Опыт для молодой России

Проекты Томской филармонии для держателей «Пушкинских карт» получили высокую оценку на федеральном уровне

Директор Томской областной государственной филармонии Наталия Чабовская стала спикером «Балтийского культурного форума-2024». Коллеги из европейской части страны пригласили руководителя сибирской филармонии, чтобы подробнее узнать об успешном опыте создания симфонических проектов для молодежной аудитории.

Форум прошел в Светлогорске (Калининградская область). Его участниками стали представители Министерства культуры Российской Федерации во главе с Ольгой Любимовой, а также руководители крупных концертных и театральных учреждений страны.

Балтийский культурный форум – это дискуссионная площадка, где совместно с профессионалами, экспертами и властью представители учреждений культуры и деятели искусств обсуждают самые актуальные вопросы по направлению «Культура».

– Площадка в Калининградской области зарекомендовала себя как драйвер развития региональной культуры с 2019 года, и нынешняя программа это тоже подтверждает, – отметила, открывая мероприятие, министр культуры России Ольга Любимова.

Наталия Чабовская выступила спикером экспертной площадки Союза концертных организаций России «Сохранение и развитие отечественных традиций музыкальной культуры. Новые формы работы с молодежью». В своем докладе – «Создание в Томской филармонии симфонических программ для молодежи» – она рассказала об успешных проектах Томского академического симфонического оркестра, созданных специально для держателей «Пушкинских карт».

Литература в музыке: ошибки и курс на новый жанр

Время требовало решений, и филармония пошла по известному пути. Самое очевидное – привлекать молодежную аудиторию через литературу – школьную программу.

– Мы тогда подумали: и школьники, и студенты интересуются литературой, так почему бы нам не рассказать им о писателях и их произведениях с помощью музыки? – вспоминает Наталия Чабовская, являющаяся, по сути, и художественным руководителем Томской филармонии. – Тем более, что синтез музыки и литературы весьма органичен. В первый год молодёжь к нам пошла. Шекспир и Лермонтов, Пушкин и Гёте на афишах и в музыке привлекали внимание. Жанр литературно-музыкальной композиции известен филармонии давно. Но уже во второй половине сезона «голосование рублем» стало сокращаться. Мы вдруг поняли, что теряем доверие, а значит, делаем что-то не так.

Подходы искали стремительно. Изучали аудиторию, ее особенности и интересы. Разговаривали с подростками и педагогами, поднимали научную базу. Опыта создания именно симфонических программ для молодых нет ни у одной филармонии страны. Есть проекты, ориентированные на детей, есть на опытных слушателей. А подростки и молодежь – самые трудные.

– Мы знаем про типы поколений: «зуммеры», «альфа», – говорит Наталия Чабовская. – Имеем представление и об их круге интересов, и особенностях восприятия информации. Однако наши задачи намного сложнее, чем просто дать то, что хочется аудитории в данный момент. Миссия филармонии, прежде всего, музыкально-просветительская, а, значит, мы должны давать то, что будет способствовать духовно-нравственному воспитанию и развитию личности.

Направление обозначила музыкальный редактор Томской филармонии, кандидат филологических наук и известный томский журналист Татьяна Веснина. Она стала создавать сценарии, основанные на малоизвестных фактах о знаменитых литераторах, их связи с Томском (краеведческая составляющая), а молодой дирижер из Москвы Игорь Берендеев, который встал «у руля» целого абонемента, занялся подбором музыки.

Поэтапно в симфонические концерты была добавлена театрализация, визуализация и световое оформление. К каждому литературному автору находится индивидуальный подход. Проекты стали междисциплинарными – филармония активно работает с театрами и библиотеками. В программах почти не осталось цитирования литературных произведений – люди прочтут их сами, уже после концерта. Оркестр в абонементе «Литература в музыке» исполняет как фрагменты музыкальных шедевров, так и крупную форму. И это «заходит» молодым.

– Таким образом, от классических литературно-музыкальных программ мы сначала перешли к театрально-музыкальным, – резюмирует Наталия Чабовская. – А затем переросли и их, и сегодня, по сути, находимся на пороге создания нового жанра.

Мемы: модная музыка родом из классики

С первого концерта стал хитом продаж проект «Мемы». Томский дирижер, концертмейстер группы ударных инструментов Томского академического симфонического оркестра Владимир Дорохов придумал его в том же 2021-м. Он объединил в одну полуторачасовую программу калейдоскоп из музыки, известной всем. Здесь звучит классика и нео- классика, музыка, ставшая рингтонами мобильных телефонов, а также саундтреки из компьютерных игр, популярных сериалов и даже аниме. А в основе этого – классическая музыка. Именно об этом рассказывают ведущие концертов.

Мемы – это концерты Томского академического симфонического оркестра, где публика аплодирует еще до исполнения номера, только услышав название следующей композиции.

– Стартовал проект в Органном зале Томской филармонии, – рассказывает Наталия Чабовская. – Приходя на свою любимую музыку, молодые люди также знакомились и с историческим зданием, где расположен томский орган. Ребята с удовольствием фотографировались как с артистами, так и на фоне величественного инструмента.

В этом январе рамки проекта расширили – увеличили состав оркестра, добавили звучание органа и… перевели концерт в Большой зал. Возможности сценического оборудования позволили добавить в проект и световые партитуры. Дирижер Дорохов держит руку на пульсе и постоянно обновляет программу – он следит за новинками, которые вызывают интерес у публики, ищет в них классическую основу и сам пишет аранжировки для симфонического оркестра. В концерте уже задействованы солисты-инструменталисты, вокалисты и художники по свету.

Вместо слов – свет

Почти год назад родился еще один проект, который обещает стать сенсацией именно для «пушкинской» аудитории. «Седьмая. Шостакович. Концерт-действо» – соединение знаковой симфонии Дмитрия Шостаковича, светоинсталляции и видеомэппинга. Проект ориентирован на самого разного слушателя, потому что с одной стороны это классическое исполнение крупной симфонической формы, а с другой – шоу в самом хорошем смысле этого слова. Визуальные эффекты помогают попасть в самое сердце как искушенному слушателю, так и молодому зрителю. Опыт гастролей Томского оркестра в Читу и Иркутск показал: залы на 50 процентов наполнены молодыми людьми. Год назад тысяча томичей, а из них большая часть молодые люди, посетили открытый показ проекта.

– Здесь мы говорим о двух полноценных составляющих – музыке и арт-технологиях, – объясняет Наталия Чабовская. – Это уже совершенно другое сочетание, синтез более высокого уровня, чем даже синтез литературы, театрализации и музыки. Если в проекте «Литература в музыке» мы задействуем слово и театрализацию, чтобы сделать классические музыкальные произведения доступнее для понимания, то в «Шостаковиче» мы минимизируем слова – содержание крупного музыкального произведения раскрывается посредством светового шоу и видеомэппинга.

Пора в тираж

– Новый слушатель высоко ценит искренность, – подчеркивает Наталия Чабовская. – Мы очень дорожим его доверием. Именно поэтому делимся с держателями «Пушкинских карт» самым ценным, что у нас есть. Мы живем в этом пространстве искусства, и приглашаем к нам в филармонию – прожить какое-то время вместе с нами, приобщиться к самому многогранному виду музыкального творчества – симфоническому.

Программы молодежных проектов для оркестра являются достаточно сложными: и в плане исполнительства (в силу своей разножанровости), и в плане ответственности (артисты очень хорошо понимают: от того, как они сыграют, во многом зависит, полюбит ли молодёжь, впервые пришедшая на концерт, симфоническую музыку). Но, тем не менее, и для самих оркестрантов эти проекты уже стали любимыми.

На Балтийском культурном форуме было отмечено повышенное внимание к симфоническим проектам Томской филармонии для молодежи, как со стороны представителей власти и коллег, так и со стороны творческой молодежи, которая тоже является участником культурного форума. Только к директору Томской филармонии Наталии Чабовской после выступления подходили будущие продюсеры (сегодня еще студенты образовательных учреждений культуры России), чтобы получить ссылки на записи проектов и взять информационно-рекламную продукцию. Молодые хотят тиражировать томские симфонические проекты на всю страну.

Справка «ТН»

«Пушкинская карта» – федеральный проект, инициированный и поддержанный президентом России Владимиром Путиным. Это ежегодная субсидия государства в размере 5000 рублей, перечисляемая на личную банковскую карту гражданина страны в возрасте от 14 до 22 лет. Оплатить «пушкинскими» рублями можно билет в учреждение культуры. Каждое мероприятие проходит строгий отбор двух экспертных советов – на федеральном и региональном уровнях. Программа работает на территории РФ с 1 сентября 2021 года. Только в Томской филармонии за весь период работы проекта было продано почти 50 000 билетов.

Автор: Ирина Гюнтер
Фото: Ксения Чечельницкая,
Елена Астафьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − 4 =