Круговая порука

Кто подхватит заботу об осужденном?

Государственной думой РФ принят Закон «О пробации в Российской Федерации», который предполагает введение в России института пробации. Это совокупность мер в отношении осужденных; лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

В Томске по инициативе Общественного совета при Томском УФСИН и на базе Томского института повышения квалификации работников ФСИН состоялось заседание круглого стола по теме «Пробация в Российской Федерации: взаимодействие институтов гражданского общества». В нем приняли участие главный федеральный инспектор по Томской области Владимир Сирчук, уполномоченный по правам человека в Томской области Елена Карташова, председатель Общественной палаты Томской области Владимир Уткин, представители органов прокуратуры, администрации Томской области, общественных организаций Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Модератором обсуждения выступил председатель Общественного совета при УФСИН России по Томской области, заместитель директора Юридического института НИ ТГУ по научной работе Николай Ольховик. Мы задали ему несколько вопросов.

20 лет спустя…

– Николай Владимирович, проясните, пожалуйста, что такое пробация применительно к осужденным, о чем идет речь и насколько актуально принятие Закона «О пробации в Российской Федерации»?

– Тема социальной помощи осужденным, освободившимся из мест лишения свободы, и их социального сопровождения актуальна достаточно давно. Еще в начале 90-х годов прошлого века ученые и практики говорили о необходимости хотя бы какого-то рамочного закона о социальной помощи освобожденным из мест лишения свободы. В начале 2000-х уже разрабатывались проекты специальных федеральных законов «О социальной помощи освободившимся из мест лишения свободы» и «Основы законодательства Российской Федерации об оказании социальной помощи лицам, освобожденным от наказания в виде лишения свободы». К сожалению, ни один из указанных законопроектов так и не был принят. И вот прошло 20 лет, прежде чем такой закон появился. К тому же в силу он вступит только 1 января 2024 года, а что касается социальной помощи после освобождения, так называемой постпенитенциарной пробации, то этот закон заработает только с 1 января 2025 года.

Актуальность его состоит в том, что он предполагает оказание социальной помощи нескольким группам осужденных, нуждающихся в ее получении. А кроме того, если с теми, кто отбывает наказание в местах лишения свободы и исправительных центрах или без изоляции от общества, работают сотрудники уголовно-исполнительной системы, помогая им решить социальные проблемы в период отбывания наказания, то после освобождения с ними системно уже никто не работает, хотя им нужна помощь. В то же время всевозможных служб и органов, которые могут ее оказывать отбывшим наказание, существует немало. Однако действуют они разрозненно, самостоятельно, а у семи нянек, как известно, дитя без глазу.

Новый закон помогает освободившемуся из мест лишения свободы приспособиться к другой, непростой для него ситуации. Когда он выходит за ворота исправительного учреждения, то чаще всего попадает в никуда. Пробация как раз и рассчитана на таких людей.

Дошли до низов

– Какие меры предусмотрены и кто их должен оказывать?

– Мер этих достаточно много. Это помощь в трудоустройстве, в медицинском обеспечении, получении необходимого образования, восстановлении утраченных связей с родственниками, документов и прав на имущество. Что касается исполнителей, то закон определил довольно много субъектов пробации. К ним относятся: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; учреждения уголовно-исполнительной системы; государственные учреждения службы занятости населения; организации социального обслуживания. Органы местного самоуправления также вправе участвовать в процедурах пробации во взаимодействии с субъектами пробации. Также могут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, в том числе религиозные, общественные объединения и так далее.

Однако закон не предусматривает механизма их взаимодействия, без чего он будет вряд ли исполним. Пролонгированное время начала действия закона, как представляется, и предполагает, что данный механизм будет выработан на межведомственном уровне, для чего и проводятся такие публичные мероприятия, как круглые столы с приглашением представителей различных субъектов пробации – разных служб и ведомств, общественных организаций.

Поскольку осужденные после освобождения из мест лишения свободы выходят не просто в общество, а живут в конкретном регионе и населенном пункте, то Законом «О пробации в Российской Федерации» серьезные обязанности возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Они должны принимать нормативные правовые акты по ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, разрабатывать программы и реализовывать меры по их исполнению.

Только 2 процента освободившихся из мест лишения свободы обращаются в соцслужбы в Томской области.

Томичам есть чем поделиться

– Есть ли уже определенные наработки и интересный опыт, который мог бы быть положен в основу предлагаемого механизма исполнения закона?

– Такой опыт на региональном уровне есть. В Томской области это социальное сопровождение несовершеннолетних, которое особенно успешно ведется на базе ВК-2 при участии общественных организаций, членов Общественного совета при УФСИН России по Томской области, Общественной наблюдательной комиссии Томской области, в работе которых активное участие принимает Геннадий Постников.

Существует положительный опыт решения этого вопроса в Красноярском крае, Республике Татарстан, где созданы центры социальной реабилитации и адаптации.

– Какова эффективность этой деятельности?

– В Красноярском крае и в Республике Татарстан она очень высока – уровень рецидива составляет всего 4–5%. Хотя в целом по стране у нас нет статистики рецидивной преступности освобожденных из мест лишения свободы и осужденных без изоляции от общества после их снятия с учета уголовно-исполнительной инспекции. Статистика МВД России указывает только на долю лиц, ранее совершавших преступления, в числе всех лиц, совершивших преступления за отчетный период. Последний раз такая статистика велась еще до перестройки в 80-х годах прошлого века. Исследованием рецидивной преступности в настоящее время занимаются в основном ученые, в том числе и нашего вуза.

На базе Юридического института НИ ТГУ проведено несколько исследований, посвященных рецидивной преступности осужденных и ее предупреждению. Они убедительно доказывают, что рассматриваемый показатель достигает по отдельным категориям освобожденных 60–80%. Как следует из изученной нами практики, большинство рецидивистов (около 80%) после освобождения из мест заключения не могут решить вопрос своего трудоустройства (53%), каждый третий по различным основаниям лишен жилого помещения, вследствие чего сталкивается с отказом в приеме на работу из-за отсутствия регистрации и наличия судимости и многими другими проблемами.

Чтобы работа была системной, надо вновь вернуться к официальному подсчету рецидива на государственном уровне, как это было в советское время. Только тогда мы будем точно знать, какие меры предупреждения преступности необходимы.

Найти нужную дорогу

– Как должна выглядеть на практике работа с человеком, отбывшим наказание?

– В том, как это сделать, и заключается весь вопрос. В законе этот механизм не расписан, а отдан на откуп субъектам пробации, которые должны договориться между собой и выработать такие правила, которые вкупе с нормативными актами и позволят обеспечить социальную защищенность нуждающемуся человеку. Сегодня уже у освободившегося из мест лишения свободы есть немало возможностей для получения мер поддержки наравне с другими гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Он может обратиться в службу занятости, в органы социальной защиты. Но он может обратиться, а может и нет…. По некоторым данным, дорогу в соцслужбы находят всего 2% освободившихся из мест лишения свободы. Если учесть, что ежегодно в Томской области на свободу выходит около двух тысяч человек, то это не много. К тому же не всегда понятно, что каждый из обратившихся такую помощь получил.

На мой взгляд, главное упущение в законе состоит в том, что в нем не предусмотрена общественно-государственная система социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы и осужденных без изоляции от общества. Она должна включать не только субъектов пробации, но и региональные службы социального сопровождения, оказывающие содействие лицам, освобожденным из мест лишения свободы, и осужденным без изоляции от общества. Это помощь в решении вопросов жилья, трудоустройства, в налаживании и восстановлении социально полезных связей, бесплатной психологической и юридической помощи. Эти службы, как мне представляется, могут находиться в ведении органов социальной защиты населения и основываться на общественно-государственном партнерстве.

Закон о пробации также предусматривает создание единого реестра лиц, в отношении которых будет применяться пробация. Предполагается, что это будет государственная информационная система, содержащая данные о видах, сроках, индивидуальной программе, мерах социальной поддержки. Но точного механизма его использования также нет: осужденный обязан дать согласие на включение в этот реестр или после освобождения у него есть право отказаться от этого? Важно, чтобы этот реестр не превратился в формальный подсчет лиц, в отношении которых осуществлялась пробация.

Автор: Нина Губская
Фото организаторов мероприятия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =