После долгих месяцев дистанта в Томске растет поток студентов-иностранцев
Третьекурсник строительного факультета ТГАСУ Эльман Исаков начал мониторить цены на покупку билета в Томск с сентября прошлого года, как только Россия возобновила авиасообщение с Казахстаном, Киргизией и Белоруссией. Выходец из Чимкентской области смог вернуться в альма-матер лишь 20 марта текущего года, когда нашел приемлемую стоимость перелета в 50 тыс. рублей. И это еще скромная цена за трехдневный авиамаршрут: Чимкент – Нур-Султан – Москва – Томск. В сентябре цены доходили до 180 тыс.
Первый пошел
Еще дома Эльман отправил по электронке свои данные в университет, и ему пришел ответ с адресом обсерватора. Там студент находился пять дней. На третьи сутки у него взяли тест на коронавирус и через два дня, когда пришел отрицательный результат, сразу же заселили в родное общежитие.
– В обсерваторе я жил один, в комнате имелся ноутбук с выходом в Интернет, поэтому я присутствовал на всех онлайн-лекциях, – рассказывает будущий строитель. – Я очень счастлив, что вернулся в Томск и что снова буду ходить в университет. Все-таки очно легче учиться, чем на удаленке: я с родителями живу в 30 километрах от Чимкента, где Интернет не всегда стабилен, поэтому на неделе жил и занимался у дяди в городе, а на выходные уезжал домой.
Эльман Исаков соскучился не только по однокурсникам, он ждал скорейшего возвращения в Томск еще и потому, что мечтал вновь погрузиться в стихию горного танца. Субтильный паренек с детства зажигающее исполняет лезгинку, а став студентом, уже второй год танцует в ансамбле «Даймохк» в Доме дружбы народов.
На строительный факультет ТГАСУ Эльман поступил не случайно – он хочет продолжить дело своего дедушки и брата, чья жизнь связана с производством строительных материалов. Эльман не скрывает, что учеба дается ему нелегко. На родине он обучался в узбекской школе, где вообще не было русского языка, поэтому в выпускном классе сознательно пошел на годичные курсы, чтобы хорошо подготовиться по русскому языку, математике и физике.
– У него всего одна тройка, жалеем, что остался без стипендии, – директор студгородка ТГАСУ Елена Вильд в курсе всех дел своих подопечных. – А по-другому и быть не может. Мы каждого персонально отправляли домой, теперь с радостью встречаем. Как мы переживали, когда они уезжали среди семестра, ведь у многих на местах были проблемы со связью. И это в Казахстане, а в других республиках дела еще хуже, например в далеких селениях Узбекистана.
Те же студенты-иностранцы, кто захотел остаться в Томске, по-прежнему жили в общежитиях, никому из них не пришлось снимать жилье, несмотря на то что договор с ними заключался только на период обучения. А ведь летом нужно было еще и ремонтом общежитий заниматься. Но совместными усилиями со всеми трудностями здесь справились.
– Этот опыт научил нас мобильности, умению быть готовыми ко всему, – подчеркивает Елена Вильд. – Конечно, когда пошли первые заболевшие, мы были немного шокированы, привыкали к тем мероприятиям, которые необходимо было выполнять. Сами ходили в «чумках», но ничего, приспособились.
По словам директора студгородка, на хозяйственную службу, которая и без того работает в круглосуточном режиме, легла дополнительная нагрузка. Взять хотя бы смену постельного белья. Если в доковидные времена его меняли раз в десять дней, то в период пандемии – еженедельно. Причем с обязательной санобработкой. Этот режим поддерживается и по сей день.
Кроме того, сохраняется постоянная обработка перил, дверных ручек, общественных пространств. На входе обязательна обработка рук, утром и вечером измеряется температура у всех жильцов.
В каждом общежитии имеется изоляционная комната, куда помещается заболевший студент в ожидании медиков. Сейчас все приезжие сначала находятся в обсерваторе, рассчитанном на 200 мест. Он расположен на ул. Пушкина, 29, где имеются комнаты секционного типа с общим санузлом. В качестве резервного варианта рассматривается общежитие на ул. Партизанской, 15/2. На сегодняшний день через изоляционные комнаты прошло уже около 80 человек.
И если раньше, поясняет Елена Владимировна, изоляция проходила в течение 14 дней, то сейчас, по распоряжению Роспотребнадзора, студенты находятся на карантине всего три дня. На третий день у них берется ПЦР-тест, если результат отрицательный, ребята перемещаются в то общежитие, где они дальше будут проживать. При этом расходы на тест, проживание, трехразовое питание университет берет на себя.
– Мы подтвердили свою готовность к разному развитию событий, – рассказывает проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Федор Цан. – Опыт работы нашей команды показал ее состоятельность и в учебном, и в социальном, и в финансовом блоках. Как результат, заболеваемость в целом по нашему университету находится на нулевой отметке. Между прочим, ТГАСУ – один из первых вузов в Томске, кто вообще открылся в полном объеме в сентябре 2020 года. Единственное, что мы сохраняем до сих пор, – ограниченный доступ в общежития. А все остальное работает, как и до пандемии: мы встречали первокурсников, помогали им адаптироваться в новых условиях, ведь большинство из них поступали в вуз онлайн, не зная ни Томска, ни университета, ни студгородка. Для этой цели привлекали волонтеров, активистов и студенческий профсоюз.
Да, бывало трудно, признается проректор, порой приходилось принимать жесткие решения, например по введению масочного режима, но ведь справились.
Федор Васильевич вспоминает мартовские события, когда уже были закрыты границы, а родители пытались вытащить своих детей-студентов домой. Руководство, как могло, сдерживало те панические настроения, находясь на переднем плане воспитательной, психологической и социальной работы. Нужно ведь было не только сдерживать эмоции, но и сохранять хладнокровие.
Оперативно решались финансовые вопросы. Вуз взял на себя расходы по организации горячего питания нуждающихся студентов, в упрощенном виде оформлялись заявления на выплату материальной помощи. Теперь все это осталось в прошлом. А что в настоящем?
– Всем иностранным студентам ТГАСУ, не въехавшим в нашу страну к 1 сентября 2020 года, было предложено обучение в дистанционном формате, – рассказывает директор Института международных связей и интернационализации образования ТГАСУ профессор Елена Оглезнева. – На сегодняшний день это 657 студентов из стран ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и другие) и 20 слушателей подготовительного отделения для иностранных граждан из стран дальнего зарубежья, обучающихся до сих пор онлайн (граждане Монголии, Алжира, Нигерии и других стран Азии и Африки). Пять студентов из Египта уже въехали и обучаются офлайн по полуторагодичной программе подготовительного отделения для иностранных граждан. Мы с нетерпением ждем возвращения остальных ребят.
Уроженцу Казахстана Жану Султанову посчастливилось в числе первых вернуться в родной вуз.
– Я приехал в ноябре прошлого года, когда открыли воздушную границу, – рассказывает студент, просидевший на карантине 14 дней. – Меня встретили как родного, кормили-поили бесплатно. В комнате был доступ в Интернет, поэтому все задания выполнял с ноутбука, спрашивал у преподавателей, если были вопросы. Я всего два месяца отучился дистанционно. Мне повезло, что дома, в Чимкенте, не испытывал проблем со связью. Но если сравнить с первым курсом, когда вся учеба была очной, и сейчас, конечно, разница большая: живого общения с преподавателями и со сверстниками никто не заменит.
Жан рассказывает, что старался добросовестно выполнять все практические задания, иначе потом было бы сложно наверстать упущенное, а ведь будущему инженеру по теплогазоснабжению и вентиляции требуется добротный багаж знаний.
По всем правилам санитарии
Март 2020 года стал шоковым для всего мира. Боясь распространения невиданной инфекции, многие государства ограничили авиасообщение из-за угрозы ее распространения. Именно тогда зарубежные студенты, обучающиеся в Томске, получили рекомендации от властей своих стран срочно вернуться домой. В этих условиях томские вузы перешли на дистанционную учебу, но высокие тарифы на Интернет в некоторых государствах, плохая связь, отсутствие необходимой техники сделали подобное обучение неэффективным. Да и как можно учиться на удаленке, к примеру, врачам, которым так нужна медицинская практика?
Хорошие новости пришли 20 марта 2021 года, когда Правительство РФ для продолжения обучения в отечественных вузах открыло зеленый коридор студентам, аспирантам и ординаторам из 25 стран с безопасной эпидемиологической обстановкой, а 1 апреля возобновилось авиасообщение еще с шестью государствами из ближнего и дальнего зарубежья.
В нашем регионе сегодня насчитывается 8,5 тыс. иностранных студентов, из них 3,5 тыс. уже находятся в городе, а в скором времени ожидается приезд еще свыше 4,5 тыс.
В связи с открытием границ для студентов губернатор Сергей Жвачкин поручил областному департаменту науки и высшего образования совместно с ректорами томских вузов организовать для них выполнение санитарных правил в строгом соответствии с федеральными требованиями.
Открытие шлагбаума затягивается
– У нас не так много иностранных студентов, поэтому и обсерватор небольшой, – рассказывает проректор по учебной работе ТГПУ Александр Минич. – Ребята потихонечку начинают возвращаться: 31 марта мы встречали студентов, прибывших рейсом Астана – Новосибирск. Они нам сообщили, когда вылетают, поэтому заранее подготовили места, проблем с размещением нет. Работаем в штатном режиме в полном соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Конечно, мы ждем не дождемся своих, российских студентов, они и сами хотят поскорее вернуться к учебному процессу. Уверен: как только откроется сухопутная граница, они массово начнут приезжать в Томск.
Сегодня в ТГПУ обучается около 600 иностранных студентов, из них большая часть на период пандемии предпочла остаться в Томске. По словам Александра Минича, за территорией области находится около 250 человек, с которыми поддерживается постоянная связь через международный центр вуза.
Политех открывает двери
В начале февраля студенты-политехники смогли вернуться к смешанной форме обучения. Вновь стали оживать университетские корпуса, а на смену виртуальному общению приходят живые встречи одногруппников и преподавателей. Месяц назад к очным занятиям приступило и трио студентов из Египта, а вот русскоговорящие первокурсники из Азербайджана пока находятся на перепутье: большая часть семестра уже позади, и смысла возвращаться на несколько месяцев в Томск молодые кавказцы не видят.
– У нас хорошо налажен дистанционный режим, поэтому серьезных проблем нет и не было. Причем некоторые ребята смогли вовремя закрыть зимнюю сессию, а один студент из Казахстана вообще сдал ее без троек, – замечает доцент научно-образовательного центра И.Н. Бутакова Инженерной школы энергетики ТПУ Сергей Лавриненко. – Я бы так сказал: кто хочет учиться, активно работает с преподавателями. И режим обучения здесь уже никак не влияет.
Для самого преподавателя такой формат работы хоть и был знакомым, но и ему пришлось подстраиваться под новые реалии, находить компромиссы, составлять расписание с учетом часовых поясов. С тем же Египтом разница во времени составляла четыре часа, так что работал по Москве.
– Но пока мы не готовы полностью уйти на дистанционный режим, поскольку его эффективность много ниже, – поясняет преподаватель. – Буквально на днях проводили занятия со студентами из Египта, разница между ними и теми студентами, кто учился очно, чувствуется. Понятно, что контроль у первых был много ниже, поэтому специально для них будем проводить отдельные занятия, чтобы ребята успели догнать очников.
Но если теорию можно прослушать в онлайн-режиме, то как быть с практикой? По словам Сергея Лавриненко, вуз обеспечил всех преподавателей камерами, чтобы они снимали выполнение лабораторных работ студентами, а записи потом транслировались в дистанте.
Кроме того, ТПУ начал активно внедрять разработку виртуальных лабораторных работ, которые можно сравнить с компьютерными играми.
ЦИФРА
Более 4,5 тыс. иностранных студентов прибудут в томские вузы после открытия границ.
– Там можно подходить к оборудованию, словно ты находишься в настоящей лаборатории, нажимать определенные кнопки. Думаю, студентам это в самый раз, – подчеркивает преподаватель. – Наши египтяне обучаются по специальности «атомные станции», поэтому такие компьютерные лабораторные работы для них даже предпочтительней, ведь они дают возможность перемещать стержни, регулировать мощность и так далее. И если на реальных объектах им этого, естественно, никто не позволит сделать, то у нас на компьютерных тренажерах можно учиться до автоматизма.
Сегодня в техническом университете Томска обучается более 2 500 иностранных студентов, из них свыше 800 человек на момент пандемии находились в Томске.
По словам проректора по образовательной деятельности ТПУ Михаила Соловьева, в ближайшее время планируется основной поток студентов-очников – более тысячи человек из Казахстана.
У политехников разработана четкая система работы с иностранными студентами, составлена пошаговая инструкция, которая размещена как на официальном сайте университета, так и в социальных сетях. По прибытии в Томск после прохождения всех манипуляций они будут заселены в карантинный центр ТПУ, пребывание в котором и питание оплачивает вуз. Там им предстоит повторная сдача теста на коронавирус и до получения результата строгое соблюдение режима изоляции. В этот период обучение для них будет проходить в онлайн-формате. После второго отрицательного теста студенты получают допуск в центре по работе со студентами (едином деканате) и начинают посещать занятия.
– В каждом общежитии вуза соблюдаются необходимые противоэпидемиологические нормы, со всеми правилами ребят знакомят заведующие общежитием, – констатирует Михаил Соловьев.
«Мы соскучились по молодежи, по иностранным студентам, которые уже стали для нас томичами. Но возвращение в студенческую столицу России и в стены родной альма-матер должно быть комфортным и безопасным. Задача ректоров – этот комфорт и безопасность для всех обеспечить.
Сергей Жвачкин, губернатор Томской области
Свет надежного «Маяка»
В сентябре 2020 года ректор ТГУ Эдуард Галажинский представил коллегам из России, Казахстана, США и Великобритании опыт работы российских вузов в период пандемии. Тезисы из его доклада под названием «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее» были озвучены на международной научно-практической конференции «Дистанционное образование: новые вызовы глобального масштаба» в режиме онлайн.
Речь шла о мерах, благодаря которым вузы РФ не допустили распространения инфекции, сохранив при этом непрерывность образовательного процесса. Говорилось и о выявленных проблемах – цифровом неравенстве вузов, психологических проблемах удаленки, недостатке инфраструктуры для организации дистанционного или смешанного обучения.
За время пандемии ТГУ вывел в дистант около 60% иностранных студентов: 600 из ближнего зарубежья и 350 из дальнего. Всего же в ТГУ учатся более 3 тыс. человек с зарубежной пропиской.
– Практически все, кто уехал, собираются вернуться. Только из Казахстана ждем 1 200 студентов, – рассказывает проректор по международным связям ТГУ Артем Рыкун. – Эти ребята с наибольшим восторгом восприняли информацию об открытии границ. Но там проблема в другом: студенты ждут автобусного сообщения между нашими странами, потому что самолетов мало и билеты очень дорогие.
На случай массового заезда университет отдал под карантин весь блок нового общежития «Маяк», рассчитанный на 720 человек. Расходы по проживанию и сдаче теста для тех, кто заселяется в вузовское общежитие, университет берет на себя. А если кто-то размещается в арендованном жилье, тогда тесты сдают за свой счет.
По словам Артема Рыкуна, ТГУ довольно быстро перестроился на работу в дистанционном режиме, сумев сохранить большую часть студентов.
Некоторые преподаватели адекватно восприняли такой формат, выходя по расписанию в онлайн и свободно общаясь со своими студентами. А кто-то просто выгружал в Moodle свои пособия, информацию, и студенты самостоятельно ее изучали. Это было не очень эффективно, но в конце концов вуз справился с организацией обучения в удаленном режиме.
– За период пандемии проявились и другие вещи, которые ранее были не столь очевидными, но, как оказалось, не менее важными, – поясняет проректор. – Например, психологический комфорт студентов. Когда была жесткая изоляция и нельзя было выходить на улицу, они довольно быстро запросили психологическую помощь. Мы активировали нашу психологическую службу, перенастроив ее на студентов, в том числе иностранных, потому что для них проблема усугублялась еще и тем, что люди находились в чужой стране и не всегда хорошо владели языком. Как потом оказалось, подобная ситуация наблюдалась и в других вузах Томска, в результате ТГУ создал интегральную структуру, активно делясь опытом с коллегами, в частности, как работать с иностранными студентами. Для этого были разработаны методички на английском языке, которые впоследствии распространили на уровне всего студенческого Томска.
Дальше – больше. На поверку вышла тема безопасности. Как заметил Артем Юрьевич, в период пандемии изменилась даже терминология – начинали с понятия «чистый кампус», когда безопасность сводилась к регулярному мытью полов, установке антисептических средств и внедрению масочного режима. Потом оказалось, что загвоздкой является психологический комфорт, ощущение депрессии и так далее. Следом проявилась проблема информационной безопасности, ведь студенты стали чаще, чем когда-либо, находиться в Интернете, становясь жертвами всяческих махинаций, злоупотреблений, хакеров.
И если классический университет бог миловал, то в других вузах такие случаи были, в частности, инцидент произошел с китайцами, которые вместо официального сервиса налетели на мошенников и в итоге потеряли деньги.
Были выявлены еще две проблемы со студентами, которые пребывали у себя дома. Первая касалась хорошего покрытия Интернета, которое есть не везде, в том числе и в СНГ. Вторая связана с вовлечением студентов в университетскую среду. Как сделать так, чтобы, находясь за тысячи километров от вуза, они могли физически ощущать себя частью университета?
– Мы разработали специальный портал, пытаясь компенсировать им эту удаленку, – говорит Артем Рыкун. – Туда были выложены все наши сервисы, цифровые ресурсы и виртуальные туры – путешествие по Томску и университету. Без них у ребят не было бы чувства идентичности, собственной причастности к университету. Сейчас мы реализуем программу «Многосторонний безопасный кампус», которая распространяется на все томские вузы.
Несмотря на то что в столь непростой период университет, как мог, поддерживал своих студентов, проректор ТГУ не мог не высказать озабоченности по поводу потери качества образования среди иностранцев.
– По экспертным оценкам, нам понадобится пять лет, чтобы выйти на прежние, доковидные цифры международной мобильности. Будем считать, что полтора года уже прошло, – замечает Артем Рыкун. – Сейчас мы переживаем квазисредневековый опыт, когда случались эпидемии чумы, менявшие весь ландшафт – социальный, культурный, географический. И у нас, похоже, аналогичная история.
Тем не менее даже в эти непростые времена ТГУ смог мобилизоваться и оперативно ответить на вызовы мировой пандемии. А в результате студенты и преподаватели постепенно возвращаются в аудитории, коридоры наполняются привычным шумом, а очереди в Starbucks становятся все длиннее.
Студенческая весна в Томске набирает обороты. Иначе просто не может быть.
Фото: Евгений Тамбовцев