По морям, по волнам

И годы летят незаметно

В декабре года ушедшего и в начале января года наступившего у сибирского экипажа, совершающего кругосветное путешествие (оно началось 1 июля 2021 года) «По пути русских кругосветных мореплавателей», случилось много интересных событий.

Садись, пять за вопрос!

Международный образовательный проект «Уроки из океана», реализуемый Томским отделением Русского географического общества, дал в декабре прошлого года старт программе фестиваля РГО «Открываем Россию заново. Всей семьёй!». В этот раз темой открытого урока стал Атлантический океан. Участники кругосветной экспедиции томич Евгений Ковалевский и новосибирец Станислав Берёзкин вышли на связь из африканского островного государства Кабо-Верде, где готовили свой тримаран к пересечению Атлантики. К прямой трансляции в Zoom и на YouТube присоединились около 500 школьников.

Прямое включение из Атлантики происходило на площадке ТГУ. «Учителем географии» выступила исполнительный директор Томского отделения РГО, кандидат географических наук Юлия Калюжная. Она рассказала школьникам об Атлантическом океане, об истории его освоения до и после эпохи Великих географических открытий. С помощью мультимедийных технологий учащиеся увидели самые загадочные места второго по величине и глубине океана планеты.

На этот раз к уроку проявили интерес не только школьники, но и воспитанники 11 детских садов Томска. Дошколят заинтересовали морские животные, которых встречают путешественники, и особенно киты.

– Не так часто удаётся видеть китов, гораздо чаще дельфинов – почти каждую ночь. Обычно больше всего на вахте везёт Станиславу. Кита мы видели один раз, иногда проходят касатки, очень редко видны плавники акул, но их на самом деле много, – признался детям наш земляк Евгений Ковалевский.

Ребят очень интересовали вопросы быта мореплавателей, экологического состояния Атлантического океана и морского трафика.

Базой проекта «Уроки из Океана» стала томская общеобразовательная школа «Интеграция». К ней в качестве активных площадок присоединились школы Александровского района, школа «Эврика-развитие», лицей «Ломоносов», другие образовательные учреждения.

В очередном «Уроке из океана» участвовал губернатор Томской области Владимир Мазур, не скрывающий к происходящему огромного интереса.

Какой сибиряк ледяной воды испугается?

А уже несколько дней спустя руководитель экспедиции Евгений Ковалевский стал бегуном, выйдя на традиционный для австралийского города Дарвина паркран-забег на 5 км, проходящий здесь несколько раз в год.

– Меня на это сподвиг русский учёный Никита Сафонов, который бегает постоянно уже два года. С нами также бежал студент Никита, приехавший недавно из города Сумы. Меня все происходящее восхитило. Собралось несколько сот человек. Набережная океана. Деревья. Зелень. Асфальтовая беговая дорожка. Старт одновременный. Все бегут как кто может. Весь забег порядка получаса. Затем развлечение! Стоит несколько бочек с ледяной водой. Туда можно сесть и посидеть. Температура в бочках от плюс одного до плюс 12. Бегуны сидят на время, сколько выдержишь. Я прибежал на финиш пятьдесят первым. Сразу залез в ледяную бочку. Так громко верещал от восторга, что местное телевидение решило это поснимать. Мне очень понравился забег и его идея – объединение людей на троне здоровья. Все люди братья и сестры. Так и надо жить. Есть бонусы. За каждые 25 раз участия получаешь футболку. Я видел на людях футболки с цифрами 100 и 250. Да здравствует здоровый образ жизни и дружба народов!

Бедненько, но доброжелательно

…Впечатления от Восточного Тимора позитивные. Местные жители тёмного цвета, аборигены чёрные, все доброжелательные и улыбчивые.

В дневнике наших путешественников такая запись: «Мы побывали в бедных районах – лачуги, трущобы. Огромная статуя Христа Кришту Рэй. Христос стоит на глобусе и обнимает весь мир. Высота его 27 метров – по количеству штатов Индонезии, включая Восточный Тимор. До 2002 года Восточный Тимор входил в состав Индонезии, а затем обрёл независимость. До этого страна была 500 лет под Португалией. Мусорно, жарко, бедно. Колониальных зданий почти нет. Крокодилов тоже нет. И туристов практически нет. Люди не образованы, живут простой жизнью, но не попрошайничают. Знакомство с восточным Тимором расширило знания гуманитарной географии. До свидания Тимор. Russian Ocean Way приветствует тебя!»

Обед авантюристов

И снова странички дневника… «Дорога на Джакарту. Впереди 600 миль – шесть-семь дней пути. Сразу накрывает жара и сухогрузы. Танкеров и контейнеровозов много. Ещё больше рыбаков с баркасами и сетями. Днём с ними ещё можно «бороться». К вечеру спокойный доселе океан разволновался. Сильная килевая качка. Стас обращает внимание на индонезийский берег слева:

– Проходим Бали.

Видно, как в тумане в небо уходит вершина вулкана. Бали – это круто, там несколько вулканов и как минимум один из них действует. Люблю действующие вулканы. Это проявление активности магмы. Процессы её жизнедеятельности существуют миллиарды лет. Магма, также как и Океан, великое явление природы. И магма, и Океан – ключевые участники процесса мироздания. Какова же роль Человека в этом удивительном творчестве? Наверное, ничтожна. Ведь человечество существует миллион лет, а жизнь планеты Земля исчисляется миллиардами. Впереди по курсу нашего парусника замечаю плот с шестами и флажками. Судя по всему, плот стоит на якоре, хотя глубина здесь полтора километра. Рыбаки ловят рыбу. Слева бело-серые облака раскинули на закате свои рукава-крылья. Парят в небе, прикрывая заход солнца. Солнце прячется, бледнеет, плавно исчезает в сумраке дня. Его уход и формирует этот сумрак. Восхитительное зрелище. Как будто ледяной Феникс встал на защиту солнца от посягательств кого-то, кто хочет омрачить закат и нарушить закон природы. И хотя законы эти неумолимы, непостижимы и неостановимы, у них тоже есть враги. Силы врагов ничтожны в сравнении с мощью и величием природы. Солнце исчезает, серо-белые облака на западе встают плотной стеной, закрывая солнце от посторонних глаз. Наступает тьма.

Едим супчик из чего-то типа лапши с добавками «для авантюристов» – на пакете так и написано – for adventurers. Замечаем, что на плоту с сетью, что прямо по курсу, загорается свет – сработал фотоэлемент. О! Да этих плотов множество! Они везде, вокруг, повсеместно. Нас обложили. Ночная вахта становится кошмаром. Плоты с сетями атакуют нас десятками, вокруг снуют рыбацкие баркасы. Только успеваем уворачиваться, то от сетей, то от баркасов, то от сухогрузов.

Чем пахнет океан?

4 января 2024 00:00 часов. Заступаю на вахту. В глубокой ночи замечаю гигантский огонь.

– Наверное на платформе в океане горит газ, – думаю вслух. – Да это же луна!

Огромное оранжевое чудо семафором пробивает тьму. Правда до нас свет семафора не доходит, растворяется на полпути в зловещем океане. Зловещем, потому что зловещей и таинственной воспринимается чернота Океана. Зарево луны освещает близ висящие облака. На большее сил у ночного светила не хватает. Вдруг одинокий широкий розово-оранжевый лунный луч пробивает темноту и устремляется к одинокому паруснику, несущемуся по невидимым в ночи волнам. Становится веселее. Мы не одни. Нас обнимают ночь и луна. К палубе склоняются звёзды.

– Здравствуйте, звёзды, я здесь, я с вами!

Мягкой подушкой стелется волнующийся Океан. Восхитительно! Луна поднимается выше. Вот уже робкий лучик, едва пробивающий темноту и кончиком касающийся парусника, наполняется могуществом и уверенностью. Лунный прожектор пронизывает парусник и устремляется вдаль, к острову Бали. Он хочет туда. Ведь там его брат вулкан. В лицо дует тёплый ветер, несёт запах рыбы. Запах томный, зовущий, удивительный. Это запах Океана. Справа во тьме замечаю мигающий фонарь.

– Конечно, это рыбацкий плот с сетью, – говорю про себя. – Нет, это не плот!

Фонарь перестает мигать, начинает гореть ровным зелёным светом. Вспыхивает прожектор. Корабль! Мгновенно организм захлестывает волна напряжения. Резко бросаю штурвал влево, избегая столкновения. Как всегда, всё удачно, корабль уходит за корму, напряжение спадает.

Одни. Но совсем не одни…

…Ближе в двум часам ночи нас плотным кольцом обкладывают рыбаки. Вокруг формируется плотная стена рыбацких лодок, плотов, сетей и прочих «вредителей» кругосветной экспедиции.

Все четыре часа ночной вахты зорко слежу на 360° вокруг во избежание катастрофы. Вдруг замечаю справа по борту гигантское созвездие. Большая Медведица! Седьмой градус Южной широты, а главное созвездие Северного полушария видно в Южном полушарии. Во всей красе! А прямо над мачтой огромный Южный крест – ключевое созвездие Юга. Большая Медведица и Южный крест объединяют Север и Юг планеты Земля, Северный и Южный полюса, Антарктиду и Арктику. Они обнимают земную ось своей энергией и предназначением, доверенным им Вселенной и Создателем.

…Идем в проливе между островами. Парусник сбивают с курса водовороты. Слева совсем близко проплывает большая черепаха. Змеиная голова приподнялась над водой, моргнула в нашу сторону и исчезла под водой. На воде на разных плавающих предметах сидят птицы. Они взлетают, когда мы проходим мимо, взмахивают крылами, летят по кругу низко над водой, почти касаясь перьями рыб, которые так и выскакивают из воды прямо в хищные клювы. Вот нас догоняет дружная стая дельфинов. Ух! Они танцуют, гарцуют, ныряют, прыгают, заигрывает с нами. Нам весело. Мы и природа – братья! Мы – одно целое! Мы – едины! Жара нещадная, агрессивная, палящая и разящая. С наступлением темноты становится понятно, что рыбаков не просто много. Их тьма! Остаётся молиться, чтобы не намотать верёвки на винт, как уже было в Арафурском море. Днём видны флажки, которыми увенчаны сети. Очередная веселая ночь – не сомкни глаз. Дискомфорт усиливает дождь. Молнии. Гром. Рыбаки кружатся вокруг как летающие тарелки. Этакие океанские НЛО. «Пришельцы» следят за нами и периодически бросают нам вызов. То один, то другой рыбак, вдруг плюхается к нам в борт. Мы едва успеваем увернуться от столкновения. Некоторые сухогрузы проходят близко, в 50 метрах. Волнительно. Включаем носовой прожектор в надежде, что нас лучше видно. Ноль эффекта. Один сухогруз проходит в 30 метрах, залив нас волной. Счастье сдать ночную вахту и к Морфею под бочок.

Край затонувших кораблей

5 января 2024 08:00 часов. Заступаю на вахту. Пасмурно. Жарко. Туманно. Спокойно. Продолжаем идти вдоль берегов Индонезии. С юга на север прямо по курсу не менее шести затонувших кораблей. В лоции сказано, что эта территория представляет особую опасность для навигации. Необходима предельная осторожность. Соблюдаем. Маневрируем между точками, указанными на карте, как точки затопления кораблей. Пространство вокруг парусника стального цвета – стальная вода, стальное небо, стальное солнце.

Днём традиционно делаю салат – три огурца, десять маленьких помидорок, три зубка чеснока, соль, масло. Вокруг – огромное количество мусора, органического и неорганического. Видимо во время грозы его снесло с берегов в океан. Туда-сюда гуляют танкеры «под ручку» с сухогрузами и контейнеровозами. Вечерняя дымка уравновешивает жар солнца. Небо в перистых облаках. Океан гладок и волнителен. Восхитителен и величественен. Слева буксир тянет гигантскую баржу, наполненную товаром. Что там? Золото? Пряности? А не вспомнить ли нам английского пирата Френсиса Дрейка! А чего ж не вспомнить – на абордаж! А то нам не хватает немного на солярку. Впереди два флажка с сетями. Резко беру вправо, обхожу. Перед носом рыбацкий баркас режет нам курс. Уклоняюсь от столкновения. Да, тут не до баржи с золотом и пряностями. Напряженная вахта. Впереди напряженная ночь.

Мы – экзотика

…Продолжаем ежедневно вести замеры радиации. Это совместные исследования по заданию Томского отделения Российского атомного информационного центра. В целом, как всегда, радиация на уровне фона.

Продолжаем противоборство с рыбаками и сетями. Это уже входит в привычку. Некоторые оборзевшие рыбаки не смотрят вокруг совсем и могут столкнуться с нами. Доверять их вниманию нельзя.

6 января. Пережили очередную веселую ночь. Шли с прожектором. Едва успевали избегать столкновения с сетями. Их становится видно в свете прожектора метров за 30. На принятие решения пять секунд. Обязательно надо в этот момент смотреть вперёд. Увидеть. Отвернуть нос парусника в сторону. Четыре часа предельного внимания – тяжело. Спим как убитые после вахт. Днём решаем зайти в небольшой городок Рембанг. Солярка, которую мы закупили на острове Ломбок, оказалась плохого качества. Надо купить новую. Великое множество рыбаков… Бросаем якорь в заливе. На берегу огромное рыбное хозяйство. Не менее трёхсот рыбацких баркасов стоят на якорях и у причалов. Все лодки с любовью и с художественным вкусом раскрашены. Рыбаки с баркасов выгружают рыбу. Тут же разместились цеха, где рыбу загружают в ящики и бочки со льдом. Где-то рыбу разделывают, где-то продают или пакуют как есть. Повсеместно баркасы, рыба, рыбаки, рыбные работники, канаты, вонь. Находим заправку. О! Цена 6 800 рупий за литр. А в Ломбок покупали по 20 000 рупий за литр! Веселый заправщик курит. Показываю знаками, что ты сейчас взорвешься вместе с нами. Индонезийцы вокруг смеются и повторяют за мной руками, типа будет взрыв и пыхтят как я, изображая взрыв! По-английски никто не говорит. Женщины мусульманки весело смеются, охотно фотографируются. Проблем никаких нет в отличие от Арабских Эмиратов. Мы привлекаем всеобщее внимание. На нас смотрят как на пришельцев. Иностранцев здесь не бывает. Видим велорикшу. Просим знаками помочь довезти канистры. Рикша охотно грузит четыре канистры. Катим с ним вручную 300 метров повозку. Даем один доллар. Рикша безмерно рад. Другой индонезиец помогает спустить канистры в лодку. Даем доллар в благодарность. Помощник не рад, хочет больше. Покидаем рыбный город и рыбный мир. Выходим в море. Минуем тысячу и одну сеть. До темноты успеваем выйти из залива.

Россия будет недовольна…

Ночная вахта оказалась холодной. Всю ночь гроза, проливной дождь, гром и молнии. Я несу ночные вахты во флисовом костюме плюс штормовой костюм. Промокаю насквозь. Рыбаков и сетей меньше. Сухогрузы менее активны. Это плюс. Смотреть нужно непрерывно, дабы не пропустить редкий шанс столкнуться с рыбаком или сухогрузами и не намотать на винт сеть. Это минус. Опять всё вокруг стальное. Сети закончились, но рыбацких баркасов только в прямой видимости 12 штук, и в непрямой – ещё штук 50. Темнеет. Слева впереди крошечный остров Мандайла. До Джакарты остаётся 265 миль. Прокладываю курс вокруг военной зоны. Она длиной миль 150 вдоль индонезийского берега. Десять лет назад мы шли здесь на надувном катамаране. Надвигался циклон. Вокруг зоны идти было пять дней, через зону – два. Я пошел в местное отделение ВМФ Индонезии и просил разрешить пройти через зону, чтобы не попасть в циклон. Главный аргумент – в случае нашей гибели правительство России будет недовольно. Убедил. Разрешили. Сейчас идем вокруг. Времена не те.

Стальной мир

7 января 2024. Просыпаюсь от того, что в лицо летят брызги. Идет ливень. Дождь попадает внутрь кают-компании. Собираюсь на вахту. Час ночи. Справа приближается корабль. Ближе и ближе. Выжидаю. Тренирую нервы. Побеждаю. Корабль уходит за корму. Впереди и справа огни рыбацких баркасов. Рассвет.

Как и вчера, Океан, небо, солнце, воздух отображают сталь. Будто мы прибыли в царство стали и пытаемся понять – что мы? где мы? почему сталь?

– Это циклон, – говорит Стас, – погода циклоническая, но к счастью, он не сильный.

А мне удивительно комфортно в этом царстве. По стальной поверхности Океана плавно скользит стальной парусник. На паруснике живут стальные люди. За кормой добрую улыбку источает стальное солнце. Нас окутывает и убаюкивает стальное пространство. И ни-ко-го!

8 января 2024. Рассвет пасмурен и дождлив. Стас пьет чай с бобами. Я пью кофе, заступаю на вахту. До Джакарты менее 100 миль. Идем по границе военной зоны. Надо быть готовыми к неожиданностям. ВМФ Индонезии может чудить. 10 утра. Все небо вокруг в чёрных тучах. На их фоне справа нас догоняет чёрный сухогруз. Впереди навстречу идет чёрный грозовой фронт. Чёрные силы нас окружают. Но мы идём и идём. Нас трудно остановить. Чёрным силам для этого надо очень постараться. С запада идут грозовые фронты. К моей очередной вахте 16.00 приняли на грудь три шквала. Ветер встречный. Скорость 2.5-3 узла. Слева нефтяные терминалы. Их много. Видимо из-за них эта зона и контролируется военными. Вдоль её зоны постоянно ходят два рыбацких баркаса.

– Думаю, это рыбаки в погонах, – улыбается Стас.

– Точно, – соглашаюсь я.

Десять лет назад, когда мы шли через эту зону, к нам раз пять подходили сторожевые катера, интересуясь кто мы и что здесь делаем. Контейнеровозы, танкеры, сухогрузы ходят туда-сюда одинокими стаями. Маленький буксир тянет на канате гигантскую баржу с чёрным золотом. Слева с кормы нас обгоняет контейнеровоз. Весело проходят будни кругосветных путешественников. Мы в компании серьезных дел. А до Джакарты остаётся вечер да ночь. Солнце уходит в океан. Всё окрашивается в лиловый цвет. Красота невероятная!

…Стас рассказывает, что ночью был шквал. Во время шквала парусник находился между Карго, идущим справа, и буксиром, тянущим на канале баржу. Чтобы уклониться от столкновения, пришлось выписывать немыслимые зигзаги. Выполнение фигур осложняли сети, к счастью, подсвеченные фонариками. Слева совсем рядом светится как новогодняя ёлка нефтяная платформа. Вдали огни Джакарты. А вокруг полная темнота, даже звёзд нет.

9 января 2024 года ранним утром заходим в Джакарту, столицу Индонезии. Переход Лобок – Джакарта завершен. Но продолжение, конечно же, следует…

Автор: Анна Серебрякова
Фото из архивов экспедиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =