Над Томском прогремела «Гроза»

Олег Молитвин предложил зрителю новую трактовку пьесы Островского

На 200-летний юбилей драматурга Александра Островского откликнулись многие театры страны. Томская драма не стала исключением, и 16 сентября публике была представлена премьера по самой известной пьесе знатока русского купечества. Как же прошла осенняя «Гроза» в Томске? С какими последствиями (эмоциями) для зрителей? И почему именно эту пьесу выбрала команда Олега Молитвина для постановки?

18+
возрастной ценз
спектакля «Гроза».

Предостережение глобальной катастрофы

Ценители театрального искусства считают «Грозу» одной из глубочайших и загадочных пьес мировой литературы. По мнению главного режиссера Томского театра драмы, именно эта пьеса является квинтэссенцией драматургии Островского. В ней как в капле воды отражается весь русский мир с его греховностью и праведностью. И хотя пьеса была написана в далеком 1859 году, поднимаемые в ней темы актуальны по сей день. Ее тональность, атмосфера, душевные чаяния персонажей созвучны нам, живущим в XXI веке.

В советские годы театры ставили «Грозу» без скидки на современность, раскрывая автора в той среде и атмосфере, которую он описывает в пьесе. Очень часто при постановке спектакля режиссеры делали акцент на истории любви или на негативных чертах персонажей пьесы. А подавляющее большинство современных режиссеров, наоборот, отказываются от так называемого классического прочтения пьесы. Каждый ищет свои ключи к пониманию «Грозы».

Томская же постановочная группа захотела поставить «Грозу» не про вчера или сегодня, а про завтра. В ТТД предложили посмотреть на пьесу, как на предостережение, показать историю про катастрофу, которую еще можно избежать. По сути, спектакль Томской драмы показывает зрителю некую антиутопию: мир может рухнуть и вернуться к временам прежнего Калинова.

По словам Олега Молитвина, в этом спектакле нет плохих и хороших героев. Есть замученные и приученные мучить сами, но главная героиня Катерина не хочет быть ни мучителем, ни мучимой, поэтому ей суждено погибнуть.

– Задача нашего спектакля – через историю, происходящую в Калинове, поговорить со зрителем о глобальных вещах: о том, что такое русский человек, что такое свобода и рабство, ложь и правда, кто виноват и что делать, – подчеркивает Олег Молитвин, главный режиссер томской драмы.

– Давайте будем честными перед собой: Островский может показаться скучным современной молодежи! – вступает в разговор художник по свету Стас Свистунович из Санкт-Петербурга, для которого это уже не первая работа в Томске. – Современной молодежи, и школьникам прежде всего, это все не очень близко и понятно. А мы пытаемся выйти с ними на общее поле для общения.

Прощай, критик Добролюбов

Перед предпремьерным показом Олег Молитвин предупредил публику, а в зале был молодежный аншлаг, что изучить содержание пьесы для сдачи экзамена по литературе в ходе спектакля не получится, как не оправдаются ожидания и той части зрителей, кто пришел в предвкушении классической постановки «Грозы».

– Спектакль – самостоятельное произведение, он не всегда является иллюстрацией текста или пересказом пьесы, поэтому все недовольные этим фактом могут пойти в кассу и сдать билеты, – уведомил театралов режиссер главной премьеры осени.

Ну что ж, кто предупрежден, тот вооружен, поэтому психологически настраиваемся на модернизацию неувядающей классики и забываем про то, что «Катерина – луч света в темном царстве», как отмечал сразу после выхода пьесы критик Николай Добролюбов.

Олег Молитвин предложил зрителю свою трактовку «Грозы», тем самым он не только стряхнул вековую пыль с произведения, но и смело перенес героев Островского в наши дни.

Снимается кино

Все действо происходило на метровом подиуме, который отрывал человека от земли. По словам постановщика, какой-то буквальности в этом сценическом пространстве нет, зритель сам каждый раз будет определять его для себя. Кто-то принял подиум за берег реки Волги, на котором и расположен город Калинов, а кто-то уверен, что металлическая конструкция разделила мир на два уровня: верхний и нижний, для богатых и бедных соответственно.

Но и это еще не все. Художник Дарья Здитовецкая из Санкт-Петербурга предложила на верхнем уровне показывать все публичное. А под подиум спрятать самые интимные сцены спектакля.

Для реализации творческой задумки коллеги Стас Свистунович решил применить три камеры, одна из которых использовалась для расширения и продолжения сценического пространства. Видеоряд, вкрапленный в структуру спектакля, помогал зрителю увидеть все то, что происходило на уровне ног. Это было особенно важно во время сцены свидания Катерины и Бориса.

К слову, в этой постановке экран за спинами актеров тоже сыграл свою знаковую роль. Сначала зритель наблюдал за воздушными облаками на синем небе, а с нарастанием напряженной обстановки в городе и в доме Кабанихи они стали превращаться в свинцовые тучи, сверкающие яркими грозовыми всполохами.

Помимо отражения природных явлений, на экран транслировались эпизоды спектакля с участием актеров в черно-белом или ярко-красном фильтрах. Такая цветовая обработка создавала тяжелый, гнетущий настрой, отражая то, что происходило на сцене.

Кроме светового образа грозы особое значение имело музыкальное сопровождение спектакля. Большую часть музыки, в том числе и электронной, специально к нему написали томские авторы Максим Чепчугов и Степан Пономарёв. В постановке также звучат песни из репертуара «Любэ», «Ласкового мая», «Каспийского груза».

Разрешите представиться!

«Гроза» – далеко не первая совместная работа команды, в которой заняты как томичи, так и представители столичных творческих объединений. То, что театр в этот раз предложил своему зрителю, однозначно тянет на сенсацию, эмоциональную бомбу. Осенняя премьера точно никого не оставит равнодушным. Как же команде Олега Молитвина удается удивлять театралов?

– Мы стали коллективным разумом, – объясняет секрет творческого союза лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Стас Свистунович. – Но при этом каждый из нас занимается тем, чем может, умело переплетая свои идеи с идеями своих коллег.

Нельзя не сказать и об актерской работе. В этой постановке удивила и обратила на себя внимание пластичность некоторых персонажей (режиссер по пластике из Москвы Наталья Шурганова). И здесь не было равных двум актрисам – Екатерине Дружковой (Катерина) и Аделине Бухваловой (Варвара). Первая умудрялась четко проговаривать свою роль, повиснув вниз головой, уцепившись ногами за шею своего партнера Юрия Шадрина (Борис). А вторая хороша была и во время своего пребывания в ванне, и в бочке, и имитируя сидение на воображаемом стуле. Несмотря на то что Варвара считается героиней второго плана, Аделина Бухвалова настолько органично вжилась в свою роль и так страстно повелевала Константином Калашниковым (Ваня Кудряш), что ее историю можно считать альтернативной судьбе Катерины.

Восхитили пластикой светских львиц Елена Дзюба (Кабаниха) и Екатерина Мельдер (Феклуша), казалось, что они только что вернулись с европейских показов мод.

А тут страшные пророческие слова заслуженной артистки РФ Людмилы Попывановой (Барыня), бьющие набатом в самое сердце.

Объемные характеры показали Павел Кошель (Дикой) и Юрий Шадрин (Борис – возлюбленный Катерины и племянник Дикого). А как проникновенно играл роль городского чудака, мечтающего о вечном двигателе, Вячеслав Радионов (Кулигин).

Отлично вписался в актерский ансамбль ТТД Михаил Чернов (Тихон), его герою-подкаблучнику веришь и в чем-то даже сочувствуешь. Как веришь и трем охранникам (Дмитрий Янин, Александр Горяинов, Константин Зуев), которые могут враз навести порядок в зале, если кто-то из публики застрял в буфете или нарушил правила приличия, не отключив телефон во время спек-такля. Но если быть послушными, то это трио способно покорить зрителей душевным исполнением песни «Ты неси меня река» из репертуара «Любэ».

* * *

На вопрос о том, получился ли финал, Олег Молитвин отвечает утвердительно. Он согласен с тем, что пьеса Александра Островского «Гроза» приобрела успех у публики и критиков благодаря своей актуальности. Причем она злободневна не только для того времени, когда жил драматург, но и в наши дни, потому что и сегодня общество делится на тех, кто правит и властвует, и тех, кто подчиняется, имея лишь минимальные шансы исправить сложившуюся ситуацию.

Время как великий судья не стерло с пьес Островского свойственных им красок: чем дальше, тем больше оно подтверждает их общечеловеческую сущность, их неумирающую идейно-эстетическую ценность.

– Что я вам скажу: благолепие, благолепие, благолепие, – продолжала отмечать в новостном телесюжете странница Феклуша, хотя все жители приволжского городка только что стали свидетелями самоубийства Катерины…

Справка «ТН»

Постановка «Грозы» на сцене ТТД реализована при поддержке гранта Президентского фонда культурных инициатив.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =