И это всё она

Елена Саликова отмечает творческий юбилей: 30 лет работы в Томской драме

Немногословная, несуетная Матрена, никому не причинявшая зла, всю жизнь горбатившая на государство и не получившая от него даже пенсию, живет рядом с заполошной Андронихой, которая, как сорока, разносит все новости поселка, в отличие от Матрены праведницей ее не назовешь. Тут же можно встретить симпатичную молодую Мать, для которой ее дочь Амели – абсолютная загадка, как инопланетянка. Или симпатичную вдову Дорис, в которой еще не угасло желание любить, Нину Андреевну, пребывающую в состоянии восхищения хоровым пением, своим костюмом и кокошником. И где-то рядом теми же коридорами ходит жена Илла, готовая принести в жертву мужа ради элегантного черного платья, то есть купить свое благополучие ценой его смерти. Но если зайдете сюда в другой день, то обнаружите «жену Илла» в другом черном платье, с другой фамилией – Простакова, которая готова поколотить любого, кто помыслит обидеть ее «кровиночку» – Митрофанушку…

Вы уже догадались: это все она, Елена Саликова, актриса Томского драматического театра. За годы служения сцене она создала убедительную портретную галерею женских образов. Не меньше ста ролей – биографий – судеб. Отличный повод, чтобы написать портрет артиста.

«Молодая была не молода»

Итак, 25 сентября 1993 года в труппе Томского драматического театра появилась новая молодая актриса Елена Саликова. Впрочем, для коллег по цеху она была не «новая» и не совсем «молодая». Уже шесть лет Лена играла в ТЮЗе. К тому же, будучи артисткой соседнего театра, Лена репетировала и играла Цейтл, дочь молочника Тевье, в «Поминальной молитве» Григория Горина. Олег Пермяков, режиссер-постановщик спектакля и главный режиссер Томской драмы на тот момент, и позвал Саликову.

Случилось то, о чем в 1986 году Лена и мечтать не могла, когда с дипломом Пермского института культуры вернулась в родной Томск.

– В труппе тогда актрисы были метр 75 и выше, и все красавицы. Я даже соваться туда не стала. Уж если Михаил Борисов, бывший главреж (его все помнят по «Русскому лото»), не взял мою подругу с дипломом ЛГИТМиКа – не подошла по росту, то меня точно не «увидел» бы… И я сначала год отработала в Прокопьевске, а потом вернулась в Томский ТЮЗ, куда я еще в школьные годы ходила в театральную студию к Александру Вичканову.

Причина приглашения была самая банальная: перед началом сезона из Драмы ушли две молодые артистки и в репертуаре образовались прорехи. Нужно было срочно кого-то вводить в «Двух веронцев», «Мисс Пайпер», «Белоснежку» и в другие спектакли.

– А что до «молодой», то, как говорил незабвенный Изя Борисов, режиссер и педагог Новосибирского театрального института, «молодая была не молода», – смеется Елена Саликова, вспоминая тот веселый и счастливый период своей жизни.

Конечно, режиссеры использовали внешние данные молодой актрисы. А внутренние качества Саликова предъявляла в процессе работы над ролью. Пластичность, музыкальность, умение работать со сложным драматургическим материалом, хорошая профессиональная подготовка, отличное чувство сценического юмора – все эти качества, отмеченные в служебной характеристике заведующей литературной частью театра Марией Марковной Смирновой, помогли ей быстро ввестись на главные роли в спектаклях «Два веронца» по пьесе Шекспира, «Орландо! Орландо!» («Сказку странствий» поставила Наталья Корлякова), «Белоснежка и семь гномов». Да и не в главные тоже.

– Вводов было много. Подходила к расписанию и заранее знала, что буду занята и в водевиле, и в сказке, и в драме, и в интермедии в фойе… Играла молодых героинь, этаких женщин-девочек, принцесс, служанок, женщин с прибабахом… А в новогодних утренниках в фойе выходила в любимой роли Буратино. Да, конечно, меня уже знали в труппе, но «старики» присматривались. Я застала еще Юлию и Владимира Семёновых, Людмилу Долматову, Вячеслава Долгих, Аркадия Аркина, Александра Пермякова. Играла с ними в «Поминальной молитве», «Миссис Пайпер ведет следствие», «Чужом ребенке». Но и я присматривалась к партнерам по сцене – ходила на чужие спектакли все свободное время, насматривала репертуар. И продолжала учиться у коллег.

– Страшно было первое время, – признается сегодня Елена. – Выручали партнеры. Когда вводилась в «Орландо», помогал Сергей Штукин. Он играл Орландо, а Андрей Сидоров – Мая. Они же вместе с Олегом Пермяковым вводили меня на роль Джулии в «Двух веронцах».

Первым спектаклем, который выпустил Олег Пермяков с Еленой Саликовой как актрисой Томской драмы, была «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» по пьесе Венедикта Ерофеева, где Елена играла роль медсестры в психиатрической лечебнице. Премьера состоялась под самый Новый год, 26 декабря 1993 года. Через четыре года, также в последних числах декабря, в спектакле Юрия Ильина «Снегурочка» по пьесе Александра Островского Елена Саликова выйдет в главной роли. Найденный тогда образ девушки с холодным сердцем, но с желанием любить повлияет на другие роли следующего этапа взросления.

Потенциал второго плана

Амплитуда актерских проявлений Елены Саликовой стала заметно возрастать после того, как она осознала, что давно переросла Машу Караулову из «Чужого ребенка» и Цейтл из «Поминальной молитвы». Каждая встреча с новой ролью – как с человеком, которым тебе предстоит стать. В 90-е ХХ века и «нулевые» годы XXI репертуарный лист пополняют героини Шекспира, Гольдони, Мольера, Островского, Чехова, Пиранделло, Олби, Шеффера.

Хорошая драматургия давала возможность актрисе работать с небольшим объемом текста как с материалом для внутреннего роста. Такой была ее Полина Андреевна в чеховской «Чайке», которую ставил Александр Бурдонский, режиссер Театра Армии, ученик Марии Кнебель. Работа с таким режиссером – это прикосновение к великой театральной школе, это университеты жизни, это дух русского театра, который стал осязаем и понятен в репетиционном процессе. Полина Андреевна в исполнении Елены Саликовой была смешна и жалка одновременно. Самоотверженная любовь Шамраевой к доктору Дорну (его играл Александр Постников) оказалась ненужной, как подбитая чайка. За роль Полины Андреевны Елена Саликова удостоилась награды фестиваля «Премьеры сезона».

Чем лучше работала Саликова над ролями второго плана, тем меньше оставляла шансов сломать сложившийся стереотип о себе как об актрисе «на вторые роли». Именно так охарактеризована Диаманте в «Горных великанах» Луиджи Пиранделло. Но в спектакле Ярослава Федоришина Елене Саликовой пришлось научиться ходить по канату, держать равновесие и при этом читать монологи. «Сорокалетняя женщина с красивым бюстом и прямым, волевым носом», как написано в ремарке у драматурга, запомнилась томскому зрителю не внешностью, а трагическими обертонами этой комической роли.

Трудный путь к себе

Зревшая в Саликовой драматическая актриса появилась внезапно, «вдруг» на фоне успешных комических ролей в «убойных» комедиях «Он, она, окно, покойник», «Слишком женатый таксист». Ее Женщина Б. в «Трех высоких женщинах» удивила многих. Закрытая, строгая, с внутренним нравственным стержнем подкупала стоическим отношением к жизни. Она принимала все удары судьбы как испытания. Ей изменяет муж, любовник издевается, сын оказывается не той ориентации и отказывается от нее, но спину надо держать ровно и не позволять себе слез, не допускать и тени жалости. «С этим можно и надо жить. И дойти до конца», – в голосе актрисы не было надрыва, обманутых ожиданий, но было осознание своего пути как пути искупления.

– Я играла пятидесятилетнюю героиню, а мне было 40 «с копейками». Но и сорок лет – сложный возраст. Ты начинаешь думать о смысле своего существования в профессии, зачем работать в театре, когда нет перспектив. И меня колбасило и выворачивало так, что ай да ну…

Женщина Б. помогла самой актрисе открыть в себе качества, о которых и сама не догадывалась. Ей предстояло сыграть женщину с закрытым характером, то есть натуру абсолютно противоположную ей самой. Режиссер Сергей Стеблюк подсказал, что идти к своей героине надо через пластику тела. И помогал выстраивать пластический рисунок роли.

Женщина не на закате

В текущем репертуаре Саликовой – героини самых разных возрастов. В один вечер она может выйти на сцену в образе старой няни в «Романе с кокаином» или склочной, завистливой Мак-Куль в «Имажинарии м-ра О. Генри», а назавтра – играть элегантную и очень привлекательную Мать в «Амели». Потому что возраст для актрисы – это лишь одно из предлагаемых обстоятельств.

В последние пять лет в репертуаре актрисы появился ряд работ, позволяющих говорить о новом уровне осмысления жизни и драматургии. Это и Вера Игнатьевна в «Кати» по пьесе Л. Андреева, и Матрена в «Матренином дворе» по повести А. Солженицына, и жена Илла в «Визите старой дамы» Ф. Дюрренматта. Роль жены-предательницы в спектакле «Визит старой дамы» принесла Саликовой победу в областном конкурсе «Маска» в номинации «роль второго плана».

Новым этапом в творческой биографии актрисы стала роль Матрены. Елена Саликова играет не больную старуху, которая трагически, но нелепо погибла, а воплощает типаж Русской Женщины, которая перенесет любые трудности, но веру в людей не утратит, сохранит свет любви в своем сердце и тем самым сохранит себя вопреки всяким обстоятельствам.

– С годами приходит понимание, как надо играть, – Елена делает акцент на предлоге «как». – Чем больше ты знаешь, тем больше понимаешь, сколько не доиграно. Хочется заново, но по-другому. Каждая новая роль – это очередной экзамен на профессионализм.

И каждый раз Елена Саликова сдает его успешно.

Автор: Татьяна Веснина
Фото из архива театра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + семнадцать =