Нарымский киловатт,

или Пока идёт пароход

Устремлённая ввысь 6-метровая деревянная башня, окутанная клубами парящей воды и обросшая ледяными сталактитами, на въезде в село Нарым Парабельского кажется гостям села чем-то нереальным, словно из другого мира. Подъезжая ближе, воздух разрезает вибрирующий непрекращающийся шум, словно на тебя надвигается невидимый паровоз. И то и другое – необычное только для приезжих. Для нарымчан же – дело привычное. Всё это – дизельная электростанция.

Да будет свет

Дизельную электростанцию в Нарыме вполне можно назвать одной из сельских достопримечательностей. Каких только эпитетов и сравнений для неё ни придумали – паровоз, пароход, сердце Нарыма…

Приезжал как-то к одному нарымчанину товарищ из города. Утром рассказывает:

– Вышел ночью на улицу, слышу, пароход по реке идёт. И всю ночь он шёл, и до сих пор ведь не может пройти…. Житель Нарыма смотрел на него и не понимал, что за пароход. А товарищ продолжал:

– Ты что, не слышишь? Тук-тук-тук-тук-ту-тук…

Не сразу, но собеседник понял, о чём идёт речь. Для нарымчан звук работающей станции, её дизель-генераторов – привычный шум, естественный фон. А приезжие ищут заплутавший в поворотах реки пароход.

Мы давно привыкли к тому, что электричество является неотъемлемым спутником нашей жизни. А если происходят какие-то чрезвычайные ситуации с внезапным его отключением, то такие события полностью парализуют нашу жизнь. Пропадают свет, мобильная связь, перестают работать компьютеры, телевизоры, многочисленная бытовая техника, насосы водоснабжения и многое другое. Жизнь замирает… Но в нашей стране остались населённые пункты, которые не включены в единую энергосистему, к ним не проложены мощные ЛЭП через тайгу и болота, но электричество там добывают. Источником обеспечения энергией являются автономные электростанции, которые работают на дизельном топливе и сокращенно называются ДЭС.

В Томской области таких станций насчитывается 20: восемь – в Каргасокском районе, четыре – в Верхнекетском, три – в Александровском, две – в Колпашевском, по одной – в Асиновском, Молчановском и Парабельском районах. Они не связаны с остальной частью страны и обеспечивают электричеством только свой населённый пункт либо конкретное сельское поселение.

От сердца по венам

Поставка энергоресурсов – главное направление работы МУП «Нарымское ЖКХ». Нарымская дизельная электростанция – стратегический объект одноимённого поселения, снабжает электроэнергией жителей пяти населённых пунктов: д. Алатаево, д. Луговское, с. Нарым, д. Талиновка, п. Шпалозавод и все важнейшие объекты жизнеобеспечения.

Здесь проживают более 1600 человек, а это десятки жилых домов, сельские дома культуры и клубы, школы и детский сад, магазины и пекарни, ФАПы и амбулатория, котельные и водоколонки… И всё это требует много-много электричества.

В штате электростанции десять человек, которые непосредственно следят за работой агрегатов, выполняют текущее обслуживание и ремонт дизель-генераторов. Машинисты и их помощники в своём деле не новички: кто-то отработал 10 лет, кто-то уже 15-20.

Помещений на станции немного – небольшая дежурка, щитовая и два агрегатных зала, где установлены дизели. В щитовой вдоль стен расположены шкафные устройства со всевозможными датчиками и счётчиками. Здесь идёт распределение электроэнергии по населённым пунктам. Машинисты каждый час снимают показания с приборов и фиксируют данные в журналах – какое напряжение идёт на деревни, сколько люди потребляют. Внутри агрегатного зала находиться непросто. Всё вибрирует и грохочет так, что не слышно собственного голоса. Побывав там всего полчаса, понимаешь, что труд на электростанции не из лёгких – именно из-за постоянного шума и вибрации от работающих дизелей.

Дежурство на станции круглосуточное, нет выходных и праздников. За работой оборудования требуется непрерывный и безустанный контроль.

– Коллектив на нарымской электростанции работает дружный. Все ребята местные, серьёзные. Дисциплина не хромает, по работе замечаний к ним нет, – рассказывает директор МУП «Нарымское ЖКХ» Роман Филимонов. – Машинисты и их помощники кроме посменного дежурства сами занимаются ремонтом и обслуживанием дизель-генераторов и оборудования станции, а это требует определённых навыков и способностей. В общем, и дежурные, и слесари – мастера на все руки. Работа коллектива ДЭС у всех на виду в прямом смысле этого слова.

На станции находится дежурный телефон, по которому звонят жители в случае отключения электричества. Машинисты первыми узнают, где в сёлах пропал свет. Звонок оперативно передается электрикам, которые выезжают на место для устранения аварии.

– Ремонты ЛЭП ведём круглый год. Есть линии, которые можно обслужить только зимой, они находятся в заболоченной и труднодоступной местности. К примеру, ВЛ на д. Алатаево протяжённостью 22 км, куда летом не пробраться. Соответственно, все работы приходится вести в зимнее время. В этом сезоне заменили ориентировочно участками около одного километра линий, предварительно произвели очистку трассы от поросли и деревьев. Добавлю, что на Алатаево электроэнергия подаётся круглосуточно, хотя там проживают десять человек, – рассказал Роман Филимонов. – Большой объём ремонтных работ в этом году выполнен в п. Шпалозавод. Отремонтировано 1200 метров ЛЭП по улице Береговой, 875 метров по улице Отдельной. В с. Нарым произведён капремонт 1800 метров линий по улице Советской. Замена ЛЭП – это основное условие, которое гарантирует безаварийную работу всех воздушных линий электропередачи.

Приобретены и установлены в летний период новые мачтовые комплексные трансформаторные подстанции в Шпалозаводе на улицах Новой и Пионерской. Старые КТП были морально устаревшие, стояли ещё с советских времён. Их оборудование в силу технического несовершенства не способно было обеспечить точность учёта электроэнергии, вследствие чего возникали технические потери, был затруднён контроль рабочих режимов, пропускная способность ЛЭП использовалась нерационально.

Все ремонты бригада МУП «Нарымское ЖКХ» выполняет своими силами. Персонал квалифицированный, с правом допуска к таким видам работ. Для содержания и ремонта электросетей на предприятии имеется БКМ на гусеничном ходу, которая позволяет работать в том числе в тяжёлых условиях, по болотам и снегу.

Без малого 100 км составляет общая протяжённость местных воздушных линий электропередачи 10 и 0,4 киловольта.

По три шестнадцать

Завоз дизельного топлива для ДЭС осуществляется и в навигацию, и по зимнику. Запас есть всегда. Расход топлива на станции большой, потребность на год – 860 тонн.

Утверждённый департаментом госрегулирования областной администрации тариф на электроэнергию, вырабатываемую Нарымской дизельной станцией, составляет 33,70 рубля за киловатт. Он складывается из удалённости, затрат на закупку и завоз дизтоплива. При этом местное население платит за свет, как и везде по Парабельскому району, – 3,16 рубля за киловатт. Колоссальную часть затрат на производство энергии Нарымскому ЖКХ компенсирует областной бюджет. В 2024 году эта сумма составит 35 млн 106 тыс. рублей.

В 2021 году на ДЭС провели капитальный ремонт одного из дизель-генераторов мощностью 800 кВт, что увеличило срок службы агрегата и повысило надёжность поставки энергоресурсов. В этом году подошло время капремонта второго дизеля, который отработал положенное количество моточасов. Администрация Томской области выделила на эти цели субсидию в общей сумме 16 млн 731 тыс. рублей. В районном бюджете также предусмотрено софинансирование в размере 3 млн 630 тыс. рублей. По итогам аукциона производством работ будет заниматься ООО «Альтернативная энергия» из г. Томска. С подрядчиком подписан муниципальный контракт на капитальный ремонт ДГ-72М ДЭС с. Нарым. Срок исполнения работ – по 30 июня 2024 года.

В государственную энергию, что она когда-то появится в Нарымском сельском поселении, машинисты ДЭС верят мало:

– Мы же конец географии: летом дороги к нам нет, зимой на Нарыме она и заканчивается. При советской власти ЛЭП не построили, когда леспромхоз работал, а сейчас тем более, когда народ из сёл уезжает и производства как такового не осталось. Это же надо три перехода через реки сделать да 20 километров по заливным лугам – для полутора тысяч человек. Миллионы, если не миллиарды рублей!

Но настрой на работу в коллективе Нарымской ДЭС боевой. Люди чувствуют её важность, что во многом от их профессионализма и ответственности за своё дело зависит, будет ли свет в Нарымском сельском поселении. Каждый понимает, что вся жизнь округа завязана на электростанции. И пока идёт пароход – она продолжается. Тук-тук-тук-тук-тук-тук…

Автор: Маргарита Чупченко
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − пять =