Пенсионная формула: уравнение со многими неизвестными

Фото: Александр Иноземцев

карьерный рост

На  вопросы ответили гости редакции:

член Совета Федерации, представитель администрации Псковской области, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова, член Совета Федерации, представитель Законодательной думы Томской области, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышев и управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Томской области Дмитрий Мальцев.

О пенсионных накоплениях

Елена Бибикова:

– Мне как-то задали такой вопрос: «Заморозив накопления, у нас, молодого поколения, фактически конфисковали триллион рублей. Когда эти деньги нам вернут?» Но, прежде чем говорить о заморозке, надо понимать, что такое пенсионные накопления. На сегодняшний день у лиц 1967 года рождения и моложе из 16% страхового тарифа 10% уходит на страховую пенсию, а 6% – на накопительную. В чем различие между страховой и накопительной пенсией?

Страховая пенсия, то есть 10%, фиксируется на вашем счете и сразу же отдается для выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам. То есть на вашем счете эта сумма остается, никто ее у вас не отнимает. Более того, ежегодно эта сумма индексируется, до этого года – на уровне инфляции.

Накопительная пенсия – это те деньги, которые никуда из пенсионной системы не уходят. Они закрепляются за отдельным человеком, и он может либо оставить эти 6% в Пенсионном фонде РФ, либо перевести в любой негосударственный пенсионный фонд (НПФ). И эти средства, кстати, переходят по наследству. Заморозка накопительной пенсии означает, что гражданин временно теряет право размещать ее в НПФ. Она в любом случае остается в государственном Пенсионном фонде, то есть там же, где и 10% страховой пенсии.

Таким образом, на время заморозки накопительная пенсия никуда не исчезает, никто ее не похищает. Она просто временно превращается в страховую. Соответственно, меняется доходность этих 6%. Если в НПФ инвестиционная доходность размещения накопительной пенсии была разной, то в ПФ РФ она одинакова и равна сумме индексации. Кстати, в прошлом году россияне от этого только выиграли, так как индексация составила 11,4%, это больше, чем была доходность любого НПФ.

Игорь Чернышев:

– Я вообще считаю большой ошибкой, что мы начали игру по формированию накопительной пенсии. И сегодня многие это уже понимают. Другой вопрос, будет ли у государства политическая воля эту ошибку исправить.

Проблема в том, что за основу своей пенсионной системы мы взяли систему Германии, но не полностью, а частично. У них – система дополнительного пенсионного страхования, так что у людей есть возможность копить на пенсию сверх обязательного минимума. Плюс имеются другие пенсионные фонды… Пенсионная система Германии стоит на трех столпах, и в результате немецкие пенсионеры разъезжают по всему миру в качестве состоятельных туристов.

К сожалению, российская зарплата не способствует формированию помимо обязательного минимума дополнительных пенсионных прав. Поэтому и придумали накопительную пенсию, которая вроде бы должна помочь увеличить размер будущей пенсии. Хотя лучше бы эти 6% тоже сделали бы страховыми. Тогда и подспорье для пенсионной системы было бы, и считать размер пенсии было бы проще и понятней.

Об индексации пенсии работающим и неработающим пенсионерам в 2016 году

Елена Бибикова:

– В конце 2013 года был принят федеральный закон, который предусматривает, что пенсия должна ежегодно индексироваться на уровень инфляции по прошлому году с 1 февраля. А с 1 апреля возможна доиндексация пенсии. Вторая индексация зависит от того, превышает ли рост заработной платы (следовательно, и доходы Пенсионного фонда) инфляцию прошлого года. Все предыдущие годы мы проводили две индексации пенсии в год, так как инфляция была ниже, чем рост доходов.

В этом году разгорелась серьезная дискуссия по поводу индексации пенсии в 2016-м. Параллельно шел спор о том, выплачивать ли пенсию работающим пенсионерам. Понятно, что обе дискуссии взаимосвязаны и возникли из-за ограниченности средств в федеральном бюджете и Пенсионном фонде.

В итоге правительство приняло решение сохранить выплаты пенсии всем работающим пенсионерам. Но индексацию им не производить весь тот период, пока пенсионер работает. Как только он увольняется, индексация пенсии ему восстанавливается. Например, три года он работает и получает пенсию без индексации. Но как только он перестает работать, все эти индексы ему будут суммироваться.

Что касается индексации неработающим пенсионерам, то она пройдет в два этапа. С 1 февраля размер пенсии увеличится у них на 4%. Вопрос о второй индексации пока не решен ни по срокам, ни по размеру. Мы надеемся, что в итоге пенсия будет проиндексирована на уровень инфляции. Но все будет зависеть от социально-экономической ситуации. Проект закона пока находится в стадии рассмотрения.

О пенсионном возрасте

Елена Бибикова:

– Для тех, кто в 2016 году выходит на пению, пенсионный возраст останется прежним. А вот государственные служащие всех уровней – федерального, регионального и муниципального – почти наверняка на пенсию станут выходить позже. Но сделано это будет довольно плавно, с переходными положениями, конкретный возраст пока не называется.

Что касается моего личного мнения, то считаю, что вопрос нужно тщательно изучать и учитывать все факторы. Например, нужно учесть, что нынешний пенсионный возраст был установлен в 1932 году, когда средняя продолжительность жизни была 45 лет. За это время условия жизни и ее продолжительность очень изменились в лучшую сторону. После войны в СССР было 16 млн пенсионеров при 170 млн населения, а сейчас в России уже 42 млн пенсионеров при 144 млн населения.

В Томской области, например, почти 40% пенсионеров работают. А из тех, кто достигает пенсионного возраста, 70–80% остаются работать. А почему? Основной довод – потому что пенсия маленькая. Но на самом деле еще и потому, что в 55 лет женщина не чувствует себя старой, у нее еще достаточно сил и желания работать.

Не надо забывать и о том, что в 1930–1940-х годах граждане СССР начинали трудовую деятельность в 14–15 лет. А сейчас – в 21–23 года. Соответственно, сократился период трудовой деятельности в жизни человека и увеличился период, когда его содержат родители или государство. Наконец, в России и Белоруссии самый низкий пенсионный возраст в мире.

Все это говорит о том, что пенсионный возраст давно пора пересмотреть. Причем не обязательно всем увеличить. Женщины живут в среднем 74 года, а мужчины – 65,3 года. Поэтому для женщин возраст выхода на пенсию можно поднять, а мужчинам – уменьшить, чтобы в итоге он стал одинаковым для всех.

Но, для того чтобы решить этот вопрос, надо провести серьезные научные исследования и установить два момента. Первый – в каком возрасте человек физически останавливается, становится немощным? И второе – сколько лет после этого он должен прожить – 10, 15, 20? На сегодняшний день уже даны соответствующие задания по геронтологии, демографии и социологии.

Но в любом случае нельзя трогать людей предпенсионного возраста, тех, кому до пенсии осталось пять лет. Они должны выйти на пенсию тогда, когда готовились.

Игорь Чернышев:

– Научно обоснованных аргументов для изменения возраста на сегодняшний день нет. Наша задача состоит в том, чтобы вый­ти на такой закон, который успокоил бы население и одновременно дал четкий посыл исполнительной власти к пониманию того, в каком порядке должно происходить изменение пенсионного возраста.

Должно быть четко прописано все: кто принимает решение об изменении возраста, на каком основании, в результате каких процедур, когда это решение вступает в силу по отношению к будущим пенсионерам. А пока вопрос о пенсионном возрасте поднимается очень хаотично: какой-то чиновник или даже бывший чиновник выразил свое мнение, это тут же подхватывают СМИ, и народ начинает волноваться и шуметь.

Дополнительный фактор, который нужно учитывать при решении об изменении пенсионного возраста, – возможности бизнеса, может он или не может обеспечивать при помощи страховых взносов устойчивое и бездефицитное существование пенсионной системы. Пока мы видим, что наша экономика не справляется.

Поэтому мое мнение заключается в том, что нужно менять либо пенсионный возраст, либо пенсионную систему.

Дмитрий Мальцев:

– Коллеги правильно сказали: все разговоры о повышении пенсионного возраста – от бедности. Кто постоянно поднимает этот вопрос? Кудрин и Силуанов. То есть финансовый блок правительства, бывший и нынешний министры финансов. Они твердят, что денег нет, бюджет Пенсионного фонда дефицитный.

А теперь давайте вспомним. Есть доходная часть бюджета ПФ РФ, и есть расходная. Доходная часть – страховые взносы, которые раньше составляли 26% зарплаты, а сейчас 22%. А в расходной части, помимо пенсий, – материнский семейный капитал, переезд граждан из северных районов, все социальные пенсии (по инвалидности и т.д.), которые раньше были у исполнительной власти, ежемесячные денежные выплаты, дополнительное материальное обеспечение…

Еще один момент: каждый год пенсия и социальные выплаты индексируются, расходы фонда растут, а доходная часть остается прежней.

То есть дополнительные обязательства по расходам на нас возлагают, а доходы не добавляют, за исключением прямых дотаций из федерального бюджета. Если отсечь все дополнительные социальные выплаты и оставить только пенсию, то дефицит ПФ РФ составил бы не больше 10%. Так что финансисты на самом деле лукавят, пытаясь облегчить свою задачу хотя бы на некоторое время.

Теперь представим, что женщинам, например, правительство на 10 лет увеличило пенсионный возраст. Казалось бы, это большое подспорье для пенсионной системы и государственного бюджета. Но на самом деле размер пенсии за эти 10 лет увеличится до таких размеров, что, когда женщины начнут выходить на пенсию, никаких денег не хватит! Получается, что какое-то время федеральный бюджет подышит немного свободней, но зато потом войдет в еще больший ступор. И кто от этого выиграет?

Так что сегодня невозможно однозначно сказать о том, надо или не надо повышать пенсионный возраст. Для этого необходимо проанализировать несколько факторов.

Во-первых, конечно, экономическую составляющую. Если бы 22% страхового тарифа хватало бы и бюджет ПФ РФ был профицитным, то о повышении пенсионного возраста никто бы не говорил.

Во-вторых, демографическую ситуацию. В-третьих – здравоохранение. Если бы продолжительность жизни в России была 45 лет, как в 1932 году, то проблем тоже не было бы.
Но при этом нельзя не учитывать реакцию общества на повышение пенсионного возраста. Я почти уверен, что в ближайшее время повышать пенсионный возраст в России никто не будет.

Как рассчитать пенсию

Дмитрий Мальцев:

– В принципе, рассчитать размер своей пенсии можно, для этого существуют специальные формулы. Заходите на сайт Пенсионного фонда, там есть калькулятор, куда можно вписать свои данные и рассчитать примерный размер своей пенсии.

Елена Бибикова:

– Но очень примерный… Более точно это могут сделать только специалисты, потому что система подсчета довольно сложная.

Например, если выходите на пенсию, то у вас имеются три кошелька. Первый – то, что вы заработали до 2002 года по закону, который тогда действовал. В основе лежат трудовой стаж и заработная плата. Но за каждый год работы принимались коэффициенты осовременивания, их вы не сможете рассчитать самостоятельно. Второй кошелек – это страховые взносы с 2002 по 2014 год включительно. Здесь вы тоже сами не рассчитаете. И третий кошелек – это баллы, которые начисляются с 2015 года.

Дмитрий Мальцев:

– Да, причина сложности расчетов именно в том, что в пенсионной системе происходили изменения. Например, для того чтобы претендовать на страховую пенсию, до прошлого года достаточно было легально проработать и платить страховые взносы всего пять лет. Сейчас каждый год трудовой стаж увеличивается, и к 2025 году, для того чтобы получать страховую пенсию, нужно будет иметь официальный трудовой стаж 15 лет. Те, кто этот стаж не выработает, будут претендовать только на социальную пенсию, которая назначается на пять лет позже.

Я свои данные в калькулятор вносил. Получилось, что если бы я вышел на пенсию прямо сейчас, то получал бы примерно 14,5 тыс. рублей. Дело в том, что работники Пенсионного фонда не имеют статус госслужащих, поэтому мне повышенная пенсия пока не грозит. Впрочем, до пенсии мне еще 13 лет, поэтому надеюсь, что успею за это время заработать пенсию побольше, чем сейчас.

О заоблачных пенсиях чиновников

Елена Бибикова:

– Такое мнение действительно есть, но оно далеко от истины. 78% федеральных госслужащих вообще не получают никаких доплат, потому что страховая пенсия по старости выше, чем расчетная величина пенсии по выслуге лет у чиновников. «Народный фронт» этой темой занимался и даже выявил несколько руководителей регионов, которые получают очень высокую доплату. Но это редкость, основная масса чиновников никаких больших выплат не имеет.

Дмитрий Мальцев:

– В администрации Октябрьского района работала женщина, которая имеет большой стаж муниципальной службы, в этом году ушла на пенсию, и доплата составляет у нее 4?300 рублей.

О досрочных пенсионерах

Дмитрий Мальцев:

– Есть два основных списка льготных профессий. В первый из них входят шахтеры, работники с вредными условиями труда, во второй – работники с тяжелыми условиями труда. К этим спискам вопросов нет. Во-первых, люди быстрее подрывают там свое здоровье, не говоря о риске для жизни. А во?вторых, предприятия, где есть такие вредные производства, платят в Пенсионный фонд повышенный тариф страховых взносов.

Существует другая категория льготников – учителя, врачи, силовики. И вот тут вопросы действительно есть. Получается, что учитель, например, в 22–23 года окончил вуз, пошел работать в школу, а через 25 лет, то есть в 47–48, уже становится пенсио­нером по старости. Нельзя не согласиться, что труд учителя особенный и незаменимый. Но до недавнего времени у педагогических и медицинских работников была очень маленькая зарплата, поэтому и было принято решение предоставлять льготу за досрочный выход на пенсию. С учетом повышения материального обеспечения работников данных профессий, возможно, эта категория и будет потенциальным резервом пенсионной системы. Радует то, что в настоящее время уже не так много открытых вакансий в этой сфере.

Например, в Томске только за последнее время было построено десять детских садов. И знаете, сколько у нас сейчас вакантных мест воспитателей? Всего 12!

Игорь Чернышев:

– Тут я могу поспорить. 12 вакансий воспитателей – не так уж и мало. Это же целый детский сад без воспитателей! А как эти вакансии закрываются? У нас коэффициент совмещения сегодня больше полутора. Это значит, что один человек работает больше чем на полторы ставки.

Мне в школах, больницах и детских садах Томской области говорят одно и то же: мы все решим, любые задачи выполним, только дайте нам врачей, учителей, воспитателей! Если уберем льготную пенсию, то коэффициент совмещения там будет два или больше. Так что вопрос о сокращении списка пенсионных льготников не так прост, как кажется на первый взгляд.
Впрочем, простых вопросов в социальной сфере вообще нет…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =