К доске пойдет…

В таких школах это делают с удовольствием все

Все мы соскучились по новым образовательным учреждениям, которых в городе ох как не хватает. Не один год томичи с нетерпением ждали открытия школы № 46, что на улице Демьяна Бедного, и отреставрированного лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова на проспекте Кирова. И вот очередной учебный год стартовал. Эти учебные заведения, в которых будут обучаться более полутора тысяч школьников, радушно распахнули свои двери. Эти сложные объекты находились под неусыпным вниманием администрации областного центра. Первого сентября подведен итог этих работ. Что сделано? Как шли строительство и ремонт? На какие грабли не следует наступать в будущем?

Импортозамещение – наше всё

Строительство школы на Демьяна Бедного началось в 2021 году. Победителем аукциона на строительство здания стало строительно-монтажное управление ТДСК. Школа, в которой теперь учится детвора из микрорайонов Наука, Зеленые Горки, Бактин, вышла ладной и современной. С большой степенью остекления, витражами, широким холлом. В ней воплощены все последние новации. Образовательное учреждение соответствует самым современным требованиям, предъявляемым к образовательным объектам. Здание разделено на восемь блоков. Кроме учебных кабинетов в школе есть актовый и хореографический залы, столовая, спортивный и медицинский блоки, игровые для продленного дня, специализированные кабинеты с лаборантскими, библиотека с книгохранилищем. Кстати, эта школьная библиотека имеет такие уникальные книги, которые можно найти разве что в Научной библиотеке ТГУ. Имеется свой стадион, детская площадка. Словом, все, что позволит сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

– В ходе подготовки к учебному процессу в новой школе нам пришлось решать множество задач, – рассказывает директор школы Константин Родионов, кстати, еще восемь лет назад работавший рядовым программистом. – Неразрешимых среди них не было. Но нашлись такие, над которыми пришлось, что называется, попотеть. В первую очередь, конечно, много хлопот доставил бюрократический процесс закупок, конкурентные процедуры со всеми вытекающими из этого последствиями. Плюс к тому, как и все россияне, столкнулись с жесткой санкционной политикой недружественных стран. Это заставило искать альтернативные пути поставок оборудования. Где-то выручали отечественные производители, где-то – параллельный импорт. В итоге общими усилиями удалось реализовать задуманное. Например, у нас есть специальные конструкторы, используемые в сфере искусственного интеллекта. С комплектующими в этих конструкторах нас выручили оте-чественные производители. Также соотечественники помогли и с чипами для лаборатории микроэлектроники. И компьютеры мы получили российской сборки вместо импортных. Мы много внимания уделяем компьютеризации, искусственному интеллекту, космосу, словом, современным тенденциям. Недаром она получила название «Открытие». Реализуем конвергентный подход. Это взаимодействие фундаментальных дисциплин с современными технологиями. Наша задача – стереть ступень между школой и высшим образованием, чтобы дети в стенах этой школы получали первые необходимые навыки, компетенции и, придя в вуз, уже знали, с чем будут иметь дело.

Плечо помощи

Что касается здания новой школы, то Константин Викторович вздыхает по поводу характерного для таких ситуаций нюанса: как известно, любому объекту необходимо время на усадку. А его у новых хозяев попросту не было. Со сдачей школы строители немного затянули, что, кстати, тоже явилось следствием недружественной санкционной политики: много времени ушло, например, на поставку импортной системы вентиляции. Поэтому в сжатые сроки завозились мебель, оборудование. Но потом стали появляться некоторые шероховатости, глобально не влияющие на учебный процесс, но доставляющие бытовые неудобства. Где-то вздувались обои, появлялись микротрещины. Все это моментально устранялось подрядчиками.

– Я прекрасно понимаю, что новые школы нам нужны как воздух, – поделился своим мнением на этот счет Константин Родионов. – И чем быстрее они начнут участвовать в учебном процессе, тем лучше. Поэтому на такие мелочи, считаю, не стоит обращать внимания, как и на иногда противоречащие логике нормы СанПиНа. К примеру, розетки в образовательных классах в соответствии с этими нормами должны быть расположены на высоте почти двух метров. Между тем использовать удлинители проводов здесь запрещено. Так как же мне включать компьютеры, штатные провода которых просто не дотягиваются до самого верха?

Есть и еще один момент, по словам Родионова, делающий школу «Открытие» оригинальной. На ее первом этаже временно поселился Томский физико-технический лицей, в здании которого сейчас идет реконструкция, которая должна продлиться более полутора лет.

– С одной стороны, это нас несколько ограничивает, – признается директор новой школы, – с другой – даже хорошо, что новые соседи имеют физико-технический профиль. В какой-то степени они нас даже дополняют, поскольку все учащиеся общаются между собой. Да и вообще, полагаю, нужно помогать друг другу. Ведь на реконструкцию в ближайшее время, насколько я знаю, будет закрыто множество учебных заведений. Мы почувствовали от многих структур мэрии, многих предприятий реальную поддержку, получили эффективную помощь при строительстве и подготовке школы к открытию. Так что в долгу не останемся – тоже подставим плечо тем, кто в этом будет нуждаться.

И Артемий Лебедев причастен

Непростой была и история с капитальным ремонтом лицея № 8, начавшимся четыре года назад. Здание представляет историческую ценность. Это памятник архитектуры. Подрядчик должен был не только полностью модернизировать трехэтажное здание лицея, но и выполнить необходимые реставрационные работы. Восстановить исторический облик строения, отреставрировать старинный балкон и декоративную лепнину. Ремонтные работы прошли и на кровле. В здании лицея заменены системы внутреннего электроснабжения и электроосвещения, водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции, установлены системы охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения. Проведены работы по устройству наружного освещения, внешних инженерных коммуникаций, а также благоустройство территории лицея.

Важна еще одна деталь. При подготовке проектной документации были учтены пожелания коллектива и директора лицея Алины Чолокоглы. Строители провели полную перепланировку, оборудовали дополнительные выходы для обеспечения пожарных норм, обустроили необходимую инфраструктуру для маломобильных граждан.

– Основная проблема при кап-ремонте лицея заключалась в сроках проведения необходимых экспертиз. Они были длительными, как и проектирование – полтора года. Сам ремонт шел столько же. Ведь это памятник регионального значения. Поэтому и отношение к нему особо внимательное, – отмечает Алина Олеговна. – Плюс ко всему нагрянувший ковид. Многие педагоги болели. Но работа шла не останавливаясь. Надо отдать должное специалистам ООО «Ремстройпроект», во время работ со мной согласовывали все решения, которые я считала нужными внедрить. Например, до капремонта санузлы у нас были только на первом и втором этаже, теперь они расположены на всех этажах.

Отдельный разговор – наполнение помещений лицея учебным оборудованием, мебелью, цветовое оформление. Директор лицея подчеркивает, что этому уделялось огромное внимание. Здесь большую роль сыграл управляющий совет лицея, в который входят как педагоги, так и родители. Он был включен в рабочую группу по наблюдению за ходом ремонта и давал аргументированные советы. Также Чалокоглы опиралась на исследования известного российского дизайнера Артемия Лебедева, сотрудничавшего с Томским политехническим университетом.

Пестроте здесь не место

– Вникая в работы Лебедева, я поняла, что при оформлении наших помещений должен использоваться комплексный подход, – поясняет директор лицея. – С одной стороны, у нас не современное модерновое здание, а памятник регионального значения, не побоюсь этого слова – статусное учебное заведение. Поэтому чего-то аляповатого, излишне яркого, пестрого здесь быть не должно. С другой стороны, мы старались не музей создать, а максимально учитывать потребности каждого преподавателя, учеников. Создать вокруг них максимально комфортное учебное пространство.

Много внимания уделено отделке местам массового посещения. С особой теплотой подошли к оформлению актового зала. Пришлось консультироваться с профессиональным режиссером, который рассказал об особенностях актового зала именно этого лицея.

– Нам хотелось, чтобы пространство здесь несло какую-то образовательную составляющую, – рассказывает Алина Олеговна. – Поэтому в центре сцены установили уникальную эмблему лицея, разработанную нашим учеником Ярославом Пчелкиным.

Конечно, как и других образовательных учреждений, коснулись лицея и санкционные проблемы. Последняя закупка четырех французских интерактивных досок случилась в далеком 2021-м. Впрочем, новые российские интерактивные панели «Байкал», по словам учителей, ничуть не хуже. Если говорить о мебели, которая, учитывая специфику использования, должна быть особо износостойкой, то томские производители, мягко говоря, педагогов не впечатлили. Пришлось обратить взор на производителей из других регионов. Например, парты и стулья для лицея приобрели в Башкирии. И в разрешении многих проблем ремонта и обустройства лицея специалисты мэрии, ее первые руководители всегда были союзниками строителей и педагогов.

– Сегодня на самом деле знаменательное событие… Здание этого лицея давно не видело своих учеников, и лицеисты, и учителя были вынуждены квартировать в других образовательных учреждениях. Все вместе мы делали все возможное, чтобы день открытия приблизить. Для меня это личная история… Камень с души упал, очень хотелось успеть, взять эту высоту, – сказал на линейке и.о. мэра Томска Михаил Ратнер.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + десять =