Однажды и навсегда

Более полувека назад Юрий Балин пришел в первый академический институт Томска

Ведущий научный сотрудник Юрий Степанович Балин возглавляет подразделение, которое занимается исследованиями атмосферы и подстилающей поверхности Земли средствами дистанционного лазерного зондирования (лидарами). В коллективе трудятся и экспериментаторы, и теоретики, и инженеры, и научные сотрудники – кандидаты физико-математических наук. Юрий Степанович стоял у истоков нового направления в атмосферной оптике – лазерного зондирования атмосферы. В начале 70-х годов прошлого столетия молодые томские исследователи работали над созданием первого за Уралом лидара – работы велись параллельно с московскими учеными.

За время своего существования группа оптического зондирования атмосферы Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения Российской академии наук (ИОА СО РАН) создала уникальные лазерные локаторы наземного, корабельного, самолетного и космического базирования. Одним из самых значимых результатов в этой области является первый российский космический лидар «БАЛКАН», установленный на модуле «Спектр» орбитальной станции «МИР» в 1995 году. Лидар осуществлял зондирование облаков всех ярусов в глобальном масштабе.

Под руководством Юрия Балина разработана серия наземных сканирующих лидаров «ЛОЗА». На международной выставке «Фотоника. Мир лазеров и оптики» лидары серии «ЛОЗА» неоднократно удостаивались высоких наград конкурса Лазерной ассоциации России (дипломы 1-й степени) как лучшие отечественные разработки в области фотоники.

Мы рвались в науку

Юрий Балин родился в Белогорске Амурской области. Его отец был военным, поэтому семье пришлось немало поколесить за ним по Дальнему Востоку. Раз в полтора года – обязательно новая школа со всеми вытекающими последствиями. Но именно такой образ жизни приучил будущего исследователя к самостоятельному изучению предметов и любви к чтению. Получив аттестат зрелости, паренёк сознательно поехал поступать на физфак Томского госуниверситета.

С третьего курса, когда началась специализация, в его жизнь вошла наука: лазерное зондирование стало темой сначала курсовой, а потом и дипломной работы студента физического факультета ТГУ Юрия Балина. Именно тогда он впервые познакомился с Владимиром Зуевым, который возглавлял лабораторию инфракрасных излучений Сибирского физико-технического института при ТГУ, а также руководил кафедрой в ТГУ. В то время будущий академик активно занимался оргвопросами по созданию Института оптики атмосферы Сибирского отделения Академии наук СССР. Кадры для первого академического института в Томске искали и среди студентов. Самых перспективных, старательных и любознательных привлекали к научной работе. Особо выделялась троица – Юрий Балин, Владимир Крутиков и Геннадий Матвиенко. Ребята училась по общей программе на физическом факультете и по индивидуальной программе – на радиофизическом. После учебы все выпускники на конкурсной основе получили распределение в Институт оптики атмосферы. Шёл 1970 год. В институте только что была создана профильная группа, которую возглавил будущий профессор, лауреат Государственной премии СССР Игнатий Самохвалов.

Юрий Степанович достает из верхнего ящика своего рабочего стола трудовую книжку, в которой проставлена дата: 1 августа 1970 года его приняли на работу стажером-исследователем в группу оптического зондирования атмосферы Института оптики атмосферы. Этому направлению ученый остается верен и по сей день, т.е. уже 54-й год.

– У нас была очень сильная команда, – вспоминает Юрий Степанович. – Нас было немного, тогда сюда был довольно жесткий отбор, но мы рвались в академию, и руководству было из кого выбирать.

Обсуждение результатов с руководством РАН, СО РАН и дирекцией ИОА
(Балин Ю.С., бывший президент Академии наук Сергеев А.М., академик Пармон В.Н., член-корр. Пташник И.В.)

«БАЛКАН» просится в космос

В 80-х годах прошлого столетия Юрия Балина по просьбе директора института Владимира Зуева перевели в СКБ НП «Оптика» СО РАН, где он возглавил отдел по созданию космического лидара «БАЛКАН» (Бортовой Аэрозольно-Лидарный Комплекс Академии Наук).

– Настало такое время, когда этот мощный прибор должен был сказать свое новое слово в науке, – подчеркивает руководитель группы оптического зондирования атмосферы Юрий Балин. – Первые локаторы появились в конце 60-х годов прошлого века в Италии. У нас – в 70-х. И здесь нужно отдать дань почтения Владимиру Евсеевичу Зуеву как провидцу, ведь созданный им в 1969 году институт стал головной организацией по этому направлению в СССР. Многие исследования, особенно прикладные, мы провели на благо обороны страны. Оперативная информация об оптическом состоянии атмосферы нужна была для решения многих задач, в том числе оптической связи и лазерных систем специального назначения, для оценки эффективности их работы через атмосферу в любом заданном направлении. Лидары как раз и служат для этой цели.

Юрий Степанович не скрывает, что ему посчастливилось в 1979 году вместе с академиком Зуевым участвовать в конференции по зондированию в Мюнхене.

– Там я впервые услышал о том, что американцы выступили с инициативой создания первого космического лидара для исследования атмосферы в глобальном масштабе. В 1979 году они создали большую международную группу из десяти стран-участниц для разработки лидара. Это оказалось значительной проблемой, поскольку вывод на орбиту первого американского космического лидара им удалось осуществить только в 1994 году, – продолжает рассказ ученый.

В создании первого российского космического лидара «БАЛКАН», предназначенного для установки на пилотируемый космический корабль, приняли участие как предприятия Министерства общего машиностроения СССР (НПО «Энергия» и НПО «Радиоприбор»), так и учреждения СО АН СССР: ИОА и СКБ НП «Оптика». Для выполнения этой задачи в СКБ НП «Оптика» был создан отдел, который возглавил Юрий Балин. Томский ученый работал совместно с заведующим лабораторией Александром Тихомировым.

В 1990 году, на Международной конференции по лазерному зондированию в Томске, Юрий Балин впервые сообщил о создании оте-чественного космического лидара под названием «БАЛКАН». Он был спроектирован и установлен на модуле «Спектр» орбитальной станции «Мир» и запущен через год после американцев.

Сейчас интерес к космической тематике возрождается, и исследователя Балина это не может не радовать. Недавно к томичам обратились представители РКК «Энергия» с предложением о создании новой российской космической станции. Она будет оснащена и космическим лидаром. Правда, исследователей, которые занимались той разработкой, сегодня можно пересчитать по пальцам. Юрий Балин – из числа этих космических зубров.

Кроме прикладных задач, группа Юрия Балина занимается вопросами экологии и анализом распределения аэрозольных загрязнений над городом.

– В последние годы мы регулярно выезжаем на Байкал, где изучаем специфику процессов распространения атмосферных примесей в горной котловине с помощью лидаров, то есть когда, на каких высотах присутствуют дымы – примеси от пожаров, как это распространяется и оседает, – рассказывает Юрий Степанович.

По труду и награды

За свою многолетнюю деятельность ученый удостоен многих наград, медалей, званий. Об этом свидетельствуют и стены одного из кабинетов группы, плотно увешанные дипломами российских и международных научных выставок и конференций. Юрий Балин дважды становился лауреатом премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры в составе научного коллектива, лауреатом премии имени академика В.А. Коптюга НАН Беларуси и СО РАН. За достижения в исследованиях по космической тематике награжден медалями Федерации космонавтики России, юбилейным знаком «75 лет Томской области». Ему присвоено звание «Почетный работник науки и высоких технологий Российской Федерации». На счету исследователя-разработчика 24 авторских свидетельства и 25 патентов.

А в преддверии очередного профессионального праздника Юрий Балин представлен Ученым советом ИОА СО РАН к награждению медалью «За достижения» губернатора Томской области.

Автор: Татьяна Александрова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 14 =