Tomsk get inspired – Томск вдохновляет. Этот слоган из ролика о Томске, снятого BBC, стал известен миллионам жителей Юго-Восточной Азии. Красивый и реально вдохновляющий ролик был одним из звеньев большого проекта «Учись в Томске!», реализованного областной администрацией в 2013–2014 году. Его результаты оказались столь впечатляющими, что проект стал победителем национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник». Награждение прошло на днях в Москве.
Сила притяжения
Уникальность проекта – именно это оценили эксперты «Серебряного лучника» – была в том, что региональные власти создали общую платформу для пиара томского образования. Причем на международном уровне продвигали не вузы по отдельности, а объединенный бренд Томска как университетского города. В заявке на конкурс объяснялось: «Конкурируя за абитуриентов на внутреннем рынке, во внешнем пространстве вузы должны были действовать консолидированно, дополняя и усиливая свои преимущества. В частности, финансовая поддержка со стороны областной администрации оказывалась только при условии участия в мероприятии не менее четырех университетов».
Активная фаза проекта началась зимой 2013 года, когда все томские вузы представили коллективную экспозицию на международной выставке «Образование – XXI век» в Астане. Стенд был одним из самых популярных, потому что там давали не скучные буклеты, а, например, показывали шоу роботов от ТУСУРа или учебные симуляторы от СибГМУ. В 2013 и 2014 годах усилия пиарщиков региона были сконцентрированы на Казахстане, Монголии, Китае, Вьетнаме. Сейчас пошли еще дальше – в январе 2015-го прошла международная миссия в Малайзию и Индонезию, о результатах которой начальник областного департамента международных и региональных связей Алексей Стуканов отчитывался: ТГУ и ТПУ привезли больше 700 предварительных заявлений на обучение от малайзийских и индонезийских студентов. Притом что в 2014 году ни одного малайзийца в Томске не училось. Впереди – Индия, Камбоджа, Турция.
Учись, страна огромная
Внутри России Томск как город студентов продвигали с помощью тех же образовательных миссий – в Якутии, Югре. Большой профит Томск получил от форума молодых ученых U-NOVUS и научного квеста Science Game. Так, за три недели количество посещений уникальных пользователей на сайте Science Game превысило 150 тыс., для участия в игре зарегистрировались около 5 тыс. человек – более 800 школьных и студенческих команд со всей России. После заочных этапов в финал вышли 150 участников (30 команд) из семи регионов.
Как итог всей этой большой работы – число российских регионов, откуда приехали первокурсники в томские вузы, выросло с 46 (2013 год) до 62. В 2014 году количество поданных заявлений от абитуриентов увеличилось на 7 тыс., доля иногородних студентов достигла 62%. Если в 2013 году в Томске учились больше 7 200 человек, то год спустя после начала международного пиара почти 9 400. Ректор ТПУ Петр Чубик, комментируя результаты приемной кампании 2014 года, подчеркнул: «Нужно продолжать проект «Учись в Томске!».
Члены экспертного совета конкурса «Серебряный лучник» рассмотрели 183 заявки в 11 номинациях. «Учись в Томске» стал лучшим среди проектов по развитию и продвижению территорий. Причем среди победителей это единственный региональный проект, остальные – московские.
В Томске учатся более 72 тыс. студентов из 75 регионов России и 40 стран. Студенты государственных вузов ежемесячно приносят городу, области и федеральному бюджету около 700 млн рублей, или около 8,5 млрд рублей в год, из них примерно 6 млрд приходится на долю иногородних студентов.
Победа на «Серебряном лучнике» не только моя и нашего департамента, но и еще трех Алексеев – Князева, Пушкаренко и Стуканова. Безусловно, среди отцов успеха – Петр Чубик, его консорциум научно-образовательных и научных организаций и студенты ТПУ. В проекте участвовали ректоры всех университетов, и его уникальность в том, что нам удалось объединить ресурсы и силы ради единой цели – продвижения университетского Томска, привлечения иногородних и иностранных студентов из городов России и стран Юго-Восточной Азии. Спасибо большое Жанне Вороной, Марии Моисеенко, Александре Копыловой, Василию Вершинину, Сергею Становкину, Дарье Черновой, Максиму Ведяшкину, Дмитрию Сону и многим другим. Сотни людей – не только в Томске, но и далеко за его пределами – вложили в этот проект душу, и я всех поздравляю с этим большим успехом.
Алексей Севостьянов, начальник Департамента информационной политики Томской области, автор проекта «Учись в Томске!»