Подробности уголовного дела в отношении руководящих лиц СХК

Второе уголовное дело возбуждено в отношении руководящих лиц СХК и исполнительного директора МТО ОАО «ТВЭЛ». Статья та же, что и по первому делу, информация о котором буквально взорвала Томск 22 июня, – п. «а» ч. 4 ст. 204 УК РФ – коммерческий подкуп, совершенный группой лиц по предварительному сговору. И возможно, что это второе дело будет не последним. Сейчас оперативные службы отрабатывают другие контракты на поставку угля, заключенные с крупнейшим в регионе потребителем (СХК ежемесячно сжигает по 140 тыс. тонн). Их у комбината в 2012 году четыре.

Два месяца, до 24 августа, трое обвиняемых – генеральный директор СХК Владимир Короткевич, его заместитель по экономике и финансам Юрий Кунгуров, директор дирекции материально-технического обеспечения топливной компании «ТВЭЛ» Тимур Букейханов – проведут в СИЗО. В отношении подозреваемого – заместителя гендиректора СХК по снабжению Леонида Романенко – избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

По информации следствия, каждый месяц с февраля по май гендиректор МЦТТ Михаил Прец передавал через заместителя гендиректора СХК по снабжению Леонида Романенко в среднем 1–1,5 млн рублей. А за финальную по договору поставку директор МЦТТ передал 2 770 тыс. рублей, так как размер недопоставки угля с 35 тыс. тонн возрос до более 50 тыс. тонн

Шок

Новость о задержании первых руководителей СХК, крупнейшего предприятия области, буквально взорвала Томск 22 июня. Официальная информация Следственного комитета по ТО гласила, что в отношении руководящих лиц СХК и исполнительного директора МТО ОАО «ТВЭЛ» расследуется уголовное дело, возбужденное по п. «а» ч. 4 ст. 204 УК РФ – коммерческий подкуп, совершенный группой лиц по предварительному сговору.

По предварительным данным следствия, гендиректор СХК Владимир Короткевич, его заместитель по снабжению Леонид Романенко и заместитель по экономике Юрий Кунгуров, а также представитель «ТВЭЛ» Тимур Букейханов договорились с ООО «Международный центр технологий и торговли» (МЦТТ) в лице его гендиректора (Владимир Прец. – Ред.) о поставке угля для нужд СХК за соответствующее ежемесячное денежное вознаграждение. В рамках этой договоренности по итогам конкурса между СХК и МЦТТ был заключен договор на 557,2 млн рублей. И, по данным следствия, за четыре месяца (срок действия контракта) гендиректор ООО «МЦТТ» ежемесячно передавал оговоренные суммы для вышеперечисленных лиц через заместителя гендиректора СХК по снабжению. Всего же – 6 790 тыс. рублей.

В мае заместитель по снабжению вылетал в Москву, где передал исполнительному директору дирекции МТО ОАО «ТВЭЛ» 2 770 тыс. рублей. (По неофициальной информации, из почти 7 млн рублей топ-менеджер «ТВЭЛ» получил 50%, а вторую половину три руководителя СХК поровну разделили между собой.)

…По информации «ТН», днем 22 июня Леонид Романенко встретился с гендиректором МЦТТ, вернулся на СХК с наличными деньгами, которые вскоре в кабинете Владимира Короткевича и разделили – у каждого был свой конвертик. Тут же произошло задержание. Время начала операции видно на часах одного из задержанных на «обнародованной» оперативной съемке – 14.05.

Версия

В том, что на конкурсе в этом году один из четырех лотов выиграл МЦТТ, нет ничего противозаконного.

Оперативники ФСБ, по имеющейся информации, потянули за другую ниточку: невыполнение обязательств по контракту в 2011 году. В рамках предыдущего договора СХК и МЦТТ на комбинате были зафиксированы недопоставки угля (вместо положенных 35 тыс. тонн приходило на 2–4 тыс. тонн меньше) и факты задержки поставок топлива. А претензии по качеству угля подтверждены актами сотрудников лаборатории СХК, по этому поводу специалисты подразделения комбината не раз писали докладные записки на имя главы предприятия.

Для любого руководителя такие факты являются прямым основанием для расторжения договора с поставщиком. И уж, конечно, аргументом для того, чтобы не заключать новый контракт. Этого не произошло.

По данным оперативников, каждый месяц как бы за терпение и отсутствие претензий, согласно достигнутым ранее договоренностям, заместитель Владимира Короткевича по снабжению (по данным сайта СХК – Леонид Романенко) встречался с владельцем и гендиректором МЦТТ Владимиром Прецем, и последний передавал ему деньги от 1 до 1,5 млн рублей. Сумма, как можно предположить, варьировалась в зависимости от объемов недопоставки угля.

Деньги

В ходе обыска дома у Владимира Короткевича изъято 82 млн рублей и 3 кг золота (слитки). У каждого из заместителей – не более 500 тыс. рублей. Сейчас следствие занимается сбором информации о банковских счетах и имуществе фигурантов уголовного дела.

Владимир Короткевич распространил через родных 27 июня открытое письмо, в котором постарался объяснить наличие у него такой немалой суммы. «В заявлении (Следственного комитета. – Ред.) не сделано оговорки (упоминания), что только за 2,5 года (начиная с 2010-го. – Ред.) мною на СХК получено в качестве зарплаты по контракту и денежных бонусов за успешные итоги работы вверенного мне предприятия на сумму свыше 44 млн рублей, что я и декларировал по итогам 2010, 2011 года».

По информации «ТН», ежемесячная зарплата гендиректора СХК составляет около 400 тыс. рублей, ежегодный бонус (премия в конце года) является фиксированной суммой более 7 млн рублей. Зарплата заместителей гендиректора почти в два раза скромнее, а бонус ниже на несколько порядков.

Позиции

Из четырех фигурантов трое по решению суда арестованы, а заместителю гендиректора СХК по снабжению Леониду Романенко избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Судя по всему, можно предположить, что Романенко пошел на сотрудничество со следствием. Известно, что следствие сейчас активно работает с топ-менеджером МТО ОАО «ТВЭЛ» Тимуром Букейхановым.

Позиция Владимира Короткевича и его заместителя Юрия Кунгурова прежняя – «не свидетельствовать против себя». В открытом письме гендиректор СХК отвергает все «угольные» обвинения в свой адрес, утверждая, что он, наоборот, добился удешевления поставок топлива, сумев исключить из участия в тендерах посредников.

Единственный учредитель МЦТТ Владимир Прец, неожиданно собравший 27 июня пресс-конференцию с презентацией планов компании, подтвердил, что является свидетелем по уголовному делу, а все произошедшее считает результатом недобросовестной конкуренции – нежеланием видеть МЦТТ поставщиком угля крупнейшему в регионе потребителю:

– В 2009 году мы выиграли первый контракт с СХК и разрушили сложившуюся систему, вот и сейчас скандал случился накануне конкурса – срок подачи заявок 28 июня. Но наша компания и не собиралась участвовать.

Также Владимир Адамович заявил, что претензии по качеству поставляемого его компанией угля он считает несостоятельными, а вопрос, это была взятка или вымогательство, остался без ответа.

Владимир Оккель, которого ряд медиа-ресурсов назвали участником МЦТТ, к компании отношения не имеет. Это сказал и Прец, и подтверждают правоохранители.

Продолжение

Возможно, громкие фамилии, причем известные не столько в Томской области, сколько в других регионах, еще прозвучат. Второе уголовное дело в отношении руководства СХК и исполнительного директора МТО ОАО «ТВЭЛ» возбуждено по расследованию контракта о поставках угля на СХК компанией из Междуреченска – ЗАО «Багомес». По данным следствия, ЗАО также имело просрочки, недопоставки и откупалось от заказчика, с февраля по май передав фигурантам уголовного дела более 2,5 млн рублей.

Проверки продолжаются, и на днях следствие примет решение, возбуждать ли еще уголовные дела по статье «коммерческий подкуп».

По имеющейся информации, материалы для будущего уголовного делопроизводства сотрудники областного УФСБ по ТО нарабатывали более полугода – с момента заключения контракта СХК с МЦТТ и до истечения срока завершения договорных обязательств.

Сегодня в 14.30 Ленинский районный суд Томска рассмотрит ходатайство следственных органов о временном отстранении от должности генерального директора ОАО «СХК» Владимира Короткевича.

Слово автора

Владимира Короткевича и его заместителей задержали 22 июня. На следующий день, 23 июня, они были арестованы. А уже 25 июня Росатом объявил, что директором СХК будет назначен Анатолий Козырев, работавший главным инженером предприятия. Невиданная до этого кадровая оперативность. Полное отсутствие обычных в подобных случаях комментариев вроде «преждевременно делать какие-то выводы». Руководство Росатома знало о предстоящем задержании Владимира Коротевича?

В открытом письме гендиректор СХК не только отвергает все «угольные» обвинения в свой адрес, но и заявляет о своем несогласии с политикой атомного ведомства. «Морально и психологически уже больше не могу выводить людей из коллективов подразделений СХК, потому что средний возраст увольняемых уже 48 лет…», «ОАО «Росэнерго­атом» не намерено строить АЭС в ЗАТО Северск вообще…», «Понимаю все недалекие возможные последствия…», «У меня нет желания этим заниматься дальше…» и как итог: «Значит, надо вообще его (Короткевича. – Ред.) изолировать, а то уйдет с СХК и начнет называть вещи, и, может быть не только эти, своими именами!» У Короткевича был серьезный конфликт с руководством атомного ведомства? Во всяком случае, ряд представителей власти и бизнеса говорят, что около года назад Короткевичу предлагали перебраться в Москву (Росатом по каким-то причинам уже хотел его убрать с поста главы СХК), но Владимир Михайлович отказался.

Впрочем, некоторые люди говорят, что три первых руководителя СХК и топ-менеджер «ТВЭЛ» банально не хотели делиться с кем-то и вообще позволили себе лишнее…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + двадцать =