Наполнить детское движение новым смыслом

Александр Сайбединов, директор Губернаторского Светленского лицея, народный учитель Российской Федерации

В день 100-летия создания Всесоюзной пионерской организации в Госдуму внесен законопроект о всероссийском движении детей и молодежи.
Новое движение призвано содействовать проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, формированию у них мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей и чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества.
К ренессансу в образовании я отношусь с большим почтением. Возрождение пионерской организации или любой другой аналогичной детской организации, в сущности, назрело давно и лежит на поверхности. Только исторически этот процесс должен был проходить наоборот. Это не президент Владимир Путин должен был увидеть, поддержать, инициировать новое движение, а сама система образования должна была прорасти и пропитаться идеей обновления в детском движении. Единственное опасение – чтобы оно не переросло в кампанейщину, систему бравых отчетов взрослых о том, что, к примеру, план вовлечения детей в нашем округе или районе выполнен на 150%. Но я уверен, так не будет.
Дети действительно нуждаются в самоорганизации. Прежде было такое сквозное понимание взросления – октябренок, пионер, комсомолец. Им была пронизана вся система образования. Ребенок гордился тем, что его приняли в пионеры, это было для него событием, он стремился завоевать право подняться на следующую ступень и быть принятым в комсомол. Что же в этом плохого? Поэтому актуальность создания детского и молодежного движения очевидна.
Другое дело, что время сейчас совсем другое. И копировать, делать клише с прошлого не получится. Система образования должна осознать, что речь идет о деле государственной важности, и ей предстоит осмыслить, что надо сделать, чтобы новое движение гармонично вписалось в процесс воспитания. У нас образование и воспитание идут какими-то параллельными путями. А воспитание должно пронизывать образование, ложиться в его содержание, создавая нечто единое – быть порядочным, честным, патриотом своей Родины. На мой взгляд, это должны быть не разные программы, а единая, целостная программа воспитания гармоничной личности. Это было востребовано всегда, но в наше время – особенно. И очень важно, что об этом заговорили на высоком государственном уровне.
Можно услышать опасения, что как бы новое движение не оказалось заидеологизированным и политизированным. Но разве любовь к Родине, патриотизм – это политизация? В культуре любого народа уважительное отношение к старшим, воспитание доброты, принятие исторического наследия являются основополагающими ценностями, нормой поведения. Другое дело, сами понятия «пионерия», «пионерское движение» стоит наполнить обновленным смыслом. Это иной уровень понимания всего воспитательного процесса. И оно должно быть встроено, вплетено в систему образования. Образование и воспитание – как единый процесс.
Все это укладывается в принципы эмоционального образования. Для современной цивилизации крайне важны качества человека, а не просто качество знаний. Это базовый принцип обучения. Мы много говорим об увеличении знаний, но знания не решают проблемы воспитания человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 1 =