Игра в наперстки и любовь на площади

Почему остановки в Томске меняют на дешевый ширпотреб

Почему в Томске так часто меняется дизайн остановок? Скажем сразу – ответ на этот вопрос мы не знаем. В принципе, он так же бессмыслен, как и другие аналогичные – зачем в городе белят стволы тополей и елок, почему подстригают березы и зачем все центральные улицы огородили чугунными решетками? Зачем второй Пушкин, если есть памятник работы самого Аникушина? Видимо, чтобы нам было красиво. Но вот нынче-то делают остановочные комплексы совсем некрасиво. И знаете, почему? Из-за вандалов. Они у нас эстеты и реагируют в основном на изыски. Так говорит заместитель мэра Вячеслав Черноус. Не знаю, не знаю… Может, лучше ставить больше видеокамер, а не тратить ежегодно по 10 млн на примитивные лавочки с крышей?

Эстетика не в чести

Если бы городская власть в Томске обладала большей стабильностью, можно было бы предположить, что кто-то из отцов города страдает павильономанией. Но отцы меняются, а страсть к смене остановочных комплексов остается. Предпоследний раз павильоны нам массово меняли в 2020 году. Не знаю, как кому, а автору эти небольшие прозрачные аккуратные остановочники вполне себе нравились. К тому же более-менее защищали от дождя. Но, по словам Черноуса, во-первых, дорогие – «стоимость их была от 500 тысяч рублей по тем ценам, на сегодня они будут еще дороже, и ремонт их тоже влетает в копеечку», во-вторых, сильно пострадали от рук подрастающего поколения Сибирских Афин (они же вандалы, они же хулиганы, они же бандерлоги). Поэтому уже в 2021-м решили не заморачиваться и перейти на что попроще. То же решили продолжить и ныне.

Первый раз эту тему заммэра по благоустройству подробно обсуждал с депутатами на комитете по архитектуре и градостроительству где-то в 10-х числах февраля. Рассказал, что администрация намерена продолжить устанавливать в Томске максимально простые и недорогие остановочные комплексы – тупо навесы со скамейками. По его словам, чем проще, тем безопаснее – на примитив вандалы не ведутся. Неинтересно им его крушить. Поэтому в 2022-м в городе будут установлены остановочные павильоны двух вариантов – типа ОП-2 и типа ОП-4.

– Отличаются они только размерами, конфигурация и набор элементов у них примерно одинаковые, в ОП-2 нужно сварить две лавочки, а ОП-4 подразумевает одну лавочку. Соответственно, они отличаются стоимостью: первый вариант примерно 265 тысяч рублей, второй – 212 тысяч рублей. Цены отражены без применения карбоната и профлиста, если будет карбонат и профлист для защиты от ветра, то цена увеличится до 350 и 280 тысяч рублей соответственно, – разъяснил тогда Вячеслав Черноус.

На улицах третьей категории предлагается от карбоната отказаться в принципе – для пущего антивандального эффекта.

– Эти остановки наиболее целесообразны с точки зрения цена – качество, к тому же в противном случае мы сможем поставить меньше остановок.

Надо сказать, городские депутаты тогда с таким мнением не согласились: что это за подход – «чтобы не хотелось сломать»? И даже поручили администрации провести эскизный конкурс на разработку дизайна остановок.

Впрочем, времена скоро сильно изменились, и как-то стало не до дизайна остановок. То ли думцы отвлеклись, то ли мэрия слила конкурс в ливневую канализацию (нам бы с нацпроектами разобраться!), но в апреле, когда вновь была поднята остановочная тема, обсуждали уже не качество, а количество. Когда же глубокой осенью заслушивали отчет об исполнении работ, про дизайн и вовсе не заикались.

Да, надо сказать для справки: в нынешнем сезоне обустройством остановочных павильонов в Томске занималась компания «Нео- строй». С ней был заключен муниципальный контракт на 10 млн рублей. Изначально по контракту в городе планировали установить 50 павильонов, однако количество удалось увеличить до 60 благодаря аукциону на понижение.

Уличная арифметика

На этот раз докладчиком выступал не сам Черноус, а его подчиненный – начальник департамента дорожной деятельности и благоустройства Николай Глебович. Он и сообщил, что за сезон подрядчик установил в городе 32 новых остановочных комплекса, 17 остановок будут смонтированы в ближайшее время. Есть средства еще на 11, при возможности и их установят. Однако на 17 точках остановки поставить не получилось по объективным причинам. Их определили на другие места.

– Первые 17 адресов – это те, где точно появятся остановки, где уже начаты какие-то работы – либо забурились, либо площадку подготовили и так далее. То есть они в процессе, – уточнил Глебович.

По его словам, скоро остановочные павильоны появятся на Татарской, по четной и нечетной стороне Высоцкого в районе детсада, Высоцкого, 22, 23а, остановке «Ракетная» на Мичурина, Говорова, 32, две на Олега Кошевого, Сибирской, 83, Бирюкова в микрорайоне Солнечном, Бирюкова, 7а, строение 1, а также по обеим сторонам дороги у школы № 58.

Еще на 11 остановок средства остались из-за понижения цены по торгам, это те остановки, что будут поставлены «по возможности».

Ну и, наконец, точки, где остановочные комплексы планировались, но не получились. Гладко было на бумаге…

– Например, на улице Татарской, где либо ее упереть в дом, либо выйти на проезжую часть. Или политехнический лицей № 20, где необходимо сделать подход, убрать бордюр, изъять часть газона, снести дерево, то есть сумма затрат больше, чем сам остановочный комплекс. В Тимирязевском на Октябрьской, 171а, была запланирована остановка, но по факту там ее можно поставить только на забор частного дома. На Яковлева хотели поставить, дорога после ремонта, но там частная территория и хозяин категорически против, – пояснил Николай Глебович. – Мы эту работу не прекращаем, с проблемными участками продолжим на будущий год. Ни один из адресов из работы не убираем. В этом году мы торговали на понижение, чтобы увеличить число остановок, в следующем изменим схему и будем торговать усредненную остановку с установкой и подходами именно целиком. Понятно, что где-то подрядчик тогда уйдет в минус, где-то в плюс, но мы сможем уйти от проблемы, с которой столкнулись сегодня, когда на конкретном месте не хватает денег.

Про дизайн-проекты, как было уже сказано, никто не вспоминал. Но вот то, что в апреле на комитете по архитектуре и градостроительству утверждали перечень остановок, подготовленный на основании обращений горожан, депутаты не забыли. Только вот список, похоже, где-то затерялся.

– Получается, у нас игра в наперстки каждый раз, – наехал на чиновника председатель комитета Андрей Петров.

Глебович, похоже, обиделся и сказал, что, во-первых, список был рекомендательный, а во-вторых, «невозможно, блин, заниматься любовью на Красной площади!», в смысле – советами замучают.

Отвечая депутатам, пояснил, что установить комплексы по всем запросам сразу не получится, так как средства необходимы не только на саму остановку, но и на обустройство территории под нее:

– Замечание, наверное, справедливое, но некорректное. Невозможно 50 этих самых остановок! Для того чтобы поставить остановку, к ней нужно сделать подходы, оборудовать пандусы для маломобильных, остановочную площадку, чтобы она стояла не на дороге. Ресурсов на это тоже ведь не было выделено, мы торговали только сами остановочные комплексы с установкой, ни копейки из этих денег на подходы, на срезание бордюров потрачено не будет.

Но такие слова, что это наперстки…

***

Наверное, город и впрямь должен экономить – по одежке протягивай ножки. Но, когда ради экономии жертвуют не только эстетикой, но и элементарными удобствами горожан – под крышей на ножках даже от ветра не укрыться, это уже никуда не годится. Ну а про антивандальную тему даже и говорить стыдно. Тут, наверное, надо не остановки укреплять, а с хулиганами бороться. И, в конце концов, хочется уже дожить до времен, когда прекратится вся эта остановочная чехарда. Давайте уже придем к какому-то общему знаменателю. Может, в Томске и нет достойного кандидата в главные архитекторы, но уж молодых креативных дизайнеров хватает.

Автор: Марина Веревкина
Фото: Евгений Тамбовцев и архив «ТН»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + тринадцать =