Александр Сайбединов, директор Губернаторского Светленского лицея, народный учитель Российской Федерации
В день 100-летия создания Всесоюзной пионерской организации в Госдуму внесен законопроект о всероссийском движении детей и молодежи.
Новое движение призвано содействовать проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, формированию у них мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей и чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества.
К ренессансу в образовании я отношусь с большим почтением. Возрождение пионерской организации или любой другой аналогичной детской организации, в сущности, назрело давно и лежит на поверхности. Только исторически этот процесс должен был проходить наоборот. Это не президент Владимир Путин должен был увидеть, поддержать, инициировать новое движение, а сама система образования должна была прорасти и пропитаться идеей обновления в детском движении. Единственное опасение – чтобы оно не переросло в кампанейщину, систему бравых отчетов взрослых о том, что, к примеру, план вовлечения детей в нашем округе или районе выполнен на 150%. Но я уверен, так не будет.
Дети действительно нуждаются в самоорганизации. Прежде было такое сквозное понимание взросления – октябренок, пионер, комсомолец. Им была пронизана вся система образования. Ребенок гордился тем, что его приняли в пионеры, это было для него событием, он стремился завоевать право подняться на следующую ступень и быть принятым в комсомол. Что же в этом плохого? Поэтому актуальность создания детского и молодежного движения очевидна.
Другое дело, что время сейчас совсем другое. И копировать, делать клише с прошлого не получится. Система образования должна осознать, что речь идет о деле государственной важности, и ей предстоит осмыслить, что надо сделать, чтобы новое движение гармонично вписалось в процесс воспитания. У нас образование и воспитание идут какими-то параллельными путями. А воспитание должно пронизывать образование, ложиться в его содержание, создавая нечто единое – быть порядочным, честным, патриотом своей Родины. На мой взгляд, это должны быть не разные программы, а единая, целостная программа воспитания гармоничной личности. Это было востребовано всегда, но в наше время – особенно. И очень важно, что об этом заговорили на высоком государственном уровне.
Можно услышать опасения, что как бы новое движение не оказалось заидеологизированным и политизированным. Но разве любовь к Родине, патриотизм – это политизация? В культуре любого народа уважительное отношение к старшим, воспитание доброты, принятие исторического наследия являются основополагающими ценностями, нормой поведения. Другое дело, сами понятия «пионерия», «пионерское движение» стоит наполнить обновленным смыслом. Это иной уровень понимания всего воспитательного процесса. И оно должно быть встроено, вплетено в систему образования. Образование и воспитание – как единый процесс.
Все это укладывается в принципы эмоционального образования. Для современной цивилизации крайне важны качества человека, а не просто качество знаний. Это базовый принцип обучения. Мы много говорим об увеличении знаний, но знания не решают проблемы воспитания человека.