Формула Надежды

Педагог-долгожитель делится профессиональными знаниями и опытом

1 сентября заслуженный учитель РФ Надежда Шишкина в 62-й раз переступит порог математического кабинета. Нынче он будет совершенно новым и современным. За время ее долгой работы школа (лицей) под цифрой восемь ремонтировалась трижды. Сейчас в ожидании новоселья пребывают и ученики, и педагоги.

Математика на пять?

За годы собственной учебы, вспоминает Надежда Борисовна, она сама сменила шесть школ. В первом классе две четверти отучилась в одной, оставшиеся две уже в другой. Отец девочки был авиационным техником, отвечал за техническое состояние самолетов, поэтому семья колесила с ним по разным гарнизонам страны. Ее мама работала воспитателем и всегда считала, что в жизни нет ничего важнее, чем педагогика и медицина. Дочки выполнили ее наказ: старшая Надя стала учителем, а младшая Галя выбрала профессию врача.

К тому времени семья жила в Читинской области, поэтому после школы Надежда подала документы на физмат в Читинский государственный пединститут имени Чернышевского. Еще в школе девушка поняла, что будет учителем математики.

– У нас был очень хороший педагог, он уже вышел на пенсию, но его уговорили вести предмет в старших классах. Георгий Семенович дал нам очень хорошие знания, хотя всегда приговаривал: «На пять математику не знает никто, даже я», – с улыбкой вспоминает школьные годы Надежда Борисовна.

Ключевой вопрос: «почему?»

Еще в студенчестве она вышла замуж за своего одноклассника, которому только с третьей попытки покорился геологоразведочный факультет Томского политеха. Два года молодая пара жила на частной квартире в районе Черемошников. Путь до восьмой школы был неблизким, но именно это учреждение стало первым и единственным местом работы Надежды Шишкиной.

Как же менялась математика за последние шестьдесят лет? Отвечая на этот вопрос, педагог приводит в пример собственную учебу:

– Меняя в детстве школы, переходя из одной в другую, я занималась по одним и тем же учебникам. Даже если и отставала, могла по ним догнать класс. А потом стало столько учебников, что, переходя из одной школы в другую даже в одном городе, ребята могут не найти свой профильный класс. Не спорю, были неплохие пособия и по алгебре, и по геометрии. Но чтобы в таком количестве! Сейчас вернулись к прежней системе, когда есть четкие рекомендации для восьмого класса, девятого и так далее.

Другое дело, считает педагог, если речь идет о специализированных классах, – там, пожалуйста, используйте дополнительную новаторскую литературу, но не подменяя ею основной урок.

За время работы Надежда Шишкина вывела собственную формулу в подаче математики. В первые годы она говорила ученикам: «Делай, как я!». Но потом, глядя на своих наставников – Веру Ивановну Ломову, Ию Сергеевну Томилову, — молодая учительница поняла, что ребятам необходимо обязательно объяснить, почему следует делать, «как я». С тех пор вопрос «почему?» стал ключевым в решении математических задач и упражнений.

– Вот при переносе меняем знак. Почему? – поясняет педагог. – Или раскрываем скобки и опять меняем знаки. Почему? Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, нужно знать теорию. А для закрепления материала использую групповые методы работы либо парные. Но самое главное – важно уметь находить контакт с ребятами и их родителями. Вот только при таком союзе учитель может добиться хорошего результата.

Шпаргалки разрешаются, а гаджеты уходят под арест

Раньше школьники стремились хорошо учиться, чтобы в будущем получить желанную работу. А сейчас, сетует педагог, много списываний. Но если учитель начальных классов настраивает детей и родителей на учебу, в перспективе могут получиться сильные ученики.

– Я брала ребят с пятого класса и уже знала, кого буду выпускать, – рассказывает Надежда Борисовна. – А в последние годы учила десятые-одиннадцатые, поэтому приходилось много дорабатывать с ними. Главное ведь в математике – не запускать предмет. Даже если ученику повезло и он сдал зачет на «четверку», через два дня все забудет. Потому что есть длинная память и короткая. Длинная формируется путем ежедневного изучения предмета с обязательным повторением пройденного материала.

Я учу ребят, как пользоваться учебником, и даже разрешаю писать шпаргалки. Но только собственными руками, а не распечатывать формулы из интернета. Потому что при таком подходе работает зрительная, двигательная и слуховая память.

Большим бичом современной школы стали мобильные телефоны. Раньше, едва прозвенел звонок, в коридорах стояли шум и гам, а сейчас тишина, потому что все ушли в интернет. Начинается урок, а школьники еще сообщение не дочитали до конца или раунд не доиграли. Опытный педагог выступает если не за полную сдачу гаджетов под ключ на пороге школы, то хотя бы на время урока. Мобильные устройства не только отвлекают от занятий, но и не развивают юное поколение: зачем знать назубок таблицу умножения, когда под рукой имеется электронный помощник?

Россыпь ученических талантов

Надежда Шишкина была не только учителем-предметником, 13 лет она отработала завучем восьмой школы. Потом снова вернулась к классному руководству. В средних кассах вела кружки, в старших – факультативы. Когда работала с физматклассом, считала, что негоже только ее ученикам вариться в точных науках, поэтому организовывала математические бои, эстафеты, привлекала в игровой форме тех, кто проявлял интерес к столь сложному предмету из других классов и школ.

– Математика помогает человеку логически мыслить, подбирать лучший вариант, это как в шахматах, – подчеркивает педагог. – Многие ученики, когда приходят в вузы, потом благодарят за знания, полученные в школе. Среди них есть прокуроры, врачи, но больше всего ученых. Немало и тех, кто решил продолжить учительскую стезю. Екатерина Климкина, Маргарита Чернова, Рустам Кононенко. Этих учеников Надежда Борисовна помнит и любит. Кстати, Рустам Кононенко несколько лет назад признавался «Учителем года».

Кроме передачи опыта молодым коллегам, Надежда Шишкина постоянно брала на практику студентов из педагогического вуза. Именно молодежь придает ей силы, заставляет оставаться в тонусе и в хорошей физической форме. Каждый новый день она начинает с зарядки. А раньше была членом сборной команды школы и района в спартакиаде работников образования. Имеет много наград и дипломов в личном первенстве по стрельбе, плаванию, лыжным гонкам, в командном зачёте – по лёгкой атлетике.

Надежда Борисовна относится к учителям-мастерам. Высокий профессионализм, требовательность к себе, творческое отношение к работе, чувство ответственности за порученное дело – все эти качества присущи педагогу и создают высокий авторитет среди коллег, учеников и их родителей. Все вышеуказанные качества учителя – счастливое сочетание природного таланта и огромной работы над собой. Мы, ученики и педагоги лицея № 8, гордимся тем, что живем, учимся и работаем рядом с таким человеком, Учителем с большой буквы.

Из юбилейного поздравления
в адрес Н.Б. Шишкиной

Решить задачу? Не проблема!

Глядя на педагога, слушая ее живой голос, забываешь про возраст собеседницы. За свою педагогическую деятельность Надежда Борисовна подготовила 32 выпускных класса (как общеобразовательных, так и профильных). Причем в каждом были ученики, получившие золотые и серебряные медали.

В свободное время Надежда Борисовна любит читать исторические хроники и детективы (никаких любовных романов). А еще она решает задачи.

– Иногда не получается, но в голове крутятся всякие мысли: а если здесь эту формулу применить, или вот так? – рассуждает вслух педагог. – Глядишь, и пришло решение. Считаю, что такая гимнастика для ума хороша в любом возрасте.

Есть у нее и профессиональные кумиры. Прежде всего к ним она относит Григория Перельмана, создающего интересные задачи. А еще Владимира Брадиса, человека с трудной судьбой. За его плечами длинный путь от школьного учителя до академика. Делом всей его жизни стало математическое пособие в виде «Таблиц Брадиса», по которым учились все школьники СССР. Надежда Шишкина восхищена трудом советского ученого, потому что может реально оценить и представить, сколько сил, здоровья, терпения вложено в эту кропотливую работу.

Кстати, у томского педагога и ее кумира есть одно общее определение – заслуженный. В 1975 году Владимир Брадис был удостоен звания «Заслуженный деятель науки РСФСР», а Надежде Шишкиной присвоили звание «Заслуженный учитель РФ» в 2022 году.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 4 =