Седьмая Шостаковича

В БКЗ Томской филармонии в День памяти и скорби показали концерт-действие

Шостакович объединил прошлое и настоящее. Великую музыку и современные технологии. Путь от войны к Победе прошли тысячи томичей 22 июня благодаря музыке, редким кадрам хроники блокадного Ленинграда и светоинсталляции. Концерт в таком формате стал первым за всю историю Томской филармонии.

Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича звучала в Томске неоднократно. В Ленинграде ее премьера состоялась в августе 1942 года. Прошло более 80 лет после первого исполнения шедевра мирового искусства, но и сегодня она вызывает почти такую же реакцию у слушателей, как и у тех, кто слушал ее первым: слезы, восторг, волнение (иногда до сердечных спазмов), ощущение мурашек, чувство единения и торжество света и Победы.

Музыку в исполнении Томского академического симфонического оркестра под управлением Игоря Берендеева (Москва) усилили светоинсталляции режиссера Дмитрия Масаидова (Москва). Световые эффекты, архивные фото и кинохроника из блокадного Ленинграда, генеративная графика и видеомэппинг – все это было частью концерта-действия. Проект Томской филармонии и Регионального отделения ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области «Седьмая. Шостакович. Концерт-действие» объединил музыку, ставшую символом преодоления, поэзию военных лет и современные технологии.

Все сошлось в этот вечер: трепетное и святое отношение ко Дню памяти и скорби, желание увидеть необычное шоу и, конечно, услышать гениальную музыку ХХ века, которая получила мировую известность в год своего появления на свет. Ведущие концерта – Вера Тимофеева и Евгений Шевелев во вступительном слове погрузили зрителей в атмосферу блокадного Ленинграда, напомнили, в каком контексте была написана эта музыка и почему важно ее слушать всегда.

На концерт-действие люди шли семьями, шли в компании друзей, шли поодиночке. Шли, несмотря на дождь.

– Мы постоянно ходим на филармонические концерты «Классическое лето». И когда сказали, что в рамках этого фестиваля симфонический оркестр будет исполнять «Ленинградскую» симфонию, сразу решили, что обязательно придем всей семьей. Сегодня такой день, когда надо быть вместе, – говорит коренная томичка Людмила, едва сдерживая слезы. – Весь день я была на связи со своими родными, знакомыми, друзьями, коллегами. В соцсетях передавали друг другу свечу памяти…

На концерт она пришла с сыном, снохой и внучкой.

– Музыка Шостаковича пробуждает чувство патриотизма, – считает студентка Института искусств ТГУ Галина Лакуша. – Сегодня это важно. Я слышала раньше Седьмую симфонию Шостаковича. И всякий раз комок к горлу подкатывает. Поэтому и пришла – чтобы снова испытать сильные эмоции.

Галина тоже пришла не одна – с друзьями-однокурсниками. Молодых людей, конечно, прежде всего привлек необычный формат. Им было интересно, как такая серьезная музыка может сочетаться со световым шоу.

Удивительная сила воздействия знаменитой «Ленинградской» симфонии в том, что она вызывает практически одинаковые чувства у всех – как у музыкантов, так и у слушателей, как у тех, кто хорошо знаком с произведением, так и у новичков.

– Каждый раз, когда я слушаю Седьмую симфонию Шостаковича, у меня по телу мурашки, – откровенно говорит директор Томской филармонии Наталия Чабовская. – Особенно при звучании эпизода фашистского нашествия. И я всегда вспоминаю в этот момент своего дедушку, который прошел всю войну, имел немало наград. Он рассказывал мне о невероятных психологических атаках фашистов. Когда они шли одной шеренгой. Идут под барабанную дробь. Ложатся. Потом следующие. А наши солдаты не знают, что дальше будет. Они ждут: откроет враг по ним огонь или нет. И вот эта механическая сила, которую сложно остановить, воплощена в музыке Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Но, с другой стороны, эта симфония дарит и надежду. Вместе с музыкой мы проходим все ужасы войны и переживаний, она рождает в нас надежду на победу и в итоге дарит свет этой Победы!

– Для всех людей мира Седьмая симфония является олицетворением пути к победе, олицетворением силы духа. Она одновременно и гимн, и реквием, – так объяснил свое желание исполнить это произведение именно в День памяти и скорби дирижер Игорь Берендеев. – Эта симфония – символ единства, символ преодоления и символ победы над страшным врагом.

Свою ответственность перед слушателями осознавал каждый из музыкантов. Каждый из них знал, что для исполнения она невероятно сложна. Кстати, световые пушки, которые производили эффект погружения в военное время, когда прожектора светили в ночное ленинградское небо, создавали для исполнителей дополнительные трудности. Но каждый оркестрант был максимально собран.

Вступительное слово ведущих, которые кому-то напомнили, а кого-то посвятили в историю создания легендарной «Ленинградской» симфонии, публика слушала с огромным вниманием. Стихи Ольги Берггольц получали дополнительные смыслы в атмосфере, царившей на сцене Большого концертного зала.

Но вот заговорила музыка. Каждая музыкальная фраза была как строчка в дневнике блокадника. Уникальность и гениальность Седьмой симфонии в том, что она действительно стала музыкальной хронологией блокады и обороны Ленинграда, да и всей Великой Отечественной. Это как же надо было верить в победу! Ведь создавалась симфония молодым композитором в самые трудные годы – 1941–1942, когда никто не знал, сколько продлится война.

В момент самого напряженного эпизода, которую создавали мерные удары малого барабана (та самая сила фашистского нашествия) по экрану полетели черные птицы, но за пределами экрана они становились белыми. Контраст и превращение траурных птиц в тени надежды, а потом – в птиц-духов вызывали буквально душевный озноб. И вдруг вырывалось пламя – высота его языков и яркость горения, как позже пояснил видео-сценограф проекта Дмитрий Масаидов, зависели от силы и высоты звука. Эти видеоэффекты создавались с помощью необычной и непривычной для томского зрителя генеративной графики.

«Грандиозное шоу», «испытание» – так охарактеризовали концерт-действие владельцы Пушкинских карт, которые смотрели выступление оркестра по контрамаркам. Кстати, многие пришли на концерт симфонической музыки впервые.

– Я никогда такими тихими их не видела, – признается Юлия Якимова, преподаватель Томского техникума социальных технологий. – Полтора часа на одном дыхании. Они были как зачарованные, боялись лишний раз пошевелиться. На классных часах я рассказывала о Седьмой симфонии Шостаковича. Про блокаду Ленинграда. Но я старалась обходить тему смерти. А здесь они увидели этот дневник юной блокадницы. И эти кадры, конечно, впечатлили. И свет, и летящие белые птицы…

Концерт-действие «Седьмая. Шостакович» посмотрели не только томичи, но и все желающие, кто присоединился к онлайн-трансляции.

…Из напряженного эмоционального состояния музыкантов Томского академического симфонического оркестра вывели оглушительные овации. Публика не отпускала музыкантов продолжительное время. До слез многих тронул эпизод, когда маленькая девочка подарила дирижеру Игорю Берендееву букет ромашек. Ромашки – символ любви стали символом Победы и надежды на преодоление врага.

Автор: Татьяна Веснина
Фото: Елена Астафьева, Ксения Чечельницкая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =