Проводники в страну знаний

Что ждет молодых учителей при трудоустройстве в школы области?

После четвертого курса физико-математического факультета ТГПУ Маргарита Смирнова проходила производственную практику в Гуманитарном лицее Томска. Будущий учитель математики успела настолько погрузиться в атмосферу этого учреждения, что ни о каком другом коллективе больше и не мечтала. Правда, она планировала сначала доучиться в магистратуре, а уже потом думать о трудоустройстве.

– Мечты сбываются! – улыбается Маргарита, которой этим летом позвонила директор лицея с предложением о работе. – А учебу буду совмещать.

К слову, по такому пути сегодня идут около 70% студентов ТГПУ.

Перезагрузка отрасли

Накануне Дня знаний в главном корпусе ТГПУ прошел круглый стол на тему «Подготовка педагогических кадров и трудоустройство выпускников Томского государственного педагогического университета: актуальные задачи и пути решения». В его работе принимали участие представители администраций города и области, вуза, деканы факультетов, директора институтов, студенты и выпускники ТГПУ.

Открывая заседание, заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмила Огородова поздравила присутствующих с Днем знаний – общим праздником для всех, без скидки на возраст и род занятий.

– Педагогический университет для нас является главной надеждой и опорой, с которым мы связываем будущее педагогическое развитие региона. Не зря президент объявил Год педагога и наставника, тем самым рекомендуя руководителям регионов и их командам говорить об отрасли, о работниках отрасли и обращать внимание на условия, которые будут содействовать карьерному росту и развитию выпускников. В стране происходит перезагрузка, она требует нового поколения молодых профессионалов, которые будут определять будущее развитие нашей страны, – подчеркнула вице-губернатор.

Продолжил цитировать президента и ректор ТГПУ Андрей Макаренко, отметивший, что главной оценкой успешности любого университета является качество трудоустройства его выпускников, и «поэтому наша основная задача заключается в подготовке высококвалифицированных кадров».

И вот тут-то наступает очень ответственный момент в цепочке «вуз – выпускник – работодатель», когда важно не допустить ее разрыва. Никто ведь не будет спорить с тем, что успех молодого специалиста, только что получившего диплом, во многом зависит от его профессионального старта. И это касается не только оперативного решения насущных вопросов (жилье, зарплата, место в детском саду для первенца), но и неосязаемых, порой более важных вещей, например, таких, как принятие новичка в педагогическую среду, общая атмосфера в учреждении, выделение не формального, а настоящего, действенного наставника.

Людмила Огородова рассказала собравшимся о существенных изменениях в отрасли и финансировании образовательной сферы; о капитальном ремонте школ, на который выделено 5 млрд рублей; об увеличении финансирования заработной платы учителей на 2,4 млрд рублей, что привело к повышению средней оплаты на 6 тыс. рублей.

По словам вице-губернатора, кроме гарантированных, базовых условий трудоустройства, быстрой и качественной адаптации молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях помогают многочисленные профессиональные конкурсы, на которые ежегодно глава региона выделяет более 15 млн рублей. Среди них – «Лучший учитель», «Лучший учитель СПО», «Лучший воспитатель», «Классный классный», «Нескучный урок». Такие состязательные мероприятия позволяют начинающим педагогам не только продемонстрировать свои сильные стороны, но и получить серьезное денежное вознаграждение.

Людмила Огородова поблагодарила руководство вуза за подготовку молодых специалистов, которые по некоторым профилям в разы перекрывают потребности учителей-предметников в школах области. Например, в этом году педагогический университет выпустил 19 учителей биологии и химии, хотя в регионе требуется всего четыре. Среди 96 учителей иностранного языка на работу в Томске могут рассчитывать пока 25 специалистов. А на 29 вакантных мест учителя русского языка и литературы по области диплом получили 32 выпускника ТГПУ.

Статусный учитель

О том, на какую конкретную материальную помощь могут рассчитывать выпускники ТГПУ в самом начале своей педагогической карьеры, рассказала начальник областного департамента общего образования Ирина Грабцевич. К примеру, через три месяца после трудоустройства они приобретают статус молодого специалиста и получают доплату в 1 тыс. рублей ежемесячно. Среди дополнительных мер поддержки – выплаты в 2 тыс. рублей в первый год работы, 3 тыс. – во второй год и 4 тыс. – в третий год работы в городской среде и 4, 5 и 6 тыс. рублей соответственно в сельской местности.

– Ваша энергетика, возможность коммуникации практически на одном уровне с учениками просто необходимы современной школе, – заметила Ирина Грабцевич и пожелала молодым педагогам успешной реализации имеющихся возможностей.

Ее коллега, начальник департамента образования администрации города Томска Максим Савенков, продолжил тему.

– Некоторые из нас еще застали тот период, когда в школе не было видно молодых лиц, а сейчас мы наблюдаем треть учителей в возрасте до 35 лет, – подчеркнул руководитель городского ведомства и рассказал о дополнительных видах поддержки и стимулирования педагогических кадров в муниципальных образовательных организациях Томской области. В число таких мер входят два профессиональных конкурса: «Первые шаги в профессию», где призовой фонд составляет 300 тыс. рублей, и «Педагог-наставник» с премиальным фондом 150 тыс. рублей.

Максим Савенков также упомянул о системах наставничества, реализуемых в школах региона, об организованном клубе начинающих педагогов, работе методических объединений, ориентированных на помощь молодым педагогам.

Кадры под заказ

С реализацией концепции подготовки педагогических кадров для системы образования собравшихся познакомила проректор по образовательной деятельности ТГПУ Марина Садиева. Она представила два проекта – «ПРОцелевое» и «Открытый педагогический класс», ориентированные на решение проблемы нехватки педагогических и управленческих кадров с помощью проф-ориентации школьников Томской области и на мотивацию поступления в ТГПУ на условиях целевого обучения. По задумке разработчиков, в проектах участвуют три группы: студенты-целевики, школьники и наставники. Каждый из них проходит образовательные курсы, получая ряд профильных знаний и навыков. На сегодняшний день в ТГПУ обучается 11 целевиков.

Резюмируя свое выступление, Марина Садиева отметила наличие мониторинга трудоустройства выпускников, системы знакомства с существующими вакансиями в Томске и регионе, что позволяет ректорату оперативно управлять процессом закрепления в профессии выпускников вуза.

Шанс для селян

О том, как подобная практика развита в районах области, рассказали присутствующие в зале представители ведомственных структур.

– Школа в селе – это центр Вселенной, – констатирует начальник отдела образования администрации Шегарского района Татьяна Малыщенко. – В прошлом году у нас поступило по целевому набору четыре студента – для каждого предусмотрена стипендия в размере одной тысячи рублей в месяц.

– А сколько учителей вам нужно сегодня, чтобы закрыть свои потребности? – интересуется Людмила Огородова. – У вас есть уникальный шанс – вы же в кузнице кадров.

– Нам требуются три учителя иностранного языка, четыре учителя математики и три учителя физики, – не теряется Татьяна Малыщенко.

– И что вы им можете предложить? – продолжает «экзаменовать» Людмила Михайловна.

– Земельный участок под индивидуальное строительство, частичную компенсацию за съем жилья.

– А еще замечательную природу и близость к городу, – подсказывает Ирина Грабцевич.

Практика как пробный камень

Своим опытом трудоустройства поделились и выпускницы ТГПУ этого года. Красавицы Анастасия Чайковская и Екатерина Бобкова, завершив базовую учебу на факультете дошкольного и начального образования, устроились в томскую школу № 14 имени А.Ф. Лебедева в качестве советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Свой выбор девушки объясняют просто. Во-первых, чтобы получше узнать, что это за новое направление в педагогике, а во-вторых, получить опыт работы в команде. Девчата уверены, что после заочной магистратуры обязательно вернутся к вопросу о трудоустройстве в качестве учителей начальных классов. А пока, признаются советники, потянуть столь хлопотную и ответственную работу они не готовы в силу небольшого жизненного возраста и опыта.

В работе круглого стола по видеосвязи принимала участие учитель начальных классов школы № 5 из Стрежевого Екатерина Барышева. По словам выпускницы ТГПУ, у нее не было проблем с выбором места работы, ведь она вернулась к себе домой.

– Наша школа открыта для молодых педагогов, здесь каждого принимают с теплом и радостью, – с гордостью рассказывает Екатерина. – С первого же дня к молодому специалисту прикрепляют наставника, и у меня он был тоже. Если говорить в целом, я довольна и своей заработной платой, и обстановкой в педагогическом коллективе. Он у нас просто прекрасный, хоть и разновозрастный.

Ну а финальную точку в большом разговоре о важном поставил ректор ТГПУ Андрей Макаренко, по мнению которого именно учитель является проводником знаний для своих учеников. Ведь только знания делают человека свободным и самостоятельным.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: пресс-служба ТГПУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 8 =