Модель – это не только про моду

В Шегарской школе успешно внедряются различные методы наставничества

Тема наставничества особенно актуальна в образовательной среде. Сегодня в общеобразовательных школах региона существует множество моделей и технологий организации наставничества. Одной из таких школ стала Шегарская средняя общеобразовательная школа № 1. В ней эту тему курирует заместитель директора учебного заведения Маргарита Барская, разработавшая и внедрившая в жизнь несколько моделей наставничества.

Не с чистого листа

Прежде чем заняться разработкой моделей наставничества, предполагающей большой педагогический опыт, Маргарита Алексеевна прошла долгий путь. В 1993 году окончила исторический факультет Томского государственного педагогического университета и пришла в Шегарскую школу № 1 учителем истории и обществознания. С 2009 года – заместитель директора по методической, инновационной работе. Неоднократно становилась победителем конкурсов профессионального мастерства «Учитель года России», «Лучшие учителя Российской Федерации». Имеет нагрудный знак «За особые заслуги в сфере образования Томской области», почетный работник общего образования Российской Федерации. С 2015 года начала сотрудничество с ТГПУ в сфере инновационной и экспериментальной деятельности, педагог-наставник для молодых специалистов школ Шегарского района.

– К теме наставничества в нашей школе, на нашей инновационной площадке, мы пришли коллективно, – рассказывает Маргарита Барская. – Все началось с того, что несколько лет назад мы провели методический совет школы, где выступили неравнодушные преподаватели, имевшие определенные наработки в этой области. Ведь тема наставничества возникла не на пустом месте. В школе, начиная с 2013 года, уже была создана система работы с наставниками. Она включает в себя специальные методологические и методические семинары, мероприятия по обмену опытом и идеями. В том же году у нас появилась «Школа молодого учителя». Мы связались с ТГПУ и попросили поддержки у профессионалов. Нашим куратором по этой теме выступила профессор ТГПУ Елена Сартакова, которая и помогла обобщить накопленный материал, разработать модели наставничества. Также большую роль в нашей работе сыграла директор школы Татьяна Сазонова.

На селе своя специфика

В октябре 2022 года в школе был проведен опрос обучающихся 5–11-х классов для определения учеников, нуждающихся в поддержке и помощи. Необходимо было выявить потенциальные пары – наставников и наставляемых. В итоге кропотливой работы педагоги получили пожелания как детей, так и их будущих наставников, а также направлений наставнической деятельности, определены потребности и цели наставляемых, была создана база данных таких ребят.

Но тема наставничества коснулась и педагогического состава, были созданы и внедрены модели наставничества, наиболее важные из которых три.

– Первая модель – «Творческий тандем». Во многих сельских школах, в том числе и в нашей, есть своя специфика, с учетом этой специфики мы и создавали наши модели, – продолжает разговор Маргарита Алексеевна. – С одной стороны, статус базовой сельской школы обязывает поддерживать высокий профессиональный уровень опытных педагогов-руководителей проблемных групп, педагогов, являющихся экспертами аттестационных комиссий, с другой – у нас высок процент начинающих учителей, не имеющих педагогического образования до прихода в школу. Среди них: бывший банковский работник, педагоги дошкольного образования, энергетик, мастер по изготовлению мебели, социальные работники. Поэтому образовались наставнические пары, которые называют себя творческими тандемами: опытный учитель – начинающий учитель.

Причем, по словам Барской, в этой модели наставник – не только опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель. В процессе общения между наставником и его «учеником» происходит взаимное обогащение знаниями. Молодые и начинающие учителя, в том числе и не имеющие опыта педагогической деятельности, обладают знаниями практической и теоретической направленности, которых не хватает опытным учителям с большим стажем работы.

Сообщающиеся сосуды

Например, в школе сложился творческий тандем учителя физики со стажем 35 лет и молодого физика с базовым образованием Томского политехнического университета, инженера по специальности «электрические и электронные аппараты».

– Молодой педагог испытывал проблемы при взаимодействии с учениками, в планировании и организации уроков, но имел опыт проектной деятельности. Педагог со стажем опыта проектной деятельности не имел, но мог поделиться опытом организации образовательной деятельности, – отмечает Маргарита Барская.

На протяжении трех лет взаимодействие наставника и наставляемого в этой паре формируется в основном через проектную деятельность. Это сильная сторона наставляемого. В нее включены различные группы обучающихся: одаренные дети, дети-инвалиды, разновозрастные группы (организация взаимодействия – сильная сторона наставника). В результате одержано множество побед в конкурсах и конференциях школьниками, победа наставника в конкурсе «Лучшие практики наставничества», в конкурсе «Лучшие учителя», наставляемого – в конкурсе «Учитель года России» и «PROдвижение к вершинам мастерства».

В итоге наставники – опытные учителя развивают навыки управления, повышают свой статус в профессиональном сообществе, причем выходят не только на уровень муниципалитета, но и региона и России. Завоевывают репутацию профессионала и доверие коллег, принимают участие в формировании школьной профессиональной команды. Также молодые специалисты получают своевременную помощь на этапе начальной адаптации, что позволяет успешно реализовывать профессиональную деятельность в школе, решать сложные рабочие задачи, способствует профессиональному и карьерному развитию.

Главное – решить проблему

– Вторая модель – «Интегративное наставничество». Еще одна специфическая деталь системы наставничества в нашей школе в том, – отмечает Барская, – что пары «наставник – наставляемый» часто формируются не между учителями-предметниками, а в зависимости от проблем наставляемого. Например, учитель английского языка, имеющий опыт классного руководства, становится наставником учителя информатики. Молодой учитель, имеющий успешный опыт участия в конкурсах профессионального мастерства, становится наставником у педагога со стажем, принявшего решение участвовать в конкурсе.

Эта модель предполагает объединение усилий различных специалистов и учителей-предметников вокруг процесса наставничества. Интеграция здесь понимается как укрепление, восполнение целостности, сближение соратников, делающих одно дело. Движение навстречу друг другу, стремление помочь и принять помощь, восполнить недостатки другой стороны и обогатиться за счет достоинств обеих сторон. В качестве примера можно привести работу методических объединений школы, где учителя разной предметной направленности обогащают друг друга для решения общей задачи.

Личный пример заразителен

Третья модель – «Обучение действием». Ее суть в том, что наставники и наставляемые работают над особыми проблемами на основе личного опыта и индивидуального примера. В этой модели совмещены несколько типов наставничества: личное, групповое и наставничество ровесниками. Такое совмещение позволяет выбрать наиболее эффективные пути влияния на развивающуюся личность. Разные типы наставничества могут комбинироваться как угодно, чтобы помочь конкретному наставляемому. Например, работа одного наставника с группой, состоящей максимум из четырех человек. Наставник берет на себя роль лидера и обязательство регулярно проводить встречи с наставляемыми на протяжении длительного периода времени. Большая часть взаимодействия происходит в виде групповых сессий, во время личного общения.

В рамках командного наставничества несколько взрослых работают с небольшими группами школьников. Наставничество ровесниками предоставляет возможность развивать наставнические отношения со сверстниками или младшими по возрасту подростками, в том числе в разно-возрастных группах.

***

Опыт Шегарской средней школы, разработавшей собственные модели наставничества, успешно перенимается другими учебными заведениями региона. Обрастая новыми нюансами, новыми темами и педагогическими философиями, он становится достоянием всего педагогического сообщества Томской области.

Справка «ТН»

МКОУ «Шегарская СОШ № 1» – базовая сельская школа, осуществляющая образовательную деятельность с 1959 года. С 2019-го в школе работает центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и инновационная площадка ТГПУ по теме «Разработка технологии организации наставничества в базовой сельской школе». В школе обучается 610 учеников, образовательную деятельность осуществляют 43 педагога, 75% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию, 11 молодых и начинающих учителей, из них семь учителей не имели педагогического образования до прихода в школу.

Автор: Андрей Суров
Фото из архива героини

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 8 =