Роман Абрамов: о взаимоотношениях науки и общества

Роман Абрамов, заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов НИУ «Высшая школа экономики» (Москва):

Роман Абрамов, заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов НИУ «Высшая школа экономики» (Москва)

– Российское общество сейчас воспринимает научные достижения как источник опасности. Причиной этого стали не только технологические катастрофы (типа аварии на Чернобыльской АЭС), но и изменение системы взаимоотношений общества с учеными и СМИ, в результате чего популяризация науки стала решать другие задачи.

Во времена СССР такая популяризация преследовала ряд важных целей, в числе которых всеобщая грамотность населения, потребность в прикладных технических знаниях для рабочих, инженеров и даже домохозяек, и поиск новой мировоззренческой материалистической основы вместо религиозной основы. Науку также пытались поставить на службу мировой революции – в том смысле, что с помощью технических инноваций можно быстро построить социально справедливое общество. В этой системе ученый занимал место эксперта, который живет в башне из слоновой кости и время от времени спускается к людям, чтобы нести светоч знания в массы. СМИ выполняли роль посредника, транслируя информацию в одностороннем порядке – от ученых к простым людям. А общество занимало пассивную позицию объекта просвещения.

Но в XX веке развитие науки привело к резкому увеличению количества ученых, эта профессия стала более доступной и менее элитарной. А всеобщее просвещение позволило людям лучше понимать то, чем занимаются ученые. Общественность перестала быть пассивным восприемником знаний, стала задавать ученым вопросы, зачастую очень неприятные. Общество через СМИ стало транслировать ученым свои страхи – перед атомной энергией, генно-модифицированными продуктами, глобальным потеплением и т. д. Это вынудило ученых использовать массмедиа как пространство для завоевания общественной поддержки науки. В России сейчас это основная форма взаимоотношений между учеными и обществом.

А на Западе активно развивается новая тенденция – вовлечение общества в науку и технологии. Появились новые формы работы между публикой, учеными и массмедиа: не только открытые лекции, но и дебаты, в которых неспециалисты являются такими же полноправными участниками диалога, как и ученые, научные кафе и мастерские. Еще одна форма сотрудничества – это экотуризм, когда неспециалисты выполняют большой объем черновой работы по сбору фактов, которые ученые потом обрабатывают (любительская астрономия, наблюдения за животными и т. п.). То есть обычные люди начинают заниматься наукой как хобби.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =