Перемена должна быть не большой, а кардинальной

Вера Долженкова, главный редактор газеты «Томские новости», председатель Томского союза журналистов, член Общественной палаты Томской области

На прошлой неделе рано утром 19 мая я повязала на груди пионерский галстук. Мой. Из прошлой жизни – слегка застиранный и с немного сожженным краешком. 48 лет этот атрибут лежит в коробке с другими важными для меня артефактами. Звездочкой октябренка, комсомольским и партийным билетами, автографами Риммы Казаковой и Игоря Губермана, «поплавком» об окончании ТГУ… Это всё страницы и эпизоды моей жизни, и я ни за что от них не откажусь.
Целый день встречающиеся люди бурно и очень доброжелательно реагировали на взрослую тетку в пионерском галстуке, и каждый вспоминал свою страну пионерию. У меня знаковых историй из той страны очень много. И все с глубокими подтекстами, которые ярко демонстрируют суть и философию пионерского движения. Шестой класс. В нашем забытом богом поселке лесозаготовителей на краю света ни макулатуру, ни металлолом никто никогда не собирал – если мы и знали о подобных пионерских акциях, то из «Пионерской правды» и радиопередачи «Пионерская зорька». Зато каждую весну все как один мы выходили в лес собирать суперполезные в медицине березовые почки. По уши в мокром снегу, довольные, мы наперегонки «обносили» березу за березой. Набрать больше всех почки было не только почетно, но и заманчиво. Отряд-победитель всегда выезжал на «Большую землю». В тот год отличились мы – пионерский отряд имени Зои Космодемьянской. Собрали 10-литровое (!) ведро ценнейшего сырья для лечения всевозможных воспалений, ран, простуд. Грамоты, аплодисменты на построении пионерской дружины и на всю ораву билеты в город-герой Севастополь. На целых 10 дней! Отгладив пионерские галстуки и позволив мамам зашить деньги на поездку в трусишки, мы оккупировали почти весь вагон поезда и помчались навстречу неизведанному. Это было волшебное время открытий, знакомств, невероятных историй. А учитывая, что все мы впервые вырвались из маленького мирка – эмоции захлестывали, даже несмотря на то, что, слопав за один присест большое ведро желтой черешни (кто ее мыть будет?), пятеро из отряда загремели в инфекционное отделение…
Каждое утро мы поднимали на флагштоке знамя своего отряда – жили в одном из городских интернатов. И каждый день наша вожатая говорила: «Вы – пионеры! И должны вести себя достойно, чтобы севастопольцы видели в пионерах с Севера порядочных людей».
Потрясений в той поездке было много – и мемориальный комплекс Сапун-гора с ошеломительной диарамой, посвященной Великой Отечественной войне, и Малахов курган с двумя десятками памятников героям Крымской войны 1854 года, и знакомство с нахимовцами на настоящем балу, и, конечно же, море! Так что пионерия в то лето расширила мои границы познания мира до невероятных масштабов.
А дружба? Дружба народов… С четвертого класса мы крепко дружили со сверстниками из Белоруссии, из города Гомеля. Так крепко, что, если в течение месяца не получали письма, искренне волновались. Мы даже посылками обменивались: высылали им варенье из морошки, кедровые шишки, свои рисунки и стихи. Они нам – сухофрукты (компота хватало на весь отряд), свистульки из орешины. А однажды, накануне фестиваля народного творчества, мы получили от друзей несколько национальных костюмов и, исполнив популярную песню известных «Песняров» «Косив Ясь конюшину, поглядав на дивчину…», безоговорочно заняли первое место. Наши сверстники так же искренне дружили с пионерами из Узбекистана, Молдавии, Латвии… И это давало чувство единения, чувство сопричастности к происходящему в огромной стране.
Я очень внимательно прочла проект закона «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена» и считаю его своевременным, актуальным, но требующим серьезнейшей доработки. Не в обиду его инициаторам скажу – явный крен в сторону духовности, культурного воспитания и профориентации (о патриотизме, об отношении к Родине, о понятиях государственности вообще ни слова) превращает формат задуманного в ограниченную во всех смыслах акцию. То же самое скажу о предлагаемом названии движения. «Большая перемена» – это отличное название для масштабной кампании, решающей узкую, пусть и серьезную проблему, но никак не для движения подростков и молодежи такой могущественной страны, как Россия. Предлагаю, взяв из прошлого самое рациональное, эффективное, интересное, думать вместе о формуле, по которой и предложим жить нашим детям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − три =