Долгое время жизнь семьи Юрковых шла по заведенному сценарию. Каждые два-три месяца супруги отправлялись… белить баню. Хочешь не хочешь, а дело того требует. Вешенка – гриб хоть и демократичный, но не без капризов. Любит, когда для него создаются соответствующие условия. Но затраченные усилия того стоят.
Екатерина Журавлева
Когда приятное совмещается с полезным
Проблем со сценарием выходного дня в летне-осенний период у томичей Екатерины и Андрея Юрковых не было никогда. Как только начинался долгожданный сезон грибов, эти любители соленых груздей, жареных лисичек и маринованных опят отправлялись на «тихую охоту».
Молодые люди давненько мечтали перебраться из городской квартиры в частный дом. И открыть собственное дело. Врач-ветеринар по образованию, Екатерина девять лет честно отработала в городском объединении ветеринарии.
Отправной точкой к тому, чтобы претворять мечты в жизнь, стало рождение старшего сына Илюшки. На прежнее место работы молодая мама из декретного отпуска не вернулась. Примерно тогда же супруги купили дом. И решили – время заняться бизнесом пришло.
– Выращивать вешенки мы решили по нескольким причинам. Наша семья обожает грибы. Создавая бизнес, решили совместить приятное с полезным, – улыбается Екатерина Юркова. – Посоветовались с теми, кто много лет занимается производством вешенок. Ребята заверили: бизнес рентабельный. К тому же конкурентов на местном рынке не так много. И бизнес этот сезонный – грибы выращиваются под праздники вроде Нового года и 8 Марта. Но и те в небольших количествах. Я постоянно покупала в супермаркетах вешенки, в основном это были привозные грибы.
Решающим толчком стала покупка дома и появление в хозяйстве баньки, непригодной для использования по своему прямому назначению. Зато здесь можно было создать рай для вешенок. Воплотить задуманное в жизнь помог центр занятости населения города Томска – Юрковы узнали о возможности открыть свое дело при поддержке службы занятости и сразу же обратились за консультацией. Молодые люди доказали свою способность вести предпринимательскую деятельность (одно из обязательных требований к желающим начать бизнес – пройти тест), затем с помощью специалистов подготовили и успешно защитили на экспертной комиссии бизнес-план. Результатом стало получение единовременной финансовой помощи – 58,8 тыс. рублей. Эти средства позволили предпринимателям сделать шаг навстречу намеченной цели: закупить строительные материалы и оборудование.
Начиналось все скромно. Для Андрея, мастера на все руки, приспособить баню под производственное помещение труда не составило. Дело пошло в гору довольно быстро. Сейчас на месте бывшей бани вырастает просторное помещение в 35 «квадратов».
Солярий для вешенки
Чтобы на обеденном столе появились аппетитные блюда из свежих вешенок, должно пройти 1,5–2 месяца. Начинается производственный цикл с посадки мицелий (посевной материал гриба), который Юрковы закупают в соседнем Новосибирске. Мицелий укладывается в мешки по 3–4 кг. С одного такого мешка при правильном уходе можно собрать до 20 кг урожая. Посевной материал неприхотлив, легко переносит поездку автотранспортом от Новосибирска до Томска в любую погоду.
Второй материал, необходимый для посадки вешенок, – солома. Ее предприниматели закупают в хозяйствах Томского района. Чтобы подготовить благодатную «почву» для грибов, солома измельчается, обрабатывается кипятком и набивается в большие плотные полиэтиленовые мешки. В эти подготовленные блоки засевается мицелий. Обязательное условие для получения хорошего урожая – 100%-я влажность.
– Раньше по несколько раз в день опрыскивали блоки водой из пульверизатора. В новом помещении монтируем систему автоматического полива, приобретенную благодаря финансовой помощи от службы занятости, – отмечают Юрковы.
С одного посева урожай можно собрать дважды. Только после первого сбора грибницы должны две недели «отдохнуть». Время года значения не имеет. При правильном уходе выращивать вешенки можно круглогодично. Хотя форс-мажоры никто не отменял. Когда в прошлую зиму ударил сильный мороз и «полетела» система отопления, вешенки замерзли. Но это досадное недоразумение, не более.
Отработанные блоки, где росли вешенки, тоже идут в дело. Юрковы продают их садоводам. Проверили на собственном дачном участке – из соломы, отслужившей вешенкам, получается отличное удобрение. Еще и бонус дачникам полагается. При достаточной влажности и дефиците прямых солнечных лучей на грядках вырастают грибы. Довольные дачники не раз говорили Юрковым спасибо – особо везучие из них собирают за лето по 2 кг отменных вешенок.
Собратья из леса не конкуренты
Грибы, бережно выращенные Юрковыми, расходятся на ура. Предприниматели вышли на производственную мощность 30 кг в неделю. Но этого мало. Чтобы осчастливить всех клиентов, нужно минимум 50 кг. Строящееся помещение как раз позволит увеличить объемы производства.
Бюджет на рекламу предпринимателям не нужен. Совсем. Постов в соцсетях и коротких заметок на сайтах бесплатных объявлений вполне хватает. С недавнего времени Юрковы поставляют вешенки в рестораны и кафе города. Сейчас ведут переговоры с торговыми сетями Томска. Екатерину такая популярность продукции не удивляет.
– Вешенки не только вкусные, питательные, низкокалорийные, но и полезные – в них содержатся необходимые микроэлементы. Они усваиваются организмом легче, чем те же самые белые и боровики. К тому же выращенные в домашних условиях грибы не впитывают в отличие от лесных вредные вещества из окружающей среды. Я смело кормила своих мальчишек супом из вешенок уже с трех лет, – говорит любительница грибов и мама двух малышей. – Вешенки уступают более привычным для всех нас шампиньонам только в одном: у них срок реализации меньше – две недели. Но я рекомендую использовать их в течение десяти дней.
Вешенки в различных вариациях и сегодня не сходят с обеденного стола Юрковых. Потому что знают: это свое, экологичное, безопасное.
– Правда, теперь у нас стало на одно увлечение меньше, – смеются Юрковы. – Семейный выход за грибами остался в прошлом. В лес теперь ходим только погулять.
Мы реализуем принципиально новый подход к поддержке начинающих предпринимателей. Если раньше все механизмы поддержки были направлены на то, чтобы предпринимательская деятельность стартовала, то теперь помимо финансовых механизмов поддержки мы обеспечиваем сопровождение молодых предпринимателей. Курируем их, даем им шанс не просто начать свое дело, но и проработать реальные и возможные проблемы и в будущем избежать ошибок, таким образом увеличивая шансы на успех и «выживаемость» бизнеса в первые годы его существования.
Елена Ягина, директор ОГКУ «Центр занятости населения города Томска и Томского района»
Возможность получить поддержку и открыть собственное дело есть у каждого: в 2016 году при содействии службы занятости предпринимателями стали 255 человек, за 9 месяцев текущего года свой бизнес начал 181 житель области. Получить консультацию по организации предпринимательской деятельности можно в центре занятости населения по месту жительства.
Мнение
Андрей Саркисов, советник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, член экспертной комиссии по проведению независимой оценки бизнес-планов граждан, желающих организовать собственное дело при ОГКУ «Центр занятости населения города Томска и Томского района»:
– С центром занятости мы сотрудничаем с 2014 года, когда в регионе начал свою работу институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Важно, что мы сошлись в понимании главного: в условиях дефицита бюджета, когда сокращаются меры финансовой поддержки, любая помощь предпринимателям имеет значение.
В Томске создана инфраструктура для комфортного запуска бизнес-проектов. Предпринимателям оказывается три вида поддержки: финансовая, консультативная (при подготовке и защите бизнес-планов) и правозащитная (по преодолению административных барьеров и отстаиванию прав и законных интересов).
Многие начинающие предприниматели допускают одну и ту же ошибку – они неправильно оценивают свои коммерческие и хозяйственные риски. В итоге финансовая поддержка оказывается неэффективной, а иногда может ухудшить положение предпринимателя.
Для решения этой проблемы есть два пути: увеличение размера финансовой поддержки в пользу более проработанных бизнес-идей и направление части средств на консультирование предпринимателей на первых порах реализации бизнес-проекта.