Какие меры предпринимают областные власти, чтобы решить проблему дефицита учителей в школах области, – этот вопрос детально обсуждался на заседании парламентской комиссии по образованию.
По официальной информации, в регионе не хватает 238 педагогов. Особенно нужны учителя математики, русского и иностранных языков, но это далеко не полный список вакантных специальностей. Эти данные департамент образования предоставил с учетом совмещения должностей. На самом деле кадровый голод гораздо сильнее. По оценкам председателя комиссии по образованию, молодежной политике и спорту Законодательной думы Томской области Леонида Глока, дефицит составляет порядка 2 тыс. специалистов.
Докладчик, заместитель начальника областного департамента общего образования Елена Вторина, рассказала депутатам о том, какие результаты приносит реализация комплексного плана мероприятий по совершенствованию кадровой политики в Томской области. Бюджетная поддержка на эти цели в текущем году составила 86 млн рублей.
Депутат Наталья Барышникова спросила докладчика, как уменьшить бюрократическую нагрузку на учителей. Елена Вторина согласилась, что педагоги перегружены бумажной работой, разного рода отчетами, которые порой дублируют друг друга, но добавила, что это вопрос государственной политики.
– На мой взгляд, есть две острые проблемы: это целевое обучение и институт наставничества, – высказал мнение депутат Юрий Калинюк. – Докладчик в своем выступлении отметила, что целевое обучение ведется с 2010 года, но не сказала, каков процент трудоустройства этих выпускников, в том числе в разрезе муниципальных образований. Есть проблема по целевому обучению логопедов, дефектологов и психологов, а также подготовке и переподготовке управленческих кадров. В муниципалитетах низкая профессиональная составляющая управленцев, многие из них являются возрастными педагогами, потому что нет замены кадров и института наставничества.
Коллегу поддержала Галина Немцева, заметив, что в комплексном плане мероприятий по совершенствованию кадровой политики не отражена ситуация с нехваткой логопедов, дефектологов, психологов, а также с профориентацией школьников.
Председатель комиссии по образованию Леонид Глок подчеркнул, что в докладе не прозвучали рекомендации, выработанные в ходе парламентских слушаний, посвященных в том числе кадровому обеспечению системы общего образования.
– Мы говорили о создании структурного подразделения, которое бы занималось кадровой политикой в образовании, о разработке новой модели подготовки педагогических кадров с использованием ресурсов томских университетов, о системе мониторинга образования и многом другом, – напомнил Леонид Глок.
Повышение конкурентоспособности выпускников – задача номер один, считает депутат. Это позволит обеспечить школы высококвалифицированными учительскими кадрами.
По мнению председателя комиссии по образованию, до сих пор нет ясности и в том, кто влияет на формирование педагогического корпуса в Томской области. Кто задает тон среди работающих учителей – выпускники ТГПУ, ТГУ, педагогического колледжа или приезжие специалисты?