилитации после перенесенного ковида для устранения фиброза легких и других последствий болезни. И сейчас на него есть спрос, в том числе и за рубежом.

– Перед нами стоит глобальная задача – покорить Евросоюз, – признается директор компании. – Сейчас продукция «Биолита» поставляется, в том числе через дистрибьютеров, примерно в 17 стран.

«Биолит» активно развивает собственную сеть магазинов. Помимо Томска, они открыты в Барнауле, Красноярске, Новосибирске, Бийске, Горно-Алтайске. До нового года планируется открыть сеть магазинов в Москве.

Но главное – расширение своих мощностей. Полным ходом идет проектирование нового завода, который позволит увеличить объем выпускаемой продукции в три раза. Соответственно, в планах и увеличение экспорта в пять-шесть раз. Площадь корпусов предприятия будет насчитывать порядка 3,5 тыс. кв. метров. Из них 2 тыс. пойдут под производство высокотехнологической инновационной продукции. Старт производства намечен на 2025 год. Так что, несмотря на тяжелые времена, жизнь на предприятии кипит. Не исключено, что нашу томскую экологически чистую продукцию вскоре можно будет встретить во всех уголках мира.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + 1 =