Оксана Козловская: «Создать образовательный лифт»

– Для Томска научно-образовательный комплекс исторически является градообразующим, обеспечивая, кстати, около 6% ВРП и около половины налоговых и неналоговых доходов городского бюджета.

Если мы претендуем на лидерство в подготовке кадров, то под эту задачу должна быть выстроена вся цепочка образовательного лифта.

Первый уровень (в Японии его называют самым главным!) – дошкольное образование. Задача, которую предстоит решить, – обеспечить равную доступность подготовки детей перед школой – касается не только создания дополнительных мест в детсадах, но и обеспечения качественной подготовки к школе и в областном центре, и в далеком селе. Как? Готовых рецептов нет. Их предстоит найти совместно с родителями, специалистами и бизнесом.

Второй уровень – школьное образование. По оценке Академии народного хозяйства, в 2015–2016 годах Томскую область ждет рост количества детей-дошкольников, а к 2020 году число школьников должно возрасти со 100 до

125 тыс. человек. В основном за счет Томска, Асина, Северска, Стрежевого, Парабели.

Это проблемы или новые возможности? И то, и другое. Увеличение нагрузки на учителей и рост конкуренции за кадры между городом и селом, между школами. Потребность в дополнительной сети и подготовка молодых специалистов. Новые формы образования прежде всего в малокомплектных школах. Дополнительный заказ на услуги детских врачей, работников культуры, спорта, досуга. Это иная молодежная политика и т.д. На весь комплекс этих вопросов должны быть даны ответы.

Третий уровень – профессиональное образование, как среднее, так и высшее. Для Томской области это звенья одной цепи, без которой невозможно создание уникальной инновационной предпринимательской среды.

Попробуем ответить на вопрос: кто формирует заказ на подготовку кадров? Бизнес как работодатель? Государство? Семья? Или все мы в той или иной степени? Однозначного ответа нет.

В результате подготовка кадров в учреждениях профессионального образования слабо связана с реальными потребностями рынка труда. Происходит это и потому, что у нас учреждения всех уровней профобразования сами себе делают прогноз, сами его реализуют через госзадание. Чаще всего сами проводят оценку качества подготовки, а дальше сами ищут на рынке тех, кто купит их «товар» – готовых рабочих и специалистов!

А бизнес говорит о низком качестве выпускников и вынужден нести дополнительные издержки и переучивать специалистов либо перекупать готовых на рынке труда.

Вместе с тем в области есть успешные примеры подготовки специалистов под заказ бизнеса. Работают 12 отраслевых ресурсных центров: в строительстве и лесной отрасли, машиностроении и металлообработке, нефтепереработке, сфере информационных технологий. Именно здесь реализуется еще одна уникальная возможность – оставлять у себя на территории лучшие кадры. Именно это привлекает высокотехнологичный бизнес.

Думаю, пришло время разработать комплексную региональную программу модернизации образования на основе интеграции ресурсов всех уровней.

Может, по аналогии с федеральным мониторингом вузов нам стоит проранжировать наши учреждения СПО? И на этой основе определить те, которые отвечают запросам бизнеса и рынка труда. И именно в их развитие вкладывать ресурсы.

Убеждена, мы готовы сегодня предложить обществу стройную систему – тот самый образовательный лифт как основу для развития экономики знаний в Томской области и Сибири.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 4 =