Горячее недовольство членов комитета по экономической политике вызвала информация о выполнении многострадального уже Закона «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области».
Предваряя выступления докладчиков, председатель комитета Иван Кляйн вопреки обыкновению открыл его не информативно, а критической преамбулой:
– То, что разные такси сегодня в неравных условиях, – это действительно так. Кто-то на законных условиях работает, кто-то без всяких разрешений. Представители бизнеса нас к тому склоняют, что, если бы был нормальный контроль, такого бы не было: говорят, что на 2,5 тыс. полученных лицензий у нас сегодня 7 тыс. такси. Мне сложно говорить об объективности этой цифры, но проблема есть, и мы решили заслушать информацию.
Несмотря на двух докладчиков, информации, впрочем, было мало. Председатель комитета по лицензированию ТО Виктор Даниленко в конечном итоге на все претензии ответил, что согласно закону на комитет возложены полномочия по контролю за такси, которые получили лицензию. Проверка эта проводится не чаще раза в год и показывает, что у лицензиатов, как правило, все в порядке. А так называемые бомбилы – вне компетенции комитета по лицензированию.
Согласно отчету УГИБДД, в этом году ведомство вынесло 35 постановлений по нарушениям перевозки пассажиров такси. Отвечая на вопрос депутатов о том, почему так мало, зам. начальника УГИБДД Андрей Драница сказал, что такие проверки являются крайне трудоемкими по времени и очень отвлекают инспекторов от выполнения основной их функции – обеспечения безопасности дорожного движения, а патрульных экипажей и без того мало.
– За 150 дней – 35 протоколов, – заметил Иван Кляйн, – поэтому законопослушные представители маршрутного бизнеса и возмущаются, что контроль недостаточен и им конкурировать в таких условиях невозможно.
Об этой невозможности депутатам в эмоциональных красках поведал Владимир Романов, директор некоммерческого партнерства «Объединение томских такси». В очередной раз прозвучало, что главным нарушителем закона является основной оператор рынка – такси «Максим» (по оценке Романова, 50% перевозок). И эта ситуация усугубилась в последние полгода, когда контрольные функции были изъяты у Управления автодорожного надзора по ТО и переданы лицензионному комитету и УГИБДД. И сегодня томские компании начинают перестраивать бизнес по тем же принципам, что и «Максим», иначе конкурировать невозможно. А система контроля, как показывает опыт других регионов, возможна (Москва, Кемерово, Калуга, Сыктывкар…).
Члены комитета решили создать постоянную рабочую группу по организации контроля за работой такси.