О попытке властей Томска переделить бюджетные деньги

Законодательную инициативу мэрии о существенном перераспределении налогов из областного бюджета в муниципальные одобрила во вторник, 17 июля, гордума Томска. Мэрия и городские депутаты предлагают передать на муниципальный уровень единый налог по упрощенной системе налогообложения (УСН), налог на имущество организаций, а также принципиально изменить порядок предоставления дотаций муниципалитетам из областной казны.

В итоге, по предварительным подсчетам, Томск предлагает области отказаться от двух с лишним миллиардов в пользу всех 20 муниципалитетов. Пессимисты оценивают вероятность одобрения Белым домом и областной Думой законодательной инициативы властей Томска как нулевую, оптимисты осторожно говорят о 50%-ном компромиссе.

Концепция поменялась

Итак, это называется уже классической фразой «концепция поменялась». Сообразно, естественно, официальной политической риторике. Несколько лет подряд мэрия Томска подчеркнуто оценивала как собственное большое достижение тот факт, что «на каждый рубль собственных доходов мы дополнительно привлекли четыре рубля». То есть всячески подчеркивалась важность плодотворного сотрудничества с областной и особенно федеральной властью – сотрудничества финансово-политического – как необходимость голосовать за партию власти (в широком смысле этого слова).

Теперь же, когда электоральный цикл завершен, это замечательное «привлечение дополнительных четырех рублей» мэрия и гордума оценивают так, как его всегда оценивали критики: откровенная архаичность и чрезмерная централизация бюджета, которая не позволяет крупным городам проводить собственную бюджетную, социальную и экономическую политику.

– Мы на сегодня называем 4,4 млрд собственных доходов, а бюджет города составляет 12 млрд. Зачем нам потом оставшиеся 7 млрд добавлять, когда их можно сразу отдать этими налогами, чтобы мы реально работали с предприятиями и организациями на территории города? В результате получается, что это попытка все время заставлять город и муниципалитеты ходить с протянутой рукой, – сказал Николай Николайчук.

Такой вот контраст с прежней риторикой…

За и против

Однако в целом вопрос гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Да, муниципалитету (любому) трудно что-либо планировать и определять приоритеты на более-менее длительный срок в условиях, когда уровень собственных доходов составляет даже не 50%, а гораздо меньше – процентов 25. Сегодня удалось «привлечь», а завтра – фиг… Причем по непонятным причинам, Федерация ведь постоянно меняет правила игры. А за ней это вынуждена делать и региональная власть. Классический пример – левобережная дорога. Если бы не существующая межбюджетная система, эту дорогу точно не начали бы строить, собственные средства муниципалитет пустил бы на другие, более актуальные, проекты. Но собственных средств не было, а проект левобережки был – на безрыбье и рак рыба. А правила-то легко меняют. Хорошо помню, как экс-председатель бюджетного комитета областной Думы Владимир Пономаренко несколько лет назад, до начала строительства, с профессиональным раздражением сказал: сегодня Москва предлагает софинансирование из местного бюджета 5%, а в следующем году скажет, что 50%. Опытный экономист как в воду глядел.

Да, следует понять аргументы мэра Томска Николая Николайчука, который говорит, что по сравнению с 2003 годом муниципалитетам существенно добавили полномочий, но никак финансово не подкрепили их исполнение. Прав мэр и в том, что следует учитывать коэффициенты развития социальной и инженерной инфраструктуры. Маленький пример: за несколько лет в Томске в связи с существенным увеличением мест в детсадах расходы на дошкольное образование выросли вдвое. А где деньги, Зин?

Однако при этом следует понять и консерватизм начальника областного департамента финансов Александра Феденёва, который говорит, что по уровню бюджетной обеспеченности Томск в области лучше всех. А предварительные расчеты показывают, что при принятии предложений властей Томска «мы сделаем богатых еще богаче, а бедных поставим на грань выживания», – цитируют Феденёва «РИА Новости». А по-простому: в Томске построили новую больницу или пару километров дорог – Томск получил дополнительные деньги на их содержание. В Тегульдете, Первомайке, Подгорном (и т.д.) не построили ничего – они теряют часть денег. А ведь ветшающую инфраструктуру надо хотя бы поддерживать. В худшем случае расходы одних муниципалитетов сильно раздуваем, других – жестко обрезаем…

И при этом тезис мэрии, что новая межбюджетная система приведет к увеличению налогов с малого и среднего бизнеса, представляется общим популистским местом. Конечно, это смешно, что единый налог на вмененный доход (ЕНВД) поступает в муниципалитеты, а УСН – в областную казну. Но вообще на инвестклимат в большей мере влияют отнюдь не местные власти, а федеральные надзорные ведомства и монополии. Что же касается налога на имущество юридических лиц, то кто скажет, сколько их официально зарегистрировано в Томске, а реально располагаются и работают в районах? Сегодня область делит эти деньги, а завтра они отойдут в Томск.

Плачем вместе

В общем… Древнееврейский царь Соломон изображается в легендах как образец мудрости. Сохранилось много рассказов про его решения различных трудных судебных дел. Так, однажды две женщины спорили, кому из них принадлежит ребенок. Соломон предложил разрубить дитя пополам и поделить между несогласными. Обманщица охотно согласилась, а мать, заплакав, сказала: «Лучше отдайте его ей живым».

Полагаю, у городских и областных властей нет такого мудрого решения, ибо их предстоящий спор – спор двух обманщиков. Которых до этого обманул федеральный бюджет.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + 7 =