Медведь на ухо никому не наступает!

Так считает продолжатель старинной педагогической династии преподаватель музыки Ольга Яковлева

Педагогическая династия Отличника просвещения, эксперта по аттестации педагогических кадров департамента общего образования, методиста МАУ ИМЦ и наконец, педагога МАОУ ДОДЮЦ «Звездочка» Ольги Яковлевой имеет весомый общий стаж и богатую историю. Знакомишься с учительской династией и понимаешь, что не стать преподавателем Яковлева просто не могла.

Глубокие корни

– Ольга Евгеньевна, ваша учительская династия ведет свое начало еще с XIX века. Расскажите, пожалуйста, о своих предках. Все ли они были именно школьными учителями?

– Мои предки разделились на две ветви – на врачей и учителей. Подробно перечислять всех предков-педагогов, конечно, нет смысла, но о знаковых для меня личностях хотелось бы рассказать. Мой прапрадед – священник Фирс Евдокимович Ломовицкий. Он прибыл в Томск 1861 году из Тамбовской губернии по назначению Епархии. Был священником храма села Мазалова. Мы не можем точно сказать, преподавал ли он в церковно-приходской школе, но то, что Фирс Евдокимович являлся духовным наставником – однозначно.

Сын Фирса Ломовицкого – Павел – по специальности был врачом. Закончил медицинский факультет ТГУ, первый выпуск. Ломовицкий преподавал гигиену в Учительском институте, входил в попечительский совет Первой сибирской торговой школы. Принимал активное участие в открытии Высших женских курсов. Входил в состав Томской городской Думы.

Внучка Фирса Ломовицкого – Елена Николаевна Ломовицкая (по мужу Литвинова) – моя прабабушка. Была учительницей начальных классов различных сельских школ. В том числе работала в томской школе для глухонемых. Ее супруг – мой прадед Василий Романович Литвинов – очень любил музыку. И даже взял себе псевдоним Мирозвуков.

Преподавал пение в Мариинской женской гимназии. Со знаменитой капеллой Дмитрия Славянского объездил весь мир. После революции преподавал пение в различных школах. В 1937 году Василия Романовича репрессировали. И реабилитировали только во время перестройки. Трое его детей выбрали профессии, связанные с педагогикой. Сын – Виктор Васильевич Литвинов, стал музыкантом– пианистом, а дочери: Наталья Васильевна и Елена Васильевна – учителями.

Елена Васильевна, моя бабушка, сыграла большую роль в моем воспитании. Много лет она проработала учителем начальных классов, вышла на пенсию и начала меня активно опекать и воспитывать. Рано научила читать. Любовь к музыке мне привила моя мама – Тамара Ивановна Першина, которая долгое время преподавала в Томском областном музыкальном училище, а затем в МАОУ ДО «Звёздочка». Музыка в нашей семье жила всегда. Одни из моих первых воспоминаний – присутствие на уроках фортепиано у моей мамы. Но мое обучение не ограничивалось только музыкой. Я посещала и эстетическую студию в Доме ученых, и множество спортивных секций.

Наставничество – это всегда дуэт

– Как вы стали педагогом? Кого из своих наставников выделяете? Для кого вы являетесь наставником?

– После окончания средней школы я решила идти по маминым стопам. Поступила в Томское областное музыкальное училище, отделение Теории музыки. Окончила его. Стала педагогом. Но мне этого было мало, необходимо было расти профессионально. Поступила в ТГУ на факультет психологии. Закончила его с красным дипломом.

Много лет проработала психологом-консультантом телефона доверия, совмещая эту работу с основной профессией. Ее я никогда не оставляла.

Трудилась в хоровой студии «Унисон» в средней школе № 14, затем в школе № 32, в Доме творчества Кировского района, в ДЮЦ «Синяя птица». И наконец, стала педагогом дополнительного образования в МАОУ ДО ДЮЦ «Звёздочка», где сейчас и преподаю.

Как я уже говорила, своим первым серьезным наставником, педагогом с большой буквы, определившим мой жизненный путь, я считаю мою маму. Если брать музыкальное училище, то хочу выделить преподавателя музыкальной литературы Николая Федоровича Овчинникова. Педагога по сольфеджио Маргариту Леонидовну Лисовую. Педагога по фортепиано Наталью Борисовну Долгову.

Не могу не вспомнить добрым словом и преподавателей ТГУ. Например, преподавателя конфликтологии – Елену Николаевну Скавинскую.

Вообще, наставничество – процесс обоюдный. Я обучаю детей и многому учусь у них. Хочется верить, что для многих моих учащихся я тоже являюсь наставником, который важен для них, к мнению которого они прислушиваются. Очень радуюсь, когда они связывают свой жизненный путь с музыкальной педагогикой. Приведу пример. Валерию Фатееву привели в «Звездочку» совсем ребенком. Она начала заниматься в группе детей дошкольного возраста «Жаворонки» около 15 лет назад. Затем прошла все ступени хоровой студии «Настроение», поступила в музыкальный колледж на фортепианное отделение и с отличием его окончила. Сейчас Лера получает педагогическое образование на первом курсе ТГУ по профилю «Фортепиано». Надеюсь, она станет профессионалом с большой буквы.

Более 250лет – суммарный педагогический стаж представителей династии Ольги Яковлевой.

Музыка нас связала

– Много хорошего слышал о детско-юношеском центре «Звёздочка». Причем, многие особенно выделяют именно музыкальное направление, точнее пение. Что в нем примечательного?

– Дело в том, что к обучению детей пению, да и вообще музыке, мы подходим комплексно, используя игровые элементы. Причем делаем это с самого раннего возраста. Ведь ребенка, в отличие от взрослого, невозможно заставить заниматься музыкой образно говоря, «в лоб». Малыша необходимо заинтересовать. Все это мы реализуем в нашем структурном подразделение «Гармония». Вносим в занятия разнообразие, используя специальные шумовые инструменты – маракасы, бубны, барабаны, клависы. Много внимания уделяем развитию речи. Ведь мышление развивается через речь. Учимся произносить сложные слова, скороговорки.

Самые юные музыканты – «Поющие звездочки», начинают заниматься у нас лет с трех. Это малыши, едва научившиеся говорить. Потом они переходят на следующий уровень, в группу «Жаворонки». Там продолжают заниматься ритмикой и музыкально-речевым развитием. Далее следует подготовительный хор «Улыбка», а затем предметы программы младшего и среднего хора. Вот такая многоэтапная система.

В подготовительном классе дети приходят заниматься фортепиано, игре на котором мы обучаем в рамках программы. Обучение похоже на музыкальную школу, тот же набор дисциплин. Хотя у нас преподавание идет в гораздо более гибкой форме.

Нужно понимать, что подавляющее большинство детей, занимающихся в нашей «Звёздочке» или в той же музыкальной школе, не станут профессиональными музыкантами. Но музыка останется с ними навсегда. Она позволит более тонко чувствовать этот мир, строить отношения, подтолкнет к саморазвитию. Не сделаем мы из всех детей Моцартов, но такой цели и не стоит. Посмотрите, сколько существует весьма популярных молодежных музыкальных групп. И профессиональных музыкантов в них не так много. Кстати, возможность создать такую группу – очень хороший стимул к обучению музыке для молодых людей. И у нас есть такой прецедент. Один из наших выпускников основал подобную группу, играющую неплохую музыку. А если вспомнить, то поначалу он никак не хотел учиться музыке.

Стремлюсь мотивировать

– Вы обучаете музыке практически всех детей. А если у ребенка нет слуха, то зачем же тратить на него время? Все равно ничего не получится…

– Мое мнение как педагога с почти тридцатипятилетним стажем – немузыкальных детей нет! И утверждение о том, что кого-то природа одарила музыкальным слухом, а кому-то медведь на ухо наступил – миф. Слух есть абсолютно у всех! Его просто нужно обнаружить, развить. Уточню: нет ни слуха, а связи слуха с голосом. Потому и начинаем обучение с самого детства, когда мозг ребенка очень гибкий, пластичный. Со временем мы учим ребят чисто интонировать. Гораздо тяжелее, когда у ребенка нет чувства ритма. Но и это не фатально. Просто необходимо компенсировать отсутствие ритма какими-то другими элементами, которые хорошо развиты у ребенка. Кстати, сейчас много говорится о том, что современное поколение «какое-то не такое». Сидит в гаджетах, ничего ему кроме телефона не нужно. Мол, какая там музыка. Кому она нужна? Да, дети сегодня отличаются от детей, например, восьмидесятых. Но от того, что сейчас другое время, они не стали менее талантливыми. Сегодняшние дети точно так же знают, что такое добро, а что такое зло. Они так же откликаются на эмоции, на хорошее отношение. Так же огорчаются, если что-то не получается. Нужно найти к ним подход. Принять такими, какие они есть, а не пытаться их переделать. И если ребенок на занятии зевает и не слушает, а лезет за телефоном – я задаю себе вопрос, как педагогу. Значит, не смогла увлечь, заинтересовать. И это задача, которую приходится решать постоянно. Не хочется себя хвалить, но на моих занятиях равнодушных практически нет. Стремлюсь мотивировать, хочу, чтобы дети меня услышали. Я занимаюсь любимым делом, которому стараюсь отдаваться без остатка. Так меня научили в семье. Так воспитали мои наставники.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев и из архива династии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 13 =