Помощь участковым избирательным комиссиям

урна

Выбор – основа демократии

Независимость, гласность, коллегиальность – таковы правовые принципы организации, формирования и деятельности участковых избирательных комиссий Томской области.

Актив гражданского общества

Муниципальные, окружные и участковые избирательные комиссии, как правило, действуют на общественных началах.

Избирательные комиссии Томской области представляют собой сложившуюся, целостную, органичную систему. Они создаются для решения основных задач: обеспечить гарантию избирательных прав граждан, организацию и проведение выборов всех уровней, от поселенческих до выборов президента, главы государства. Все избирательные комиссии принимают участие в этой работе, действуя в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством Томской области. В их составе работают люди, представляющие самый широкий спектр гражданского общества: политические партии, общественные объединения, инициативные группы граждан.

Активное участие в избирательных комиссиях – это чаще всего результат абсолютной самодеятельности людей, их личной инициативы. Небольшая группа граждан может выдвинуть в состав комиссии своего достойного представителя.

Избирательные комиссии не входят ни в одну из трех ветвей государственной власти. В пределах своей компетенции они независимы от органов государственной власти и местного самоуправления.

Как образуются и действуют участковые избирательные комиссии

Участковые избирательные комиссии образуются, чтобы обеспечить непосредственный процесс голосования избирателей и подсчет их голосов на каждом избирательном участке, единый для всех выборов, проводимых в Томской области. По существу, участковые избирательные комиссии – первичное звено в организации и проведении выборов всех уровней. В соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 157–ФЗ участковые избирательные комиссии приобрели статус постоянно действующих комиссий в течение всего срока их полномочий, который теперь составляет пять лет. Участковые избирательные комиссии являются самыми многочисленными в системе. В соответствии с новыми законодательными требованиями в первой половине 2013 года на территории Томской области сформировано 780 участковых избирательных комиссий.

Они начинают работать за 10 дней до начала выборов.

Уникальность участковых избирательных комиссий состоит в том, что только члены этих комиссий непосредственно считают бюллетени. Больше никто. Именно они выдают избирательные бюллетени, вскрывают ящик, считают, подводят итоги голосования на своем участке, заполняют протокол, ставят подпись и несут за достоверность и законность всех своих действий ответственность, вплоть до уголовной.

Взаимодействуя с вышестоящей избирательной комиссией, участковая избирательная комиссия осуществляет следующий комплекс мероприятий: организует обучение членов участковой избирательной комиссии и лиц из резерва УИК по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией; получает от вышестоящей избирательной комиссии необходимую для работы документацию (списки избирателей, бланки открепительных талонов, избирательные бюллетени и т.д.); получает смету расходов участковой избирательной комиссии; уточняет в вышестоящей избирательной комиссии накануне дня голосования график и формы представления сведений об открытии помещения для голосования и сведений о ходе голосования.

Установив итоги голосования, участковая избирательная комиссия передает в установленном порядке в вышестоящую избирательную комиссию первый экземпляр протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, избирательные бюллетени, списки избирателей и иную документацию в упакованном и опечатанном виде.

Порядок формирования участковой избирательной комиссии

Формирование участковых избирательных комиссий основного состава осуществляется из резерва участковых комиссий. Формирование УИК осуществляется территориальной комиссией (ТИК) на основе предложений от политических партий, а также региональных отделений и иных структурных подразделений партий.

В УИК может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от избирательного или иного объединения. Причем они не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов УИК.

Членам УИК с правом решающего голоса ТИК выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ.

Состав участковой избирательной комиссии имеет два уровня. Включенные в состав члены комиссии первого уровня уполномочены принимать те или иные решения. Они занимаются в соответствии с законом организацией и проведением выборов. Второй уровень этой структуры – кадровый резерв состава. Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии с учетом требований законодательства, но не назначенные ее членами, зачисляются в резерв составов УИК, который формируется Избирательной комиссией Томской области. Цель формирования резерва – своевременное восполнение вакансий в составах УИК из числа лиц, обладающих знаниями в области законодательства о выборах и защиты избирательных прав граждан участковыми комиссиями.

Полномочия участковой избирательной комиссии

Полномочия УИК исчисляются со дня первого заседания. Все вопросы, входящие в их компетенцию, рассматриваются на заседаниях, правомочных при соблюдении кворума, а решения принимаются с учетом мнения всех или большинства членов комиссии путем голосования. Председатель участковой избирательной комиссии назначается и освобождается от должности территориальной избирательной комиссией. Заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием и большинством голосов. Заседание УИК является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.

Руководствуясь действующим законодательством, участковая избирательная комиссия на выборах: сообщает населению адрес и телефон участковой избирательной комиссии, регламент работы, день, место и время голосования; уточняет список избирателей, рассматривает заявления о допущенных неточностях и ошибках, вносит изменения; готовит помещения, ящики для голосования, другое оборудование; информирует избирателей о зарегистрированных кандидатах и объединениях; контролирует соблюдение порядка проведения предвыборной агитации, выдает открепительные удостоверения; организует голосование в день выборов. Кроме того, подсчитывает голоса, устанавливая итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол, передавая его в вышестоящую комиссию, объявляет итоги голосования и выдает заверенные копии протоколов наблюдателям. В пределах своих полномочий рассматривает жалобы на нарушение законов, принимая мотивированные решения в рамках своей компетенции, обеспечивает хранение и передает в вышестоящие комиссии документы, связанные с подготовкой и проведением выборов.

Есть еще ряд важных аспектов работы УИК – это юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства, регламент работы и другие. Для помощи членам УИК эти вопросы тоже получат обстоятельное освещение в печати и других СМИ.

1 марта 2015 года состоятся досрочные выборы мэра городского округа «Кедровый», главы Новорождественского сельского поселения Томского района, главы Катайгинского сельского поселения Верхнекетского района.

ЮсубовПредседатель Избирательной комиссии Томской области Эльман Юсубов:

– В 2014 году в Томской области состоялись выборы главы Тегульдетского района, мэра г.Стрежевого, муниципальные выборы поселенческого уровня и дополнительные выборы депутата Законодательной думы Томской области по избирательному округу №2 в г.Томске. Все выборы были назначены в установленные законом сроки, организованы и проведены избирательными комиссиями в строгом соответствии с законодательством, признаны состоявшимися и действительными.

Избирательная комиссия Томской области благодарит томичей, принявших участие в избирательных кампаниях уходящего года, наших коллег, членов участковых и муниципальных комиссий за четкую организацию работы!

Несомненно, в нашей работе есть не только то, чем мы гордимся: системность и ответственность всех звеньев, но и недостатки, которые нам хорошо видны. Самую большую озабоченность вызывает низкая явка избирателей. Проблема в том, что активность людей, участвующих в выборах, как акт, как процедура волеизъявления влияет на устойчивость статуса избранного должностного лица или депутата. Поэтому важно и необходимо, чтобы избранные кандидаты получали поддержку своих избирателей при высокой явке. Критерием такой активности является факт, когда на избирательные участки приходит более половины граждан. Добиться столь убедительных показателей непросто. Над этой сложной и серьезной задачей областная комиссия постоянно работает и предлагает свои решения, причем не только методического, но и организационного характера.

Вместе с тем надо признать, что низкая явка кроется не только в недоработках и изъянах избирательной системы. Это проблема всего общества, нашей политической системы, средств массовой информации, зрелости и готовности кандидатов при избрании в представительную или исполнительную ветви власти работать со своими сторонниками. Нынешнее состояние дел требует координации всех субъектов политического процесса и безотлагательных мер для укрепления главных принципов демократии.

В 2015 году практически все граждане области будут вовлечены в избирательный процесс.

Выборы пройдут во всех муниципальных образованиях. Люди переизберут составы нынешних представительных органов местного самоуправления – районных и городских дум, включая Думу г.Томска. Предстоят выборы 11 глав городов и районов, в том числе города Кедрового, а также косвенные выборы мэра Северска из числа депутатов. Год будет очень напряженным для избирательной системы области, и мы уже ведем необходимую подготовительную работу, чтобы процесс прошел законно, организованно и достойно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + пятнадцать =