Несложная арифметика для мэра

Всенародных выборов мэра в Томске больше нет. Некоторые объясняют это «политическими турбулентностями». Иные – третьим находящимся под судом мэром (четвертому, как известно, не бывать), а потому желающих попытать счастья в нашем умном городе набралось аж восемь человек. Вопреки ожиданиям, варяга на горизонте так и не нарисовалось.

Со щитом или на щите

В результате специально созданная конкурсная комиссия из обилия претендентов выбрала двоих – областного депутата от КПРФ Максима Лучшева и исполняющего обязанности мэра Михаила Ратнера. За бортом остались Евгений Павлов, Федор Шабанов, Инга Первушина, Елена Уварова, Виль Фаизов и Игорь Ольховский.

Как сказал по завершении голосования один из членов комиссии Эдуард Галажинский, он для себя выделил три категории кандидатов: «те, кто просто самопрезентовал себя; те, кто рассказал о конкретных социальных проблемах, и те, кто действительно пытался системно осмыслить проблемы города и предложить варианты их решения».

Последних было все же больше, чем двое. Но настоящие программы (хотя, на мой взгляд, и небезупречные) представили действительно два претендента. Что касается Михаила Ратнера, то ему, как говорится, сам бог велел участвовать в конкурсе – не зря же два с половиной года тянул этот воз, еще и выслушивая как минимум ежемесячно (бывало и чаще) поток совершенно не заслуженных оскорблений. Да, мэр в городе отвечает за все. Но мэр, а не и.о. градоначальника. Что касается Ратнера, то он, на взгляд вашей покорной слуги, демонстрировал адекватность и добросовестность, не говоря уже о терпении. Если же рассуждать о программе, то при всей ее полноте и даже дотошности лично мне не хватило в ней этакого молодецкого задора. Умеренность и аккуратность во всем. Даже троллейбус – и то до «Восточки». Хотя горожане требуют до Зеленых Горок!

У Лучшева – все наоборот. Трамвай – так до Северска! Инвестор – так Росатом! Правда, возникает вопрос – а на кой черт трамвай Росатому, если на СХК работает только 25% жителей Северска? Остальные трудоустроены в Томске…

И это далеко не единственный занос в программе Максима и его команды. Чего стоят 2 100 нуждающихся в сохранении объектов деревянной архитектуры. Даже в списке из 701 дома попадались примитивнейшие новоделы середины прошлого века. А уж в две тысячи наверняка все военные и послевоенные бараки попали… К тому же и сам товарищ Лучшев перед памятниками не без греха: да, он переехал в бывший «дом за рубль», но при этом немедленно «украсил» фасад названием своей фирмы, фактически убив его неброское очарование…

А мое мнение – личное

Впрочем, на такие детали, конечно, никто внимания не обращал. По словам заместителя губернатора Анатолия Рожкова, председателя конкурсной комиссии, в основе голосования лежало личное мнение каждого члена комиссии, составленное на основе изучения программ кандидатов и их ответов.

Эдуард Галажинский подчеркнул, что члены комиссии «оценивали наличие программы, развернутость представления, аргументацию. Плюс готовность человека занять такой пост, его личностную и профессиональную зрелость…

Кирилл Новожилов, говоря об итогах конкурса, также подчерк-нул, что работа мэра требует определенного управленческого опыта. При этом отобранные кандидаты «представляют собой связку опыта и молодости».

– Есть молодой кандидат с очень большой энергией, есть опытный кандидат. Я думаю, что дума Томска определится, и надеюсь, что мы получим достойного мэра. Но уверен – выборы будут сложные, непростые. И это хорошо, потому что, когда все определено, нет движения вперед, а конкуренция это движение дает.

Особая сложность, по мнению Кирилла Новожилова, в том, что ресурсы очень ограничены, а требования, спрос и ожидания большие.

– Я не позавидую тому, кого выберут на эту должность. Но работа интересная. А кандидаты – это разные люди, у них разные представления об этой работе, – отметил экс-депутат гордумы.

Как пояснил Анатолий Рожков, голосование было рейтинговым. Член комиссии при желании мог проголосовать хоть за всех участников конкурса. Некоторые так и делали – ведь формальные требования были соблюдены всеми. Кандидаты получат итоговые протоколы в течение трех дней.

За Михаила Ратнера и Максима Лучшева все члены комиссии проголосовали единогласно. Понятно, что наиболее выигрышная платформа у Михаила Ратнера. Он работает в администрации больше 20 лет и из всех кандидатов наиболее погружен в местные проблемы. Что касается Максима Лучшева, то он тоже приятно удивил. Надо отдать должное его технологам – явно работала целая команда. Его программа «12 шагов…» нашла отклик у членов комиссии, и это определенно повлияло на итоги голосования.
Федор Шабанов и Евгений Павлов набрали по шесть голосов, моя коллега Инга Первушина – пять. На меня лично произвело впечатление выступление Федора Шабанова. Я посоветовал (насколько это в моей компетенции) заместителю губернатора Анатолию Рожкову приглядеться к этому человеку с точки зрения работы в администрации. Неважно, в городской или областной.
Что касается Инги Первушиной, то ее выступление несколько разочаровало. Она слишком увлеклась лозунгами, а вот глубокого познания механизмов городского хозяйства члены комиссии не увидели, что повлияло на конечный результат.
Остальные кандидаты (Елена Уварова, Виль Фаизов и Игорь Ольховский) получили по два голоса. Здесь все очевидно. Люди пришли показать себя, может быть, кто-то достаточно искренне болеет своей темой, как то: приюты для животных или наркомания. Но это все-таки не те глобальные вопросы, которые нужно решать в первую очередь.

Чингис Акатаев,
спикер Думы г. Томска, зампредседателя конкурсной комиссии

Двенадцать шагов в лучшее будущее

В своей программе Максим Лучшев отмечает, что ее авторами являются жители города, так как это «результат более трех тысяч предвыборных встреч кандидатов от КПРФ, проведенных в 2020–2022 годах». Ну то есть содержит изрядную долю популизма.

«Моя программа демонстрирует образ будущего Томска через пять лет. Он будет чистым, комфортным, современным и очень дружелюбным городом. С логистической точки зрения Томск должен стать туристическим хабом Западной Сибири. С культурной стороны – столицей деревянного зодчества. Также он будет ведущим образовательным, научным и инновационным центром России. Город должен активно развиваться, быть магнитом для студентов, ученых, инвесторов, предпринимателей и туристов», – пишет Лучшев в своей программе.

Ну что сказать? Туристический хаб в тупиковом городе – это круто. Ведущий образовательный центр России «на задворках» у Новосибирска – тоже.

По его словам, чтобы достичь всего этого, нужно осуществить программу «12 шагов в будущее»:

  • оптимизация системы управления городом;
  • открытость власти;
  • преобразования в бюджетной политике;
  • ремонт дорог;
  • развитие транспорта;
  • перезагрузка градостроительной политики;
  • комплексный план капремонта коммунальных сетей Томска на пять лет;
  • защита от бродячих собак, приюты;
  • защита памятников истории и культуры;
  • сохранение трамваев;
  • поддержка социальной сферы;
  • создание бренда Томска.

Михаил Ратнер как новый импульс

– Волею обстоятельств, приступив два с половиной года назад к исполнению обязанностей мэра, мне и команде администрации города удалось сохранить управляемость, стабильное функционирование городского хозяйства и всех других сфер жизнедеятельности. Томск, несмотря на значительные осложняющие факторы, сохранил динамику устойчивого развития, – отметил Михаил Ратнер.

Тем не менее городу не хватает денег для развития. По средне- душевым расходам бюджета Томск находится на одном из последних мест в Сибири, отмечает он. Причина – сложившаяся система межбюджетных отношений: в городе остается менее 10% собранных на его территории налогов.

Ратнер называет «стратегические и тактические инициативы» для развития Томска на ближайшие пять лет по основным сферам. Вот основные моменты:

  • градостроительство;
  • дороги и транспорт;
  • городское хозяйство;
  • социальная сфера;
  • система управления.

***

Ответить на вопрос, кто станет мэром Томска, депутаты городской думы должны на собрании 11 апреля. Но для победы претенденту необходимо набрать 25 голосов – квалифицированное большинство. А это будет непросто. Иначе через месяц пройдет повторное голосование. Если же и во второй раз один из кандидатов не наберет нужного количества голосов, будет объявлен новый конкурс. Причем, как уточнил Чингис Акатаев, начиная с момента подачи заявки претендентами. То есть ситуация безвластия растягивается еще на месяцы. Которых у Томска просто нет.

Справка «ТН»

В состав конкурсной комиссии по выборам мэра Томска вошли: депутаты гордумы Чингис Акатаев, Андрей Петров, Анжелика Белоусова, Юрий Ворошилин, Давид Аветян, Максим Резников, Ксения Старикова. А также Петр Брекотнин (председатель Федерации профсоюзных организаций ТО, член Общественной палаты ТО), Эдуард Галажинский (ректор НИ ТГУ), Вера Долженкова (председатель Томского областного отделения Союза журналистов России, генеральный директор АО «Редакция газеты «Томские новости», член Общественной палаты ТО), Николай Мозель (председатель Томской городской общественной организации ветеранов), Кирилл Новожилов (президент коммерческого партнерства «Меж-отраслевое производственное объединение работодателей ТО), Иван Пушкарев (генеральный директор АО «Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева», депутат Законодательной думы ТО) и Анатолий Рожков (заместитель губернатора Томской области по внутренней политике и территориальному развитию).

Автор: Марина Боброва
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − пять =