Круглый стол «ТН»: Кому достанутся деньги ОМС?

стол

На протяжении двух десятилетий мы живем в режиме непрекращающихся реформ. Народ ворчит, но терпит, потому что наряду с неприятными издержками процесса перемен видит и некоторые плюсы преобразований. Медленно, со скрипом меняется и система здравоохранения. Одна из последних инициатив государства – активное привлечение медучреждений частной формы собственности к оказанию медицинской помощи населению за счет средств ОМС. Зачем это государству? Какой резон частникам вешать себе дополнительный хомут на шею? И главное – проще ли будет рядовому обывателю пробиться к доселе недоступному ему сервису платной медицины? Чтобы найти ответы на эти вопросы, редакция «ТН» пригласила специалистов к разговору за круглым столом.

Конкуренция как двигатель прогресса

СоломатинаТ. Соломатина: – Частная медицина давно хотела работать в программе госгарантий. Пожалуй, ТО – один из немногих регионов РФ, где с конца 1990-х дано право частным структурам, тем, которые имели такое желание, работать в системе ОМС. А сейчас уже государство заинтересовано в том, чтобы частная форма здравоохранения развивалась, и привлекает частников к работе в программе госгарантий. Но, к сожалению, до сих пор нет ни законодательных актов, ни четких обязательств со стороны государства. У частных структур слишком много рисков.

КозловВ. Козлов: – К 2015 году вся высокотехнологичная медицинская помощь войдет в систему ОМС. Сегодня порядка 70–75% всех финансовых средств на здравоохранение находится в системе ОМС, и с годами этот показатель будет только расти. Понятно, что денег на поддержание и развитие государственного сектора медицины никогда не будет хватать, поэтому государство решило более активно развивать государственно-частное партнерство. В нашей области частные структуры уже давно вовлечены в систему ОМС, их число постоянно увеличивается. Однако частники жалуются, что средств, которые идут из Фонда ОМС, им не хватает, что тарифы очень низкие. В то же время мы видим, что государство в последнее время пытается создать равные условия как для частного, так и для государственного здравоохранения. Тарифы устанавливаются одинаковые. Насколько полно они обеспечены – другой вопрос. Но тенденция все равно поступательная. Вообще, позиция фонда такова: для пациентов не должно быть разницы между медицинскими учреждениями разных форм собственности. Есть пациент, который хочет получить качественную медицинскую помощь, и для того, чтобы обеспечить ему такую возможность, нужно создавать здоровую конкуренцию среди учреждений, поставив их в равные условия. Сейчас готовятся документы, согласно которым у пациентов будет больше прав в самостоятельном выборе учреждения независимо от того, государственное оно или частное. Готовится и закон о государственно-частном партнерстве. Возможно, они снимут многие вопросы.

Другая модель взаимодействия с пациентом

РабцунЕ. Рабцун: – Медицинское объединение «ЦСМ» работает в системе ОМС уже больше 15 лет. На основании многолетнего опыта могу выделить несколько, на мой взгляд, основных аспектов, которые следует учитывать при работе в системе ОМС.

Для частных медицинских организаций: в ОМС деньги за пациентом не идут, это больше миф, чем реальность. ОМС, по сути, – это, скорее, больничная касса, в которой за распределение денег отвечают органы государственного управления здравоохранением. Поэтому тарифы на оказание медицинской помощи государственных ЛПУ будут всегда больше, чем частных, даже если вы оказываете услуги лучше, больше, доступнее. Частник в этой системе для государственных органов управления конкурент. Это следует понимать.

Частник видит в деньгах ОМС деньги граждан, клиента и пытается по привычке работать на пациента. Государственный подход к деньгам ОМС другой: это деньги государства и государство само решит, кто где будет лечиться и кто в чем нуждается. Поэтому в ОМС частнику будет необходимо в большей степени ориентироваться на тех, кто распределяет деньги ОМС, т.е. на государственные органы управления. Для частника изменится модель поведения на рынке от модели В2С к модели В2G.

Для граждан, которые захотят выбрать частные организации в системе ОМС, необходимо знать: частная организация привыкла работать на клиента, такую же модель поведения она будет демонстрировать и в ОМС. Это значит больше внимания, лучше сервис, более чуткое отношение.

Медицинская помощь, которую вы получаете у частника, оплачивается из ОМС всегда в меньших размерах, чем такая же медицинская помощь в государственных ЛПУ.

В частных организациях гораздо быстрее решаются все спорные и конфликтные случаи, здесь самый эффективный и быстрый способ – прямая жалоба руководству (собственнику) компании.

Большая очередь ожидания медицинских услуг по ОМС связана с недостаточностью финансирования по ОМС. В ОМС нет такого количества денег, чтобы абсолютно вся помощь была бесплатной, это политическая декларация. Это признают все. Государство – тайно, кулуарно, частные организации – открыто. Поэтому, во-первых, граждане никогда четко не узнают, что по ОМС платно, что бесплатно, ибо проще сказать: бесплатно всё. Во-вторых, доплаты при получении бесплатной медицинской помощи всегда будут как в частных организациях, так и в государственных. В частных организациях чаще открытые доплаты в кассу, в государственных чаще закрытые – в карман. На мой взгляд, для гражданина предпочтителен первый вариант – надежнее.

В любом случае мы должны отдать должное администрации Томской области: у гражданина право выбора ЛПУ в нашем регионе было всегда, поэтому, если вас не устраивает ЛПУ – меняйте, не устраивает врач – меняйте. Вхождение частных компаний в систему ОМС существенно расширяет выбор для граждан, а это само по себе фундаментальное преимущество, которое формирует конкуренцию за пациента. Значит, кто больше всех вы­игрывает от участия частников в ОМС? Больше всех выигрывают граждане.

Николаева2Н. Николаева: – Мы находимся в системе ОМС с 2004 года. Заняли удобную для нас нишу: занимаемся только стационарным лечением. С этим проще, чем с амбулаторно-поликлинической структурой, потому что здесь все прозрачно и понятно. Тебе дали квоты, каждая квота имеет определенную стоимость, понятно, на что можно потратить эти деньги. Конечно, тарифы всегда ниже, чем затраты, никакой экономической рентабельности нет. Однако в любом медучреждении есть постоянные расходы, их невозможно ни убавить, ни прибавить. Выполняются операции или нет, а коммунальные услуги надо оплатить, зарплату персоналу выдать. Когда получаешь квоты, четко знаешь, что деньги за них будут и можно коммуналку оплатить, зарплату выдать. Другое дело, что департамент выделяет нам крохотное количество квот, в первую очередь распределяет их между государственными учреждениями. У нас пациентов всегда больше, чем число выделяемых квот. С другой стороны, государству выгодно привлекать в систему ОМС частные учреждения, потому что оно освобождается от необходимости содержать здания этих учреждений, покупать для них оборудование, обучать кадры. К нам ведь пациенты идут за сервисом и профессиональной помощью хорошо обученных специалистов.

Терпение, граждане, терпение!

Т. Соломатина: – Организаторов здравоохранения беспокоят два главных момента: качество и доступность медицинской помощи, в первую очередь первичной. Мы с Виктором Георгиевичем осенью проехали по нескольким ФАПам области и ужаснулись: сельское здравоохранение находится в катастрофическом упадке. А ведь там, в маленьких поселках, тоже живут люди, которые нуждаются в медицинской помощи. Но кто туда поедет работать? Сейчас даже в городе не хватает 25% врачей и 53% медработников среднего звена. В сельской местности дефицит кадров гораздо выше. Наверное, частные учреждения тоже могли бы подключиться к решению этой проблемы. Но, пока не будет законодательной базы, заходить в систему ОМС частным структурам очень проблематично.

В. Козлов: – Закон «Об обязательном медицинском страховании» вступил в силу в 2011 году. За прошедшие три года было принято несколько новых нормативных документов, регулирующих отношения пациент – медицинское учреждение – государство. С моей точки зрения, главное изменение – это то, что новый закон сделал главным человека (пациента) и дал ему право выбирать как страховую компанию, так и медицинскую организацию и врача. Теперь он может не только самостоятельно делать выбор, но и раз в год поменять свое решение.

Кроме того, с этого года фонд проводит мониторинг и контроль госпитализации пациентов, нуждающихся в специализированной медицинской помощи. В последний год у нас наметилась тенденция на переориентацию части стационарной медицинской помощи на уровень дневных стационаров и центров амбулаторной хирургии, сокращаются случаи необоснованной госпитализации, уделяется большое внимание раннему выявлению заболеваний, диспансеризации. Создаются условия для того, чтобы пациенты могли получать качественную медицинскую помощь на всех этапах, от амбулаторно-поликлинического до стационарного.

Н. Николаева: – Частные медицинские структуры, где и сервис значительно выше, и помощь качественная, и культура взаимоотношений с пациентами на высоте, должны работать в системе ОМС. Но для этого надо, чтобы нас поставили в равные условия с государственными учреждениями. В выигрыше в конечном счете окажется главный объект нашей работы – пациент.

Т. Соломатина: – 2014 год – переходный и тяжелый для всей системы здравоохранения. Меняется очень многое. Хочу пожелать и своим коллегам, и пациентам терпения.

Статфакт

В 2014 году медицинскую помощь по программе ОМС в ТО будут оказывать 106 медучреждений (в 2013 году их было 96), среди них частных – 35 (в 2013 году – 21).

Медучреждения частной формы собственности включены в систему ОМС с 2003 года. За прошедшие 11 лет количество частников в системе ОМС увеличилось с 4 до 35, то есть каждая третья медицинская организация в системе ОМС ТО – частная.

Особое мнение

Максим Дума, главный врач ООО «Частная клиника № 1»:

– Чтобы что-то заработало эффективно, нужно время и усилия в этом направлении. «Частная клиника № 1» из всего многообразия медицинской помощи выбрала для себя стационарные виды услуг – операции по полису ОМС. Выбор был сделан не случайно, это более контролируемый организацией вид помощи с понятной обратной связью с поликлиниками и пациентами.

Мы сделали свой выбор в 2006 году. В рамках полиса ОМС мы проводим оперативное лечение урологических патологий, варикозной  болезни нижних конечностей, паховых и пупочных грыж, желчно-каменной болезни, выполняем артроскопии (при разрыве менисков). За это время выполнено более 800 операций.

Не всегда тарифы покрывали наши расходы. С 2013 года ситуация стала меняться, сейчас тарифы по многим видам стационарной помощи становятся выше. Но есть нюансы: не все тарифы адекватны, по некоторым заболеваниям они занижены. К 2013 году мы уже имели отлаженный механизм работы с поликлиниками и сформированный поток пациентов.

Плюсы для организации – дополнительный источник финансирования, перспектива развития и улучшения ситуации в связке ОМС – частные клиники и альтернатива для тех, кто уже являлся пациентом клиники и продолжает наблюдаться у нас. Плюсы для здравоохранения области – доступность стационарной помощи, маленький срок ожидания даты операции и повышенный сервис обслуживания по сравнению с государственными медучреждениями.

Выбор, куда тебя направит лечащий врач, должен быть с учетом мнения пациента. В этом и должна проявляеться конкуренция среди медицинских учреждений (частных и государственных) и стимул для улучшения качества медицинской помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − три =