Приобщить к труду

Такова задача исправительных центров ФСИН России

 

Не многим известно, что с 1 января 2017 года  на территории нашей страны действует социальный проект для осужденных «Принудительные работы». Это альтернатива лишению свободы за ряд совершенных преступлений. Его цель – исправление и ресоциализация оступившихся через привлечение их к труду.  Осужденные  живут в общежитиях  и трудятся в организациях любой  правовой формы. Надзор за ними осуществляют сотрудники УФСИН. Говоря простым языком, это  наказание без изоляции от общества. Для реализации проекта в стране создана система из 36 специальных исправительных центров и 146 участков, функционирующих как исправительные центры. Есть исправительный центр и у нас в регионе, в селе Дзержинском.

Это общежитие?

Небольшое здание, очень напоминающее общежитие. Это и есть исправительный центр № 1 УФСИН России по Томской области. В начале 2019 года в исправительной колонии № 4 был открыт участок, функционирующий как исправительный центр с лимитом наполнения 95 человек. Позже появилась необходимость его расширения. И в октябре 2020-го было создано федеральное казенное учреждение  «Исправительный центр №1» с лимитом наполнения 100 человек. Но  на сегодня этого явно недостаточно.

– В области в местах лишения свободы сегодня более 1800 осужденных, попадающих под такой вид наказания, как  принудительные работы, – поясняет заместитель начальника УФСИН России по Томской области полковник внутренней службы Дмитрий Поздняков. – Понятно, что не все из них  будут определены в исправительные центры. Но в этом году перед нами стоит  конкретная задача  обеспечить 400 мест. У нас есть еще одно помещение, которое позволит разместить  порядка 60 человек. Но и  это капля в море.

По словам Позднякова, в колониях сейчас буквально вал осужденных, которые обращаются в суд с просьбой изменить  им вид исправительного учреждения. Ведь в исправительных центрах можно работать и зарабатывать. В рамках гуманизации сегодняшнего законодательства суд, как правило, идет навстречу и удовлетворяет такие просьбы. Поэтому нехватка мест в подобных центрах очевидна. 

Заходим в «общежитие», из которого каждое утро  заключенные разъезжаются на различные  городские предприятия, где работают. А вечером возвращаются.  Привычная вахта. Никаких решеток на окнах. Нас встречает  временно исполняющий обязанности начальника исправительного центра майор внутренней службы Антон  Налиткин. Основное «население» центра – мужчины. Как правило, из нашего региона. Их  104 человека. Но есть и две женщины. Они иногородние. А вот 41 заключенному, хорошо характеризующемуся, разрешено  проживать с семьями за пределами центра.

 

Все как у людей

…Евроремонт. Чистота. Комнаты на несколько человек. Особых изысков нет – не отель, понятно. Но минимальный уровень комфорта обеспечен. Важная деталь: по закону  жилая площадь, которую обязано предоставить государство каждому осужденному в исправцентре, – не менее четырех квадратных метров. Это правило строго соблюдается.

Вот и женская комната. Плюшевые мишки на кроватях, цветы на подоконниках… Кстати, одна из хозяек комнаты в рамках соцпроекта работает на одном из томских предприятий флористом. Идем дальше. Медкабинет. Туалеты. Столовая, постирочные – мужская и женская, оснащенные по полной программе.   Спортзал с теннисным столом и тренажерами. А вот самих постояльцев практически нет – разгар рабочего дня. Впрочем,  двоих осужденных нам встретить все же удалось. Сегодня у них выходной. Знакомимся. Сергей Захаренко до осуждения работал слесарем-сборщиком летательных аппаратов. 

– Сейчас я трудоустроен в компании «Сибагро», – отмечает осужденный, – работаю на свинокомплексе оператором с декабря прошлого года. Работа нелегкая. Но приемлемая. Да и зарплата достойная. Я получаю такую же, как и другие работники. Никакого разделения в этом плане нет. Коллектив отнесся ко мне нормально.  График у меня такой: пять дней работаю, два отдыхаю. Доволен. В исправительном центре мне тоже нравится. Тихо, спокойно.

Своего «коллегу» по пребыванию в центре поддерживает другой осужденный, на гражданке столяр – томич Григорий Демьянов:

– Я работаю в компании РЖД мойщиком-экипировщиком подвижного состава, – рассказывает он, – и в мои обязанности входит подготовка вагонов к дороге, экипировка их постельным бельем.  Работаю  пока два месяца. Зарплата зависит от выработки. График два через два. Все устраивает.

Кстати, с трудоустройством есть один нюанс. Попадая в исправительный центр, осужденный уже не вправе   отказаться от предложенной работы. Если он это сделает,  то отправится обратно в колонию. Но есть множество вакансий в разных областях производства и всегда есть выбор.

Мы покидаем  гостеприимное место и выдвигаемся в сторону ООО «ПолимерЭкспресс», где работают 18 осужденных центра. Посмотрим на месте, чем они занимаются. По дороге начальник отдела по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, УФСИН России по Томской области полковник внутренней службы Виктор Мелехин  рассуждает о наболевшем.

Нужна поддержка предпринимателей

– Есть острая необходимость расширения сети исправительных центров в области, – считает офицер. –  Это действительно насущный вопрос. Точнее, задача, поставленная правительством РФ и взятая на контроль Мин­юстом РФ. Такие центры должны создаваться не только на базе исправительных учреждений, но и в организациях, где заключенные трудоустраиваются. К сожалению, возможности УФСИН по размещению  работающих осужденных небезграничны. Обращаюсь  в первую очередь к предпринимателям. Проявите инициативу. По большому счету от руководителей организаций  требуется лишь предоставить  общежитие, где могли бы жить работающие осужденные. А контроль за ними  будем осуществлять мы. Да и зарплату платить осужденным нужно адекватную. Главное – обеспечить им МРОТ и безопасные условия труда. Сейчас, в период ковидных ограничений для граждан из ближнего зарубежья, на предприятиях освобождается множество рабочих мест. В этих условиях работники-осужденные весьма востребованы.  Ведь многие из них, освоившись на местном производстве, после окончания срока наказания могли бы здесь  остаться. Со временем профессионально вырасти.

Станислав Кохан, начальник цеха  по производству пленки ООО «ПолимерЭкспресс», занимающегося изготовлением пластиковой продукции из полиэтилена и полипропилена, рассказывает, что взаимодействие компании с УФСИН в рамках проекта началось в июне прошлого года.

– Начинают работники центра свою трудовую деятельность с разнорабочих. Если проявляют себя хорошо, готовы учиться, то со временем повышают квалификацию. Например, сейчас из 18 осужденных трое уже работают флексографами-операторами  специальной печатной машины, красящей пленку. Есть один наладчик-оператор станков ЧПУ.  Нормальные ребята. Работниками доволен, – резюмирует он.

Николай – помощник экструдерщика. Родом из Томской области, женат. Трудится здесь  пятый месяц. Условиями труда, графиком и зарплатой доволен, как и возможностью карьерного роста.  Коллектив доброжелательный.

– Если все будет нормально, – признается Николай, – то, возможно, останусь здесь работать после окончания срока.

Ребята спокойные

В соседнем цехе производятся крышки, ведра, банки. Евгений – разнорабочий из Колпашева. Только-только устроился. Работает второй день.

– Я при деле, и это для меня сегодня очень важно, – улыбается он. – На гражданке я был станочником деревообрабатывающих станков. Коллектив, в который я влился, хороший. Никаких предубеждений относительно меня ни у кого не было. Есть желание расти профессионально.

Конечной точкой нашей необычной экскурсии стал вокзал Томск-2, где в депо  мойщиками-экипировщиками подвижного состава тоже трудятся  работники из  исправительного центра. 

– Ребята у нас спокойные, трудолюбивые, с ними мы уже третий год. Нареканий к ним никаких, – поясняет  начальник участка  СТК  Елена Лещенко. – Под моим руководством трудятся 13 человек, от 24 до 50 лет. Они принимают вагон – и за работу. На подготовку  одного вагона отводится три-четыре часа. Но ребята почти всегда перевыполняют план.

Олег Трусов родом из Томской области.

– Работаю здесь почти месяц. Выбрал эту вакансию по состоянию здоровья. Физически здесь не так тяжело, как на производстве. Приняли меня хорошо. Все объяснили, показали. Хочу сказать спасибо и исправительному центру, занимавшемуся моим трудоустройством. После колонии это просто отдых. 

Так что работа есть – было бы желание. Социальный проект, призванный адаптировать вступивших в конфликт с законом к современной жизни и снизить уровень рецидивной преступности, со временем станет еще популярнее. Главное, чтобы  он был обеспечен  соответствующими ресурсами.

Андрей Суров

Фото: пресс-служба УФСИН РФ по Томской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 6 =