Губернатор обсудил с педагогами планы на предстоящий учебный год

Анатолий Алексеев

IMG_1925

Для педагогов новый учебный год начинается не с первосентябрьского звонка на торжественной линейке, цветов и улыбок, а с масштабного совещания. В конце августа преподаватели не только подводят итоги прошлого учебного года, но и ставят новые задачи и обсуждают важные стратегические вопросы. На этот раз педагоги рассматривали стратегию развития областной системы образования. Возглавил августовскую конференцию губернатор Томской области Сергей Жвачкин, кроме того, в ее работе приняли участие руководители профильных департаментов областной администрации, главы муниципалитетов и депутаты.

Проблема первой четверти… века

1 сентября в Томской области за парты сядут 113 тыс. школьников – на 3 тыс. больше, чем годом ранее. Дошкольники будут посещать 211 муниципальных и частных детсадов.

В дошкольном образовании совершен прорыв – полностью ликвидирован дефицит на места в садах для детей от 3 до 7 лет. Задача, поставленная президентом страны и губернатором области, решена. С 2013 года в регионе появилось 10?670 новых мест в 35 новых детских дошкольных учреждениях. И теперь в графе «очередь в детские сады» красуется жирный ноль.

Но впереди не менее сложная задача: до 2025 года необходимо создать почти 45 тыс. новых мест в школах. Для области строительство большого количества школ – мероприятие весьма затратное и требует около 35 млрд рублей. Но в этом году процесс возведения школьных зданий уже начался. В декабре в Томске на ул. Дизайнеров будет сдана школа на 1?100 мест. Ее стоимость – 1 млрд рублей. В ближайшей перспективе строительство еще девяти школ – земельные участки для них уже определены.

– Когда в последний раз в Томске строилась новая школа? – обратился губернатор Сергей Жвачкин к участникам конференции. – Более 25 лет назад. Нам предстоит решать тяжелейшую задачу массового строительства новых школ, но я не сомневаюсь, что вместе мы справимся. Несмотря на экономические сложности, мы в полном объеме выполняем обязательства государства перед учителями и учениками. К новому учебному году подготовлены все 328 школ области.

Глава региона отметил, что в наступающем учебном году при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив в Томске откроется детский технопарк «Кванториум». Регион прошел жесткий конкурсный отбор на право реализовать этот проект, и теперь юные жители Томской области будут заниматься научно-техническим творчеством, постигать азы инженерных профессий. Космические технологии, промышленный дизайн, дополненная и виртуальная реальность, биотехнологии… При активной поддержке томских университетов и высокотехнологичных предприятий с мировыми именами будут дополнительно обучаться 1 тыс. детей в год. Практически все готово к открытию. Конечная цель – создать в регионе сеть подобных учреждений.

Кадровый потенциал

Открывая конференцию, Сергей Жвачкин напомнил, что общая задача для учителей и властей – поддержание высокого качества образования. Томские педагоги справляются: в этом году увеличилось количество стобалльников и высокобалльников по ЕГЭ, кроме того, 33 томских школьника приняли участие во всероссийских олимпиадах. На их счету пять побед и семь призовых мест. Томские ученики – лучшие в физике, химии, информатике, технологии, физкультуре, немецком языке и истории. А десятиклассник Академлицея Кирилл Найденкин вошел в состав сборной России по астрономии.

Качество образования напрямую зависит от кадров. В школах, особенно в отдаленных населенных пунктах, не хватает учителей: на начало лета имелось более 400 заявок. Усилиями областных властей нехватку удалось сократить вдвое.

Губернатор напомнил о своем поручении на апрельском совещании в Томском государственном педагогическом университете – тогда глава региона призвал педагогическое сообщество внести предложения в дорожную карту по развитию кадрового потенциала системы общего образования.

– Знаю, что многие из вас активно участвовали в подготовке этого документа, – поблагодарил преподавателей глава региона. – Со многими идеями я ознакомился лично: они очень реалистичны, а потому вошли в нашу дорожную карту. Предлагаю использовать сегодняшнюю конференцию как экспертную площадку, подробно обсудить получившийся документ, чтобы доработать его. Только после этого я подпишу дорожную карту.

Чиновники делают акцент на улучшение условий для работы преподавателей и качества их жизни. На последнее направлена новая региональная программа «Бюджетный дом», по которой один подъезд в новых домах планируется отдавать учителям. Ее разработкой областная власть занималась совместно со всеми муниципальными образованиями.

– «Бюджетный дом» рассчитан на ряд специалистов, в которых нуждается село: это и педагоги, и воспитатели, и врачи, и библиотекари, и ветеринары, и лесничие. Мы сформировали концепцию, «фундамент» «Бюджетного дома» и приступаем к общественной экспертизе проекта. Прошу вас принять в ней участие, предложить свои идеи. Многие из вас – люди с богатейшим жизненным опытом, – призвал педагогов глава региона.

Другой новый проект – «Мобильный учитель» – должен позволить закрыть потребность в педагогических кадрах в отдаленных населенных пунктах. Предполагается, что преподаватели, передвигаясь на служебном транспорте, смогут вести уроки сразу в нескольких сельских школах.

Вечные вопросы

Но, конечно, на первом месте и вопрос заработной платы. По мнению властей, удалось достигнуть достойного уровня оплаты труда педагогов, теперь задача – удержать его в сложных экономических условиях. Важная задача – довести долю оклада в общей структуре заработной платы до 60%, ныне она не превышает 30%.

К очевидным плюсам реформы системы образования можно отнести создание доступной среды для особенных детей. В 66 школах области теперь надлежащие условия для инклюзивного образования, на это из бюджетов ушло более 100 млн рублей. Скоро для особенных ребятишек станут доступны и учреждения дошкольного образования.

Серьезные задачи стоят перед педагогами в модернизации форм и содержания образования. Им предстоит совершить переход на новые федеральные образовательные стандарты по математике, русскому языку и литературе. Пионером станет история – уже с 1 сентября школьники начнут учиться по новым единым учебникам. Впереди обсуждение концепции преподавания географии, затем на очереди общество­знание, технология, физическая культура.

Кроме того, будет введена дифференцированная структура учительских должностей, отражающая профессиональный рост работника. В ней помимо уже привычных категорий будут должности – старший и ведущий учитель.

В ходе совещания обсуждались актуальные вопросы, требующие оперативного решения: возможность обучения детей в одну смену, доступность образования (некоторые первоклассники не могут попасть в школу своего микрорайона), проблемы оценки его образования…

В своем заключительном слове Сергей Жвачкин предложил педагогам по-другому взглянуть на вечные поиски новых форм и средств.

– Может ли увлечение новациями изменить теорему Пифагора или правила русского языка? – спросил губернатор. – Не пора ли на чем-то остановиться? Нельзя жить в вечном броуновском движении. Пусть разработкой идей и методов занимаются ученые. Главная задача школы – добросовестно учить.

Северская СОШ № 84 стала лучшей в стране по итогам конкурса «Инклюзивная школа России».

ЦИФРА

48 учеников Томской области получили 100 баллов за ЕГЭ в 2016 году.

ЦИФРА

33 794 рубля – средняя зарплата томских педагогов в 2015 году.

Мнения

Екатерина Шабурова (Томский кадетский корпус) и Екатерина Дийская (Региональный центр развития образования):

– Встреча получилась очень полезной. Мы узнали, какие изменения ждут систему образования: что будет с системой итоговой аттестации, оценкой квалификации учителей, ведь вводятся новые профессиональные стандарты. Кроме того, нас познакомили с идеей Российского движения школьников.

Оксана Юричева, учитель истории Богашевской средней школы:

– Участники совещания говорили о важности воспитания патриотизма и понимания истории своей страны. Эта тема очень актуальна. За словом – дело: сразу же были поставлены конкретные задачи. В этом году переходим на новые стандарты и новые единые учебники.

Владимир Бударин, директор томской СОШ №66 (пос. Нижний Склад):

– Важно было обсудить рекомендации для перехода на ФГОСы в старших классах, потому что это связано с кадрами, материально-техническим обеспечением и комплектованием. Для села это всегда проблема. Интересным выглядит проект «Мобильный учитель».

Тамара Ромашова, директор Уртамского детского дома:

– Я сегодня просто ликую, и это связано с тем, что наше образование возглавит на федеральном уровне не просто министр-женщина, а человек, который вышел из педагогической «кухни». Надеюсь, что все проблемы постепенно и повсеместно будут решаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + семнадцать =