Помеха справа

велосипедист

Каждый год в Томской области происходит в среднем два ДТП с формулировкой «наезд на велосипедиста», которые заканчиваются летальным исходом для последних. Сезон 2014 года еще только начался, а «годовая норма» уже выполнена. Вечером 8 мая

23-летний мастер спорта России по гиревому спорту Денис Пьянков двигался на велосипеде по Богашевскому тракту. Его сбила иномарка, от полученных травм Денис скончался на месте аварии. А в День Победы трагедия произошла на Кузовлевском тракте. Сбитого там 26-летнего велосипедиста врачам не удалось спасти.

Знай свое место

Всего за четыре года в Томской области произошло 59 аварий с участием велосипедистов, девять из них закончились летальным исходом, в остальных участники получили травмы. Перемещение по городу на велосипедах становится трендом в молодежной среде. В связи с этим может возрасти и количество ДТП.

– В ДТП я попадал всего один раз. Повезло, что отделался легким испугом, – рассказывает руководитель томского велодвижения Bears on bikes Дмитрий Присяжнюк. – Я двигался по всем правилам и на хорошей скорости к перекрестку. Туда же плелся, мигая поворотником автомобиль. Я ехал по главной дороге, поэтому думал, что проеду без проблем. Однако через несколько секунд я уже вставал с асфальта. Водители просто не воспринимают велосипед как транспорт и не задумываются о том, что он является равноправным участником движения.

Правила дорожного движения до апреля этого года обязывали водителей уступать дорогу, только если велосипедист двигается по специально выделенной дорожке. Хотя таких дорожек не то что в стране, в столицах пока немного. Новые поправки скорректировали закон в пользу велосипедистов. Теперь автомобилистам придется перед поворотом в любую сторону пропустить велосипед. Не все в восторге от подобных нововведений.

– У них, конечно, не мотор, а педали, но разгоняются они до 30 км/ч свободно! – возмущается водитель Александр Иванов. – И когда эта птаха выскакивает на перекресток, хорошо, если ее заметить успеваешь, не то что там пропустить…

Последние поправки внесли ясность, где же место велосипедистов на дороге. Раньше было просто и туманно одновременно: «Двигаться в один ряд, возможно, правее. Допускается движение по обочине, если не создает помех пешеходам». Такой вариант и вызывал критикуемые водителями выныривания велосипедистов на соседнюю полосу.

– Часто приходится объезжать разбитую дорогу, ливневки и припаркованные машины, – объясняет Дмитрий Присяжнюк.

Внесенные апрельские поправки обязуют велосипедистов ездить только по велосипедным полосам и велосипедным (велопешеходным) дорожкам. За неимением таковых следует передвигаться по правому краю проезжей части. Там запаркованы автомобили или ливневка? Вперед на обочину. А если и там проблемы, то добро пожаловать на тротуар.

Закон есть – дороги нет

Поправки немного опережают свое время, ведь велосипедных дорожек и полос в том виде, в котором они необходимы, днем с огнем не сыскать. В Томске еще в 2011 году активисты собрали более тысячи подписей для того, чтобы обратить внимание властей на эту проблему… Но ситуация остается прежней.

Даже те эксперты, которые считают велодорожки панацеей от аварий, рассуждают на эту тему с оговорками.

– Велодорожки нельзя создавать за счет полос для движения автомобилей. У нас уже отняли одну полосу для общественного транспорта. Если еще отнимут кусок для велосипедистов, то, думаю, терпение автомобилистов лопнет, – полагает координатор Федерации автовладельцев России Андрей Орел.

Адаптировать узкие улочки Томска в интересах всех участников движения – задача не из легких. Впрочем у соседей ситуация ничуть не лучше. Велодорожки в Новосибирске радуют только жителей местного Академгородка. В других районах велосипедисты остаются в роли «падчериц».

Другой барьер для создания велодорожек – финансирование. Когда в центре города дорога под маршруткой проваливается, понимаешь, что первым делом стоит думать вовсе не о велосипедах, а о ремонте, ремонте и еще раз о ремонте дорог.

Трудности воспитания

Работник велосипедного сервиса Даниил Дерешев уже не помнит себя без «железного коня». Его велостаж давно перевалил за 10 лет. К тому же Даниил серьезно занимается экстремальными дисциплинами велосипедного спорта. Несмотря на любовь к острым ощущениям, на дорогу и тем более на трассу старается без необходимости не соваться.

– Когда я сам сел за руль, по-новому увидел, что творится на дороге, – говорит он. – Мало того что велосипедисты не думают о своей безопасности, игнорируя шлемы, они создают аварийные ситуации из-за незнания ПДД. Хотя водители часто проявляют себя по отношению к ним ничуть не лучшим образом…

Вопрос культуры поведения на дорогах стоит особняком. В Европе, которая обычно воспринимается как ориентир, воспитанием будущих участников движения начинают заниматься со школьной парты. К примеру, в Германии первый экзамен по вождению дети сдают уже в четвертом классе! В итоге они, как минимум, запоминают основы поведения на дороге, получая при этом по итогам проверки знаний Radfahrprufung (велосипедные права).

У нас в стране дела с этим обстоят не в пример хуже. Никаких обязательных программ по полноценному обучению детей правилам поведения на дороге российская система образования не предусматривает. На обучение детей ПДД отводится всего два часа из курса «ОБЖ» в 8-м классе. А все остальное (совершенно необходимое) воспитание детей – это личная заинтересованность директора или педагогов.

– По-хорошему, требуется 10 занятий по ПДД в год, – считает начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Томской области Виталий Аплин. – Мы постоянно сотрудничаем со школами, проводим внеклассные занятия. В некоторых учебных заведениях имеется даже специальная страница в классных журналах. Но, к сожалению, занятия все равно не носят обязательного характера.

Примеру Германии в этом году последовала Латвия. На такие меры руководство страны толкнула ужасающая статистика: погибшие велосипедисты стали составлять приличный процент от всех смертей на дорогах. В России по той же причине в этом году введены обязательные права для мопедистов. Хочется верить, что аналогичные меры для велосипедистов будут приняты до того, как ситуация станет совсем плачевной. Тем более что опыт с велосипедными правами у нашей страны уже был. В СССР в автошколе можно было пройти курс обучения и получить удостоверение на право управления велосипедом. На форумах «бывалые» вспоминают, что сам документ у представителей ГАИ вызывал приступ хохота, зато проведенное «за партой» время помогало уверенней крутить педали на дороге.

Рубль научит

Другой метод, который можно заимствовать у западных соседей, – это штрафы. К примеру, увеличение штрафов за непристегнутый ремень насильно заставило львиную долю водителей города думать о своей безопасности.

На сегодняшний день штрафы для велосипедистов прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. За любое нарушение ПДД там предусмотрено штрафование в размере 800 рублей. За создание помех на дороге – 1 тыс. рублей. А самое суровое наказание (для него надо с разгону снести пешехода) – будет стоить от 1 тыс. рублей.

Для сравнения, в Чехии езда на велосипеде без шлема обойдется в 2,5 тыс. крон. А если велосипедист задержан в нетрезвом состоянии, он имеет возможность провести следующий год в тюрьме.

Безусловно, какие драконовские штрафы ни вводи, а останется небольшой процент людей, которые будут продолжать чудить и лихачить на дорогах. В семье не без урода. Но ведь ремни безопасности пристегивать научились?

TNews735_27

Одна мысль про “Помеха справа”

  1. Для сравнения, в Чехии езда на велосипеде без шлема обойдется в 2,5 тыс. крон
    Для сравнения — в Копенгагене езда в шлеме считается полной дурью. И никто не считает велосипед экстремальным видом спорта, а исключительно лишь удобным транспортным средством. Мир машин — это зло. Шлем — иллюзия безопасности, спасает от мелких травм и царапин, от веток деревьев. Велотуристов смоленских, которые ехали в шлемах, размазало по дороге так, что даже остатки шлемов не собрать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *