Найти солдата

скачанные файлы

Дмитрий Евсейчук

Число людей, пытающихся разыскать информацию о своих воевавших предках, с каждым годом становится больше. Общественное движение «Бессмертный полк» и 70-летний юбилей Победы еще сильнее подхлестнули интерес потомков к поколению победителей. Однако найти сведения о событиях 70-летней давности трудно. В этих поисках людям помогают сотрудники архивов, военкоматов, бойцы поисковых отрядов и энтузиасты, для которых восстановление памяти о войне стало делом их жизни.

Военные будни гражданского архива

Государственный архив Томской области – учреждение сугубо гражданское, оно не хранит документы, связанные с военной службой. Однако сотрудники архива уже много лет помогают жителям Томской области и других регионов в поисках информации об участниках Великой Отечественной войны.

– Раньше мы помогали людям неофициально, так как это не являлось нашей функцией. Но примерно пять лет назад администрация Томской области уполномочила нас работать с запросами граждан об участниках войны и попросила уделять этой работе особое внимание, – вспоминает начальник отдела использования и публикации документов Ольга Хмельницкая. – Мы провели мозговой штурм и разработали способы поиска информации, учитывая, что в нашем архиве военные документы не хранятся.

Забыть про грамотность

Новичкам, которые впервые решили найти информацию о родственниках, воевавших на полях Великой Отечественной, следует начать с общедоступных баз данных в Интернете, таких как «Обобщенный банк данных «Мемориал». Но тут надо учитывать, что почти каждый из подобных порталов имеет свою специфику. ОБД «Мемориал», например, содержит информацию о погибших и пропавших без вести. А «Подвиг народа» – сведения о награжденных.

В поисковую строку нужно вводить фамилию, имя и отчество, звание, место призыва. Если первая попытка оказалась неудачной, следует постепенно сокращать количество вводных данных – убрать звание, отчество, имя.

Если не удалось найти по фамилии и она чуть более сложная, чем Иванов, надо изменить фамилию, потому что во многих документах фамилии солдат и офицеров указаны с ошибками. Для этого надо представить, какие слуховые, речевые и писарские ошибки написания фамилии возможны. Часто меняются местами буквы «а» и «о», «е» и «и», «г» и «х», «т» и «д», видоизменяются окончания.

– Чем сложнее фамилия, тем больше ошибок бывает в написании, – говорит Ольга Хмельницкая. – У нас есть опыт работы с документами, и мы уже понимаем, как люди могут ошибаться. Многие думают, что в таких официальных документах, как приказ или указ о награждении, фамилии пишутся без ошибок. Это заблуждение. Есть много примеров, когда фамилии коверкаются в любых, даже самых важных документах. Причем одна и та же ошибка переходит из одной официальной бумаги в другую. Поэтому забываем про грамотность, включаем фантазию и пробуем любые возможные варианты.

Сведения о советских солдатах, попавших в плен, можно найти на немецком сайте «Саксонские мемориалы». Он существует на русском языке. Но проблема в том, что при переводе с русского языка на немецкий и обратно многие фамилии были исковерканы. Чтобы понять, в каком месте произошла ошибка, нужно знать особенности немецкого языка и транскрипции.

Часть информации можно найти на специализированных форумах Интернета, посвященных Великой Отечественной войне.

По старинке

Сведения об участниках войны можно искать и по старинке, путем письменных запросов в государственные организации. Как правило, туда люди обращаются в тех случаях, когда им нужны официальные справки о родственниках.

Наибольшее количество документов хранится в Центральном архиве Министерства обороны РФ, расположенном в Подольске. Но это военные документы непосредственно военного периода – начиная с 22 июня 1941 года. Сейчас подольский архив завален обращениями и уже год не принимает новых запросов. До этого очередь там была от полугода до двух лет.

Если поиски по базам данных не принесли результата, то обратиться за помощью можно в Государственный архив Томской области, расположенный в Томске по ул. Водяной, 78.

Запрос лучше написать в письменном виде и указать в нем фамилию, имя, отчество, год рождения (хотя бы приблизительно), место жительства, дату и место призыва, погиб он, пропал без вести или вернулся живым. По возможности стоит указать Ф.И.О. тех, на чье имя могло прийти извещение о смерти или пропаже без вести. Как правило, это мать или жена солдата.

Очень важно также правильно сформулировать вопрос, то есть какую информацию вы хотите узнать. Письменный запрос можно либо послать по почте, либо оставить на проходной. Установить дату гибели и место захоронения удается примерно в 30% случаев.

По словам Ольги Хмельницкой, в наиболее трудных случаях сотрудники архива обращаются за советом к энтузиасту Наталье Мороковой, которая за десятки лет накопила огромный опыт поиска сведений об участниках войны.

В связи с движением «Бессмертный полк» в областном архиве увеличилось количество запросов, связанных с поиском фотографий фронтовиков. Но тут архивы и базы данных помочь, как правило, не могут. Фотографии следует искать среди своих родственников.

Тысячи судеб Натальи Мороковой

Как детская романтика стала делом жизни

поиск001Наталью Морокову в Томске знают все, кто хоть как-то был связан с поиском сведений об участниках Великой Отечественной войны. Счет солдат, о которых она нашла информацию, исчисляется тысячами. Например, Наталья Бариевна установила судьбу более 2 тыс. человек, которые считались пропавшими без вести.

Тайна пропавшего деда

Поисковой работой Наталья занялась лет с восьми. Как обычно в таких случаях все началось с поисков сведений о погибшем на войне деде. Отец ее матери, Евгений Замаратский, с фронта не вернулся, на стене висела только его фотография. В извещении о смерти говорилось, что его похоронили на поле боя.

Двадцать лет Морокова искала любые сведения о деде, разыскивала свидетелей. У нее набралась целая папка ответов от разных людей и из разных инстанций, куда она посылала запросы.

– Сначала для меня это была детская тяга к романтике, как «Тимур и его команда», «Пятнадцатилетний капитан», книги о войне и морских путешествиях, – поясняет Наталья Бариевна. – Это тайна, которая манит, как детектив.

В конце концов Морокова смогла максимально полно восстановить жизнь и смерть своего деда на фронте. Помощник начальника штаба полка по разведке старший лейтенант Евгений Замаратский погиб от разрыва мины во время перепроверки разведданных.

Орден за находку

В списке тех, кому Наталья Морокова помогла найти информацию о военной судьбе их отцов и дедов, есть даже бывший президент Украины Леонид Кучма. В 1984 году Наталья Морокова переехала из Томска на Украину, на новое место службы ее мужа-офицера. В городе Бердичеве Житомирской области она занималась созданием Книги Памяти об участниках Великой Отечественной войны и попутно руководила поисковым отрядом.

В 1995 году в газете «Правда Украины» было опубликовано интервью с тогдашним президентом Украины Леонидом Кучмой. Он рассказал, что много лет ищет, но не может найти могилу своего погибшего на фронте отца.

Наталья Бариевна не собиралась заниматься поиском захоронения отца президента. Ей казалось, что при его возможностях он наверняка привлек лучших поисковиков, которые перерыли все архивы и нашли все, что только можно. На следующий год она в очередной раз поехала в расположенный в Подольске архив Министерства обороны России и там заодно решила поискать документы об отце Кучмы.

Оказалось, что Данила Кучма погиб и захоронен в братской могиле в поселке Новоселицы Новгородской области, а при жизни был награжден орденом Красной Звезды, о чем его семья также не знала. О своем открытии Наталья Морокова написала Леониду Кучме, приложив к письму копии всех архивных справок. Президент Украины лично позвонил томичке, чтобы поблагодарить за обнаружение могилы отца, и наградил ее орденом.

В 1998 году Наталья Бариевна вернулась со своей семьей в Томск, где продолжает заниматься поисковой работой. 9 мая большая семья Натальи Мороковой в очередной раз пойдет в строю «Бессмертного полка» и понесет штандарты шести своих предков, воевавших на полях Великой Оте-чественной войны.

Неразгаданная тайна войны

Томичка нашла пропавшего на фронте дядю в Туркменистане

Больше полувека он не значился ни в списке мертвых, ни среди живых. Как будто и не было никогда на свете Геннадия Жданова – парня из Колпашева, который, как и тысячи других солдат, сражался, не щадя себя, на фронтах Великой Отечественной войны…

Отсканированный документ 1 Отсканированный документ 5

На память о Геннадии Жданове у семьи остались лишь два маленьких черно-белых снимка. На обороте одной из фотокарточек – вот эта подпись. Геннадий прислал ее из свердловского госпиталя, где лечился после ранения в ногу

Елена Смирнова

Место встречи  изменить нельзя

Эта удивительная история произошла в канун 70-летия Победы. 9 Мая проходит для томички Галины Крошко по одному и тому же сценарию – она приносит цветы к подножию памятника в Лагерном саду. В память о своих родных, погибших на фронте. Среди них – ее дядя Геннадий Жданов, которого Галина никогда не видела. Да и знала о нем не так много: ушел на войну 29 августа 1942 года в возрасте 18 лет. Служил телефонистом в войсках связи. Письма домой писал нечасто. В одном из последних обмолвился, что хочет пойти на войну с Японией. В апреле 1945 года Геннадий был награжден медалью «За отвагу»: при прорыве обороны противника под городом Веспремом (Венгрия) гвардии красноармеец Жданов под непрерывным артиллерийским огнем провел проволочную связь с наблюдательного пункта командира бригады на наблюдательный пункт командира 72-го гвардейского гаубичного артполка. Там же, в Венгрии, его отыскал старший брат Борис, который тоже воевал на фронте. Но встреча не случилась: часть, в которой служил Геннадий, расформировали утром, а брат приехал только к вечеру… И после этого исчез навсегда. Семья пыталась узнать хоть что-то о судьбе своего солдата. Тщетно. Пришлось смириться с горькой мыслью: Гены больше нет на этом свете.

Орден в помощь

…9 мая 2014 года, оставив у монумента славы красные гвоздики, Галина Крошко медленно шла по Лагерному саду. Из задумчивости ее вывел моложавый ветеран – это был Федор Бондаренко, который что-то с азартом рассказывал обступившим его томичам. Многие из них дарили фронтовику цветы, фотографировались, задавали вопросы. Поинтересовалась и Галина Владимировна, не служил ли он в Венгрии и не встречал ли Геннадия Жданова. Ответ был отрицательным, как и всегда… Но Федор Тимофеевич посоветовал ей связаться с Натальей Мороковой, которая занимается поиском без вести пропавших солдат.

Так начался поиск. Из архива города Подольска, где она находилась в тот момент, когда раздался звонок от Крошко, Наталья Морокова привезла копию наградного листа «Медаль «За отвагу». Через сайт «Подвиг народа» Галина Владимировна узнала, что дядя был отмечен еще и орденом Отечественной войны II степени в год 40-летия Победы.

– Такие награды посмертно не вручали. Делайте срочно запрос в архив, – посоветовала Морокова.

В январе этого года пришел ответ: Геннадий Жданов получил награду в 1985 году по месту проживания – Туркменистан, город Небит-Даг. Продолжить поиск за рубежом помогли социальные сети. Проштудировав интернет-ресурс, томичка нашла нескольких однофамильцев дяди, проживающих в этом городке. Николай Жданов, один из двух пользователей, которым Галина Владимировна отправила письмо, помог сибирякам найти родственников. Съездил по адресу, указанному в наградном листе. Дома, в котором жил ветеран, уже не было. Но соседи по двору рассказали, где работает Александр, сын фронтовика. Оказалось, что Николай трудится… на одном с ним предприятии.

Привет из Сибири

Так Галина Владимировна, которая хотела узнать, где окончил свой фронтовой путь пропавший без вести дядя, нашла своего двоюродного брата. Ее мама (младшая сестра Геннадия Жданова) созвонилась с племянником.

– Для Саши появление родственников из Томска стало неожиданностью. Геннадий Васильевич говорил сыну, что у него никого нет. Дядя умер в 2003 году. О своем прошлом и о том, как оказался в Туркмении, молчал. А когда его просили рассказать о войне, начинал плакать, – говорит Галина Крошко. – Почему дядя вычеркнул семью из своей жизни и не прислал ни одной весточки маме, которую любил, мы не знаем. И не узнаем уже никогда. Он ведь был связистом. Возможно, стал свидетелем какой-то истории. Или узнал секретную информацию и, исчезнув, хотел обезопасить семью… Саша рассказывает, что Геннадий Васильевич был тихим, скромным человеком, заботливым отцом и дедом (у него три внучки и две правнучки). Александр еще сомневается, что мой дядя и его папа – один и тот же человек. Уж очень неожиданная новость для него. Но пока все факты биографии совпадают. А еще Саша – копия своего деда Василия (отца Геннадия).

Рассказывая эту историю, Галина Крошко с трудом сдерживает слезы:

– Мне было важно вернуть из небытия пропавшего дядю. Фамилии братьев Ждановых не было ни в Книге Памяти, ни на обелиске в Лагерном саду. А ведь они, как и тысячи других томичей, сражались за Победу, за наше будущее…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × три =