Анатолий Алексеев
Для педагогов новый учебный год начинается не с первосентябрьского звонка на торжественной линейке, цветов и улыбок, а с масштабного совещания. В конце августа преподаватели не только подводят итоги прошлого учебного года, но и ставят новые задачи и обсуждают важные стратегические вопросы. На этот раз педагоги рассматривали стратегию развития областной системы образования. Возглавил августовскую конференцию губернатор Томской области Сергей Жвачкин, кроме того, в ее работе приняли участие руководители профильных департаментов областной администрации, главы муниципалитетов и депутаты.
Проблема первой четверти… века
1 сентября в Томской области за парты сядут 113 тыс. школьников – на 3 тыс. больше, чем годом ранее. Дошкольники будут посещать 211 муниципальных и частных детсадов.
В дошкольном образовании совершен прорыв – полностью ликвидирован дефицит на места в садах для детей от 3 до 7 лет. Задача, поставленная президентом страны и губернатором области, решена. С 2013 года в регионе появилось 10?670 новых мест в 35 новых детских дошкольных учреждениях. И теперь в графе «очередь в детские сады» красуется жирный ноль.
Но впереди не менее сложная задача: до 2025 года необходимо создать почти 45 тыс. новых мест в школах. Для области строительство большого количества школ – мероприятие весьма затратное и требует около 35 млрд рублей. Но в этом году процесс возведения школьных зданий уже начался. В декабре в Томске на ул. Дизайнеров будет сдана школа на 1?100 мест. Ее стоимость – 1 млрд рублей. В ближайшей перспективе строительство еще девяти школ – земельные участки для них уже определены.
– Когда в последний раз в Томске строилась новая школа? – обратился губернатор Сергей Жвачкин к участникам конференции. – Более 25 лет назад. Нам предстоит решать тяжелейшую задачу массового строительства новых школ, но я не сомневаюсь, что вместе мы справимся. Несмотря на экономические сложности, мы в полном объеме выполняем обязательства государства перед учителями и учениками. К новому учебному году подготовлены все 328 школ области.
Глава региона отметил, что в наступающем учебном году при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив в Томске откроется детский технопарк «Кванториум». Регион прошел жесткий конкурсный отбор на право реализовать этот проект, и теперь юные жители Томской области будут заниматься научно-техническим творчеством, постигать азы инженерных профессий. Космические технологии, промышленный дизайн, дополненная и виртуальная реальность, биотехнологии… При активной поддержке томских университетов и высокотехнологичных предприятий с мировыми именами будут дополнительно обучаться 1 тыс. детей в год. Практически все готово к открытию. Конечная цель – создать в регионе сеть подобных учреждений.
Кадровый потенциал
Открывая конференцию, Сергей Жвачкин напомнил, что общая задача для учителей и властей – поддержание высокого качества образования. Томские педагоги справляются: в этом году увеличилось количество стобалльников и высокобалльников по ЕГЭ, кроме того, 33 томских школьника приняли участие во всероссийских олимпиадах. На их счету пять побед и семь призовых мест. Томские ученики – лучшие в физике, химии, информатике, технологии, физкультуре, немецком языке и истории. А десятиклассник Академлицея Кирилл Найденкин вошел в состав сборной России по астрономии.
Качество образования напрямую зависит от кадров. В школах, особенно в отдаленных населенных пунктах, не хватает учителей: на начало лета имелось более 400 заявок. Усилиями областных властей нехватку удалось сократить вдвое.
Губернатор напомнил о своем поручении на апрельском совещании в Томском государственном педагогическом университете – тогда глава региона призвал педагогическое сообщество внести предложения в дорожную карту по развитию кадрового потенциала системы общего образования.
– Знаю, что многие из вас активно участвовали в подготовке этого документа, – поблагодарил преподавателей глава региона. – Со многими идеями я ознакомился лично: они очень реалистичны, а потому вошли в нашу дорожную карту. Предлагаю использовать сегодняшнюю конференцию как экспертную площадку, подробно обсудить получившийся документ, чтобы доработать его. Только после этого я подпишу дорожную карту.
Чиновники делают акцент на улучшение условий для работы преподавателей и качества их жизни. На последнее направлена новая региональная программа «Бюджетный дом», по которой один подъезд в новых домах планируется отдавать учителям. Ее разработкой областная власть занималась совместно со всеми муниципальными образованиями.
– «Бюджетный дом» рассчитан на ряд специалистов, в которых нуждается село: это и педагоги, и воспитатели, и врачи, и библиотекари, и ветеринары, и лесничие. Мы сформировали концепцию, «фундамент» «Бюджетного дома» и приступаем к общественной экспертизе проекта. Прошу вас принять в ней участие, предложить свои идеи. Многие из вас – люди с богатейшим жизненным опытом, – призвал педагогов глава региона.
Другой новый проект – «Мобильный учитель» – должен позволить закрыть потребность в педагогических кадрах в отдаленных населенных пунктах. Предполагается, что преподаватели, передвигаясь на служебном транспорте, смогут вести уроки сразу в нескольких сельских школах.
Вечные вопросы
Но, конечно, на первом месте и вопрос заработной платы. По мнению властей, удалось достигнуть достойного уровня оплаты труда педагогов, теперь задача – удержать его в сложных экономических условиях. Важная задача – довести долю оклада в общей структуре заработной платы до 60%, ныне она не превышает 30%.
К очевидным плюсам реформы системы образования можно отнести создание доступной среды для особенных детей. В 66 школах области теперь надлежащие условия для инклюзивного образования, на это из бюджетов ушло более 100 млн рублей. Скоро для особенных ребятишек станут доступны и учреждения дошкольного образования.
Серьезные задачи стоят перед педагогами в модернизации форм и содержания образования. Им предстоит совершить переход на новые федеральные образовательные стандарты по математике, русскому языку и литературе. Пионером станет история – уже с 1 сентября школьники начнут учиться по новым единым учебникам. Впереди обсуждение концепции преподавания географии, затем на очереди обществознание, технология, физическая культура.
Кроме того, будет введена дифференцированная структура учительских должностей, отражающая профессиональный рост работника. В ней помимо уже привычных категорий будут должности – старший и ведущий учитель.
В ходе совещания обсуждались актуальные вопросы, требующие оперативного решения: возможность обучения детей в одну смену, доступность образования (некоторые первоклассники не могут попасть в школу своего микрорайона), проблемы оценки его образования…
В своем заключительном слове Сергей Жвачкин предложил педагогам по-другому взглянуть на вечные поиски новых форм и средств.
– Может ли увлечение новациями изменить теорему Пифагора или правила русского языка? – спросил губернатор. – Не пора ли на чем-то остановиться? Нельзя жить в вечном броуновском движении. Пусть разработкой идей и методов занимаются ученые. Главная задача школы – добросовестно учить.
Северская СОШ № 84 стала лучшей в стране по итогам конкурса «Инклюзивная школа России».
ЦИФРА
48 учеников Томской области получили 100 баллов за ЕГЭ в 2016 году.
ЦИФРА
33 794 рубля – средняя зарплата томских педагогов в 2015 году.
Мнения
Екатерина Шабурова (Томский кадетский корпус) и Екатерина Дийская (Региональный центр развития образования):
– Встреча получилась очень полезной. Мы узнали, какие изменения ждут систему образования: что будет с системой итоговой аттестации, оценкой квалификации учителей, ведь вводятся новые профессиональные стандарты. Кроме того, нас познакомили с идеей Российского движения школьников.
Оксана Юричева, учитель истории Богашевской средней школы:
– Участники совещания говорили о важности воспитания патриотизма и понимания истории своей страны. Эта тема очень актуальна. За словом – дело: сразу же были поставлены конкретные задачи. В этом году переходим на новые стандарты и новые единые учебники.
Владимир Бударин, директор томской СОШ №66 (пос. Нижний Склад):
– Важно было обсудить рекомендации для перехода на ФГОСы в старших классах, потому что это связано с кадрами, материально-техническим обеспечением и комплектованием. Для села это всегда проблема. Интересным выглядит проект «Мобильный учитель».
Тамара Ромашова, директор Уртамского детского дома:
– Я сегодня просто ликую, и это связано с тем, что наше образование возглавит на федеральном уровне не просто министр-женщина, а человек, который вышел из педагогической «кухни». Надеюсь, что все проблемы постепенно и повсеместно будут решаться.