Худрук хоровой капеллы ТГУ отметил свое 75-летие


Сотников

Накануне выпуска из консерватории педагог спросил юного Виталия Сотникова о его профессиональных мечтах. Будущий хормейстер ответил: «Если я когда-нибудь исполню «Реквием» Моцарта, я буду абсолютно счастлив». После того разговора прошло полвека. Произведение Моцарта стало визитной карточкой хоровой капеллы ТГУ, украсили  репертуар «Реквием» и «Травиата» Верди, почти отрепетирована «Царская невеста» Римского-Корсакова. «Сбылось все, о чем мечтал, и даже чуть больше», – улыбается именинник Виталий Сотников. На днях художественный руководитель хоровой капеллы ТГУ, заведующий кафедрой хорового дирижирования искусств и культуры Томского госуниверситета отметил свое 75-летие.

Для музыкантов жизненные события часто ассоциируются с  музыкальными мотивами и произведениями. Сегодняшнее состояние духа Виталия Вячеславовича точнее всего иллюстрирует песня Окуджавы «Виноградная косточка». Строки «И друзей созову, на любовь свое сердце настрою, а иначе зачем на земле этой вечной живу?» для Сотникова – свое-образный жизненный манифест.

– Я совершенно не ощущаю возраста и воспринимаю юбилей как начало нового периода своей жизни, насыщенного интересными и радостными событиями, – говорит Виталий Вячеславович. – Наверное,  потому что меня всегда окружают люди, которых я люблю и которые любят меня. Мы подпитываем другу друга своей энергией.

Виталий Сотников и Томск удачно нашли друг друга. Он возглавил любительский коллектив, который переживал нелучшие времена, и довольно быстро вывел его на уверенные позиции. Сегодня капелла ТГУ – один из лучших вузовских хоровых коллективов страны и победитель многих международных конкурсов. Физики, врачи, музыканты, юристы, экономисты… В коллективе Виталия Вячеславовича все поют профессионально.

– Когда человеку говорят: «У вас нет слуха», – это преступление. Все люди наделены от рождения вокальными способностями, – убежден Сотников. – Другое дело, что не у всех голос дружит с ухом. Сегодня это явление встречается чаще прежнего. А все потому, что люди перестали петь в семьях, из школ исчезли уроки пения. Когда человек постоянно находится в музыкальной среде, его вокальные данные гармонично развиваются.

Виталий Вячеславович был у истоков высшего музыкального образования в Томске. В 1990 году по его  инициативе в ТГУ появилось отделение  музыкального  искусства, где обучают по программе консерватории дирижеров академического хора, пианистов, артистов симфонического оркестра и оперных певцов. Студенты Виталия Сотникова получают высокие отзывы крупных специалистов ведущих музыкальных вузов страны и  успешно работают по выбранной специальности.

– Молодые люди, которые приходят сегодня в хоровую капеллу ТГУ, имеют хорошую музыкальную базу и смелы в своих творческих намерениях, –  рассказывает Виталий Вячеславович. – Правда сейчас немного изменился их менталитет. Раньше люди занимались музыкой, потому что не мыслили себя вне любимого дела («Не могу не петь»). Теперь творческий процесс у молодого поколения певцов держится, скорее, на самодисциплине и желании не подвести свой коллектив.

Для самого Виталия Сотникова музыка давно перестала быть просто профессией –  стала  образом жизни и  способом восприятия мира.

– Может ли искусство действительно изменить человека к лучшему? – задумывается Виталий Вячеславович, рассуждая о роли классической музыки в современном мире. – Думаю, все-таки может… Не кардинально, конечно. Но под влиянием хорошей музыки меняется эмоциональный фон человека. Даже в общении друг с другом люди, восприимчивые к искусству, становятся более изысканными и добрыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − три =