Упаковки с протертой земляникой автомат штампует со скоростью 35 штук в минуту. 2 100 в час, 16 800 за восьмичасовую смену… Кто же все это будет есть! Но вопрос «кому продать» перед ТПК «САВА» как раз не стоит: сибирский натурпродукт с удовольствием потребляет вся Россия, а также страны Европы и Азии. Гораздо более насущная проблема: как заготовить побольше ягоды, потому что спрос на продукцию «Савы» стал превышать предложение. Если лето 2015 года окажется урожайным, компания сможет на 100% использовать уникальное оборудование по глубокой переработке плодово-ягодного сырья с проектной мощностью 2 тыс тонн в месяц. И полностью загрузить новый цех кондитерских начинок, который будет запущен в ноябре и сможет увеличить переработку еще на 500 тонн.
Сначала засуха, потом буря
Неудачная заготовительная кампания прошлого года – болевая точка для генерального директора ТПК «САВА» Андрея Никитина:
— Из-за засушливого лета был страшный неурожай! Клюквы, брусники было мало не только у нас, но и в европейской части России, откуда идут основные поставки. Плохой выход был и по орехам: обычно в Томской области заготавливаем большую часть сырья, а нынче – от силы процентов 20, остальное пришлось добирать в Хакасии, на Горном Алтае.
Зато есть и хорошие новости: если раньше яблочное пюре для нужд производства «САВА» импортировала, то в этом году будет первый большой контракт с краснодарскими фермерами – они наконец-то встали на ноги.
— По томатной группе пока продолжаем работать с Азербайджаном, Китаем: российский производитель не может дать нужного объема, — рассказывает Андрей Никитин, — но в Краснодаре и Астрахани уже есть собственные проекты по томатам. Конечно, не факт, что российское сырье будет дешевле: все-таки нам сложно спорить с Китаем и по работоспособности сотрудников, и по цене кредитов для бизнеса. Но отечественные производители и потребители хотя бы будут защищены от таких бурь, которая разразилась осенью…
Валютный кризис последних месяцев 2014 года – вторая больная тема для Никитина:
— Вы не представляете, сколько поставщиков приезжали и интересовались, не развалились ли мы, отдадим ли деньги. Каждый заказ импортных компонентов становился шоком. Например, пектины с ростом курса доллара подорожали вдвое. Но мы же не могли пропорционально поднять стоимость для конечного потребителя! Повышение в итоге составило до 15% по разным позициям, впрочем, на ту продукцию, которую мы заготовили в сезон в рублевом эквиваленте, цены не поднимали. В какие-то месяцы работали в минус…
Сейчас гендиректор может вздохнуть с облегчением: первый квартал 2015 года был безубыточным. Ставки по кредитам, которые в пик кризиса поднялись до неимоверных 25-27%, начинают откатываться назад. Так, новая кредитная линия в «Газпромбанке» открыта под 16%. Жить можно…
Отечественное не значит плохое
В целом 2014 год компания закончила хоть в небольшом, но плюсе. Вся прибыль тут же направляется на новые проекты.
— Через 4-5 месяцев придет новое оборудование для производства фруктово-ягодных и масло-жировых начинок для рынка «b2b», — рассказывает Андрей Никитин. — Наши специалисты разрабатывали его в сотрудничестве с московскими коллегами. Перед этим они побывали в Италии, в Голландии и посмотрели аналогичные производства. Могу сказать, что такого уровня оборудования нигде нет. Оно позволит нам увеличить переработку на 500 тонн в месяц. Проект будет стоить порядка 50 млн рублей, из них 15 млн – софинансирование из Фонда Бортника.
Существенное увеличение объемов производства предвещает еще один стратегический проект, который обкатан в прошлом году, а нынче готов выйти на полную мощность в 2 тыс тонн. Условно он называется «облепиховым», потому что в основном рассчитан на глубокую переработку популярной в Европе и Азии облепихи. В Европе, например, каждый знает про то, что витамина C в ней столько, сколько ни в одной ягоде не сыщешь. В Монголии настоящий культ облепихи – на правительственном уровне население убеждают пить хотя бы по стакану ее сока в день (мол, так делали воины Чингисхана и потому были так сильны). В Америке пиаром занималось частное предприятие – крупный переработчик, и кампания была столь мощной, что американцы теперь сметают с полок любую продукцию на основе облепихи. Но сначала нужно было получить продукт, который устраивал бы потенциальных потребителей за границей…
Работали над проектом принципиально нового производства ученые из Германии, с которыми Андрей Никитин познакомился на одной из продовольственных выставок в Европе. Первая очередь облепихового производства в Томске была сдана в марте 2013 года (стоимость оборудования составила 50 млн рублей, еще 30–40 млн в год требуется на закупку сырья).
— Ноу-хау в том, что перерабатывается почти 100% ягоды при получении облепихового масла, сока и семечек. Раньше в отходы уходило 15-20% сырья, теперь производство становится практически безотходным, — говорит Никитин.
Например, наличие масла в облепиховом соке – проблема для производителей во всем мире: со временем оно всплывает в бутылке и образует некрасивую зеленую шапку. Новая технология позволяет полностью отделять масло от сока, причем без использования химии и нагрева – просто физическим разделением. И сок в магазине остается товарного вида, и само масло сохраняет полезные свойства. И это совершенно другое качество! Для российских потребителей это не принципиально (тем более что цена тоже другая), но для европейских – очень даже. Соки «Савы» в Европе даже разрешили продавать в качестве детского питания.
На экспорт уходит примерно 50% продукции из облепихи – в Монголию, Китай, Германию, Финляндию, Израиль, Чехию, Словакию и т.д. И запрос, по словам руководителя компании, все больше:
— В этом году мы ездили на международную конференцию по облепихе в Потсдаме и рассказывали про нашу уникальную технологию. Теперь нам постоянно звонят европейские производители, которым нужно сырье (натуральный сок для дальнейшей переработки и выпуска под своей маркой, масло и косточка для производства косметики и лекарств и т.д.). Надеюсь, заготовительная кампания будет удачной и ягоды хватит на всех.
Вишню без косточки «САВА» закупает в Сербии. А, например, жимолостью производство полностью обеспечивает хозяйство в Бакчарском районе.
Константин Чубенко, глава департамента потребительского рынка Томской области
— САВА — абсолютный лидер по сбору и переработке дикоросов не то, что Томской области – как минимум Сибири! Это не только крупный налогоплательщик – компания обеспечивает работой и сборщиков сырья: даже при невысоком урожае прошлого года до населения отдаленных территорий, где происходит массовая заготовка, дошло в среднем 900 млн рублей.
Цифра
В группе компаний «САВА» работают 360 человек. Выпуск продукции в 2014 году составил 19 852 тыс тонн, годовой оборот – 964 млн рублей
Добавим ка дёгтю капельку в сладкий мираж тонн воды и сахара,а то народ то незнает,как обычную томатную пасту можно разводить водой,солить и разливать по банкам,как из яблока можно варить джемы любых фруков..даже из лимона.Эх были времена чудили..воровали логотипы этикеток у других компаний,приходилось потом жечь на камеру.По ночам пропускали через видеоджет конвеера просроченную продукцию и даже не свою.Чего не вспомнишь доброго..всё было,хоть какую никакую копейку платишь людям,государству налоги..но одного простить тебе немогу никитос,свинского отношения к людям которые работают на тебя.