Лауреатом Губернаторской литературной премии 2016 года в номинации «Поэзия» стал Владимир Крюков. Решение жюри было единодушным. А вердикт вынесли авторитетные литераторы сибирского региона – поэты и прозаики из Омска, Кемерова, Барнаула и Новосибирска.
Вот что написал в обоснование своего выбора член Высшего творческого совета Союза писателей России, поэт из Омска Юрий Перминов: «На мой взгляд, из всех, представленных на премию в этом году книг, именно в книге Владимира Крюкова «Белый свет» более всего заметно «удесятеренное чувство жизни», о котором говорил ещё Александр Блок».
Книгу «Белый свет» можно приобрести в магазине «Букинист» и в областном Доме искусств (ул. Шишкова, 10).
Поднять с листа строку…
Рецензия на сборник стихов «Белый свет» Владимира Крюкова 2017 г.
По привычке не стал читать книгу сразу. Захотелось, не заглядывая внутрь, пофантазировать, что ожидает впереди. То, что это будут профессионально «сделанные» стихи, не сомневался. Но хотелось после прочтения поэтического сборника уважаемого мною поэта позаимствовать у него мудрости, с его подачи испытать щемящее чувство любви. Поностальгировать о прошлом. Словом, окунуться вместе с ним в таинства настоящей поэзии! Неожиданно выстроился ассоциативный ряд с фотоальбомом. Что в нем? Наугад открыв сборник стихов, читаю первые строки стихотворения: «Фотографии в школьном альбоме…» Ну, не мистика ли?! Да и содержание его сразу же западает в душу.
…Но однажды большая страна
Луговая, речная, лесная –
Встанет в раму родного окна…
Вроде ничего особенного, автор не сообщил. Да и слова незамысловатые, а какой глубины смысл в них! Целая философия о прожитой жизни.
Начав читать с первой страницы, но не дойдя и до середины, заметил, что лежащий передо мной лист оказался испещрен пометками. Так поступаю, чтобы не портить книгу. Помечаю для себя как сильные стороны, так и слабые. Не прочитал и половины, а уже надо брать новый лист. Столь радужных впечатлений от прочитанного, давно не доверял бумаге. Разве б смог не настоящий поэт, подметить такое?
…И струился жёлтым ручьём
Зверобой средь зелёного луга.
Или поэт «средней руки» сказал бы так выразительно об этом?
В паскудную хмурую рань
Под небом сырым и тяжелым
Уже не деревья, а рвань
В раздумье стоят невеселом…
Это строки из стихотворения «Офорт», оно о любви к России. Не пафосное, а глубоко искреннее, как впрочем, всё, о чем бы ни писал В. Крюков. О Родине, о любви к родной природе, о человеческих взаимоотношениях.
Вот трогательное стихотворение о неожиданной встрече спустя много лет двух некогда любящих сердец, с великолепнейшей концовкой!
…Ну, конечно, конечно,
В этом-то всё и дело:
Ты прижималась к сердцу,
Я обнимал тело.
А вот совсем другое – ироничное, даже пропитанное сарказмом к особам женского рода, обличенным властью:
Да, бессмертнее нет их
ни в каких шамбалах –
этих баб кабинетных
при столах и делах…
Везде свой подтекст. Причем такой, что поражаешься поэтическому дару! И лучшее подтверждение вышесказанному отрывок из стихотворения «Прощание славянки»:
…И я хочу хотя бы раз суметь
Поднять с листа строку такой чеканки,
Какую знает полковая медь,
Когда звучит «Прощание славянки.
Разве это не напутственное слово, настоящего Мастера пера всей пишущей братии?! Лично мне кажется, каждому из нас, причастных к литературной деятельности, надо стремиться к этому. Согласен: планка установлена очень высоко, но ниже – нельзя!
Не могу удержаться, приведу целиком стихотворение, в котором есть всё: смысл, подтекст, образ…
***
Эти на солнце горящие льдины
В праздник нечаянный кто обратил?
Неповторимые все до единой,
Кто их так вырезал, позолотил?Боже, спасибо, что мне удаётся
Всё, что Тобою даруемо, брать.
Пусть словно рамка в руках лозоходца,
Сердце в груди продолжает играть.И, может быть, я один из немногих,
Кто увидал на крутом берегу
Не тополя, а разбитые ноги
Старых слонов, что увязли в снегу.
В предпоследней строке, правда слово «разбитые» режет слух. Я бы в качестве эпитета, скорее всего, взял «массивные» или «отёкшие», но не в этом суть. Главное то, что не каждому из нас дано увидеть необычное в обычном. Владимиру Крюкову с Божьей помощью это удаётся. Поэтому и поражают его зарисовки природы с перекликающейся темой любви. Разве можно остаться равнодушным к строкам:
Всё вокруг – красота и мечта.
И чего нам ещё пожелать?..
Наверняка это чудесное стихотворение впоследствии станет романсом. Музыкальность – неотъемлемая часть его поэзии. Есть, у него строки, которые сразу ложатся на душу. А раз так, почему бы им не стать песнями?
В моём бревенчатом дому
трещат поленья…
Привожу в качестве примера одно, а такого поэтического материала в сборнике не на один десяток песен найдётся.
Приведу отрывок ещё одного прекрасного стихотворения:
…Там оснеженная Галатея
поразвесила тонкую вязь,
что на солнце блестит золотея,
осыпается серебрясь.
Не правда ли, здорово!
И ещё вызывает мой восторг при чтении стихов В. Крюкова несомненно то, что читая некоторые из них, ловишь себя на мысли, что они твои, написаны про тебя. Что ты со всем, о чём поведано в стихотворение, соглашаешься на сто процентов.
Ну давай же, память, разматывай
Свиток свой, покажи дары…
Зацепить за живое своим творчеством – разве не в этом прелесть настоящего искусства? Такое мало кому удавалось и удаётся. Это удел избранных поэтов, и наш автор явно в их числе.
Хочется затронуть ещё одну замечательную сторону поэзии Владимира Крюкова, которую он сам и наметил. Так, в одном из стихотворений я вычитал у него упоминание о хореях и ямбах. Тут же захотелось проверить Владимира Михайловича на разнообразие применяемых им поэтических форм. Ещё А. С. Пушкин говаривал, что ямб ему изрядно надоел. Хотя многие из современных поэтов другого стихотворного размера и не знают. Разбив первую строфу из этого стихотворения (про хореи и ямбы) на ударные слоги, получил амфибрахий! Перечитываю стихотворение, находящееся рядом: анапест. Нашёл и ямб, и дактиль. А вот с хореем не повезло. Возможно, в сборнике и есть стихи, написанные в этом размере, но не это главное! Главное, что в книге представлен весь спектр поэтической речи.
Разнообразен рисунок стиха, интересны и своеобразны рифмы: ночью – беспорочен, неминучей – случай, дребезжало — ни жалоб, святцы – распрямляться…
Сильная концовка – это несомненно, визитная карточка поэзии В. Крюкова. Она может быть неожиданной, как например, в стихотворении «В промытом небе – хлопья пены, день свеж и юн…». Настраиваешься на зарисовку родной природы. А дочитав, восхищаешься тонким поворотом темы. Говоря о чистом листе бумаги на столе, поведать такое:
…Но лист уже в союзе с ветром –
Он сам не свой,
Ему так хочется на ветку
И – стать листвой!
Не зря автор сборника «Белый свет», состоящего из двух частей, первую так и озаглавил: «Стать листвой». Браво! Какой бы ни была концовка стихотворений Владимира Крюкова, пусть иногда вполне предсказуемой, всё равно она будет как бы «с третьим словом», не произнесённым вслух, но ощущаемым на подсознательном уровне. А это уже на простое мастерство по деланию стихов не спишешь. Здесь талант нужен! Кстати, можно поспорить с поэтом, утверждающим в одном из своих стихотворений:
Ничего от меня не останется.
Да и ладно. Довольно того:
Было жизни знобящее таинство,
Повседневное волшебство…
Останется, ещё как останется, дорогой Владимир Михайлович! Ибо сказано на странице 76 «Vita brevis, ars longa», что с латинского переводится, как: «Жизнь коротка, искусство вечно!» Да и шестью страницами ранее есть интересное заключение самого автора:
…Жизнь задумана как восхожденье,
а не так себе променад.
Лучше не скажешь! Так что остаётся только порадоваться за нашего современника, чья известность давно перешагнула границы не только области, но и России!