Смех из разных столетий

В Томской драме подвели итоги лаборатории ComedyUlёt2

Томский зритель лицезрел комедию два выходных вечера подряд. На сцене театра драмы проходили показы эскизов Лаборатории ComedyUlёt2, в которой участвовали режиссеры из разных регионов России. Это уже второй экспериментальный проект (первый прошел ровно два года назад), открывающий томичам новые режиссерские имена и демонстрирующий многообразие форм современного театрального искусства.

Наброски на живую нитку

– Лаборатория – специальный жанр, где режиссер ставит не спектакль, а делает эскиз, – поясняет театральный критик Владимир Кантор. – Конечно, это не завершенная работа, а только первый подход к материалу. В Томске собрались режиссеры из разных городов, которые через свои эскизы пытались показать зрителю срез российского театра.

Михаил Лебедев, Ильшат Мухутдинов, Петр Норец и Анна Потапова представили работы по отечественным комическим произведениям разных эпох. И каждая постановка получилась особенной.

Как авантюру рассматривает участие в проекте молодой режиссер из Самары Михаил Лебедев:

– Если ты сидишь все время дома, то уже все знаешь в этих четырех стенах, ко всему привыкаешь, а когда ты периодически ходишь в гости, знакомишься с другими людьми, это и есть момент личного развития, роста, узнавания нового. Но в любом случае это авантюра, ведь ты идешь за чем-то новым, чтобы и там что-то зажечь и в себе что-то зажечь.

– На этой лаборатории у меня была задача подтянуть какие-то менее проработанные профессиональные стороны, – признается режиссер и драматург из Уфы Ильшат Мухутдинов, взявшийся за постановку пьесы Вампилова и напомнивший зрителю XXI века, кто же такой метранпаж.

Еще дальше пошел выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Петр Норец, замахнувшийся на инсценировку романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Казалось бы, ну чем еще можно удивить публику после многочисленных театральных постановок и кинолент Гайдая и Захарова? Оказывается, можно. В эскизе московского режиссера, который длился час 45 минут, не было главных и второстепенных героев. Все актеры исполнили свои роли блестяще, но на общем фоне неподражаем был Константин Калашников. Он сыграл одиннадцать разных персонажей, начав с дворника Тихона, в котором умело передал азиатский колорит блюстителей чистоты столичных дворов.

О комедии серьезно

– Мы никак не ограничивали фантазию режиссеров, – заметил на пресс-конференции куратор лаборатории, театровед, член экспертного совета премии «Золотая маска» Нияз Игламов. – Это было лабораторное исследование комического, поиск смешного в пьесах различных эпох – от нашей современности («Весы» Евгения Гришковца), 70-х годов ХХ века («Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова), 20-х годов ХХ века (по роману «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова) и до начала XIX века («Бабушкины попугаи» Николая Хмельницкого).

Ответили организаторы лаборатории и на вопрос о том, должны ли веселые пьесы быть в современном репертуаре оте-чественных театров, учитывая непростую обстановку в стране и мире? Нияз Игламов не скрывает, что сегодня в обществе имеется очень большой запрос на комическое, но не на легкую «развлекаловку», которую легко можно отыскать в интернете, а на те произведения, где в комедийном аспекте говорится о серьезном.

– Потому что комическое, комизм – это всего лишь инструмент, который вскрывает философские глубины, экзистенциальные основы нашей жизни и нашего бытия, – поясняет руководитель лаборатории. – Комедия – это ведь великий жанр, повторюсь, это не синоним легковесности или какого-то потребительского отношения к искусству, порой она может сравнять человека с землей и полностью его переиначить.

– У смеха, – дополняет театральный критик Жанна Зарецкая, – есть исконная функция – ритуальная. Народная смеховая культура Средневековья и эпохи Возрождения позволяла людям смеяться над тем, чего они больше всего боялись. Значение ритуального смеха, с помощью которого мы изживаем наши страхи, для меня остается самой значимой функцией смеха. Страхом пронизана и наша сегодняшняя жизнь. А возможность посмеяться над ключевыми поводами страхов всегда замечательно работает, поэтому в любые страшные времена, например, в период катастроф, люди ставили комедии и, конечно же, смеялись. Смеются они и сегодня. Например, в глубинке по-прежнему сохраняется странный страх перед Москвой. Именно этот момент отразил в этюде по Вампилову Ильшат Мухутдинов.

Жанна Зарецкая полностью соглашается с Ниязом Игламовым в том, что даже сейчас, в такое тревожное время на материале комического можно и нужно говорить о серьезных, глубоких вещах, которые определяют нашу жизнь. И, конечно же, ставить комедийные пьесы.

Сюрприз для худрука

Если для приезжих режиссеров участие в лаборатории является возможностью продемонстрировать собственные амбиции и поэкспериментировать с незнакомой труппой, какие же задачи преследует каждый раз худрук театра, артисты которого выступают в роли испытуемых?

– Лаборатория дает артистам возможность попробовать себя в тех ролях, в которых я могу их не увидеть, – отвечает главный режиссер Томского театра драмы Олег Молитвин. – Я радуюсь их возможностям попробовать себя в самых неожиданных амплуа. Когда идет распределение ролей в лаборатории, я всегда подробно расспрашиваю режиссеров, кого они хотят увидеть, вплоть до конкретных фамилий. Кроме того, стараюсь распределить весь наш коллектив равномерно и всегда с большим интересом жду показов, потому что для меня это каждый раз сюрприз.

Олег Молитвин зря опасался. Лаборатории ComedyUlёt2 показала публике, как же хороша труппа театра. Тот, кому посчастливилось увидеть все четыре эскиза, не скрывал эмоций: вот это мастерство! Всякий раз лаборатория учит актеров мобилизовать свои внутренние ресурсы, ведь выучить текст и выполнить все требования режиссера за четыре-пять дней, задача не из легких. Но у томской труппы все получилось.

За какой этюд голосует публика?

Поставить русский водевиль – легкий, изящный спектакль, который дарит зрителям ощущение праздника, было давней мечтой организаторов проекта. Но режиссеров, умеющих работать в этом жанре, сегодня немного.

– Томскому зрителю повезло: художественный руководитель Великолукского драматического театра Анна Потапова выступила в качестве режиссера, у которого есть творческий потенциал для работы над водевилем, – говорит куратор лаборатории Нияз Игламов.

Выбирая материал для лаборатории Анна Потапова, прочитала почти сотню старинных водевилей и остановилась на пьесе, написанной в 1819 г. Это произведение известно только специалистам, репринтный текст «Бабушкиных попугаев» с ятями и ерами, и режиссёру пришлось самостоятельно «переводить» его на современный русский язык. «Бабушкины попугаи» — классический водевиль, с занимательной интригой и куплетами. По сюжету разочаровавшаяся в представителях сильного пола г-жа Мервиль оберегает свою юную дочь Терезу и воспитывающуюся вместе с ней крестьянку Жоржету от всякого знакомства с «коварными и опасными» мужчинами. Однажды в сад, где прогуливаются девушки, проникают два молодых человека. Никогда не видевшим мужчин барышням объявляют, что это не люди, а… попугаи особой породы.

– В театре, которым я руковожу, не поющая труппа, в отличие от томской. Мне же давно хотелось поставить водевиль, поэтому лабораторный процесс был для меня очень интересным, – рассказала единственная в Лаборатории ComedyUlёt2 женщина-режиссер.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + 12 =