Секретов станет меньше

Специалисты ФГУП «НО РАО» обсудили с томской общественностью отчет экологической безопасности за прошлый год

В сегодняшних непростых политических условиях томская общественность внимательно следит за строительством приповерхностного пункта захоронения твердых радиоактивных отходов (ППЗРО) третьего и четвертого классов, начатого в Северске в конце прошлого года. В 2018 году в ЗАТО Северск проходили общественные слушания по строительству ППЗРО. Было принято решение поддержать проект. Строительство планировалось провести в четыре этапа. Общая стоимость работ на тот момент оценивалась в 5 млрд рублей. Состоялся круглый стол на тему «Отчет экологической безопасности ФГУП «НО РАО» за 2021 год», на котором специалисты Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами подробно осветили эту тему, а также выслушали различные мнения известных томских, северских общественников о деятельности НО РАО в Томском регионе.

Аварийных ситуаций не зафиксировано

Открывая встречу, директор департамента по связям с общественностью и СМИ ФГУП «НО РАО» Никита Медянцев подчеркнул, что строительство хранилища идет строго по графику. На площадке возводятся инфраструктурные объекты – подъездные пути, вспомогательные здания, административно-бытовой корпус. Начало эксплуатации объекта запланировано на 2026 год. Хранилище будет заполняться поэтапно.

Затем к собравшимся из Москвы с помощью видео-конференц-связи присоединилась эксперт-эколог отдела оценки воздействия на окружающую среду ФГУП «НО РАО» Наталья Никитина, которая рассказала о мерах по соблюдению экологической безопасности Национальным оператором.

– Вывод, сделанный специалистами, таков. Радиационный и производственно-экологический контроль, осуществляемый в Северском филиале НО РАО, проводится в полном объеме. Технологический процесс закачки радиоактивных отходов в изолированные геологические пласты на всех пунктах финальной изоляции исключает возможность негативного воздействия на окружающую среду. За все время эксплуатации не было аварийных ситуаций, связанных с радиационной опасностью для населения, – подчеркнула Наталья Анатольевна.

Свою коллегу поддержал главный специалист по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Северского филиала ФГУП «НО РАО» Иван Матвеев. Он поделился информацией о контроле за экологической и радиационной ситуацией в нашем регионе. Матвеев рассказал о том, что Северский филиал осуществляет деятельность по глубинной изоляции жидких радиоактивных отходов пятого класса. На данный момент филиал эксплуатирует пункт глубинной закачки, расположенный на двух площадках АО «СХК» – 18 и 18А. Рядом с ними возводится и новый приповерхностный пункт изоляции твердых РАО третьего и четвертого классов. Кстати, стоит пояснить, что это отходы операционной деятельности, например перчатки, одежда, инструменты, которые загрязнены радионуклидами. Отходы в обязательном порядке будут перерабатываться, уменьшаться, упаковываться в контейнеры, а затем размещаться в ППЗРО.

Радиоактивный мониторинг важен

Также Матвеев отметил, что на площадках ведется постоянный мониторинг состояния окружающей среды. Он включает в себя контроль за выбросами радионуклидов в атмосферу, растительность, почву, снеговой покров. Все параметры даже ниже установленной нормы. Среднегодовые выбросы радионуклидов находятся на уровне, близком к фоновому.

Вопрос контроля за состоянием окружающей среды вокруг действующих пунктов захоронений вызвал живой интерес у заместителя руководителя по научной работе Северского технологического института Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Михаила Носкова. Он поинтересовался, в каких точках проводились заборы проб и делался ли их сравнительный анализ с пробами в населенных пунктах, расположенных на разном удалении от пунктов захоронений.

– Это необходимо для того, чтобы понять силу воздействия на окружающую среду пунктов захоронений, – отметил Носков,– ведь все познается в сравнении.

Иван Матвеев пояснил, что точки забора проб установлены проектно в рамках санитарно-защитной зоны СХК. Об этом же рассказала и начальник отдела оценки воздействия на окружающую среду НО РАО Екатерина Кротова. Она отметила, что фоновый мониторинг радиоактивной ситуации вокруг СХК ведется государственными органами постоянно и любой желающий может узнать его результаты в интернете. Они есть в открытом доступе.

Никита Медянцев взял на карандаш это пожелание северского общественника и заверил собравшихся, что подобная информация будет подробнее разъяснена в ходе следующих круглых столов и учтена в дальнейших ежегодных докладах ФГУП «НО РАО». Он отметил важность вопроса радиоактивного мониторинга окружающей среды для общественности.

Профессор ТПУ Егор Язиков, активно наблюдающий за деятельностью предприятия, высказал пожелание о том, что точки мониторинга контроля радиационной ситуации вокруг северских пунктов захоронения отходов должны все таки определяться в первую очередь Северским филиалом НО РАО, а не СХК. Также он поинтересовался, будут ли намечены новые точки контроля. Екатерина Кротова пояснила, что такие точки выбираются совместно, исходя из множества факторов, и необходимости в новых точках на данный момент пока нет.

5 отделений и филиалов имеет по стране Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами.

Излишняя закрытость не нужна

В ходе дальнейшего обсуждения отчета по экологической безопасности за 2021 год собравшиеся попросили Ивана Матвеева рассказать, чем вызвано увеличение количества персонала Северского филиала НО РАО, о котором стало недавно известно. Оказывается, в этом году добавились специалисты по ремонту и обслуживанию технологического оборудования. Соответственно, выросло и количество твердых бытовых отходов, выделяемых Северским филиалом. Матвеев подчеркнул, что речь идет именно о твердых бытовых отходах, а не о радиоактивных. Поэтому оснований для переживаний нет.

Во время обсуждения Михаил Носков выразил обеспокоенность тем, что в отчете отсутствуют цифры общего объема захораниваемых отходов на северских пунк- тах захоронений.

– А ведь это вопрос воздействия на подземную гидросферу, – прокомментировал свои опасения северский специалист.

Выяснилось, что это закрытая информация.

– Данная информация ограничена для распространения, и сделано это не Национальным оператором, а отраслевыми нормативами, – пояснил Никита Медянцев.

– Мне кажется, такая секретность неоправданна, – отметил Михаил Носков, – когда СХК в былые годы выполнял военные программы, секреты были обоснованны, из цифр захораниваемых радиоактивных отходов можно было сделать вывод о количестве произведенного оружия. Но сейчас речь идет не о военной программе, а об энергетических работах. Поэтому к чему излишние ограничения по информации? Полагаю, экологическая информация вообще не может быть засекречена.

В ответ на это Никита Медянцев заверил собравшихся, что передаст эти предложения в общественный совет госкорпорации «Росатом». Это предложение было поддержано участниками разговора. Также Михаил Носков обратил внимание специалистов на то, что не увидел в отчете данных о состоянии подземных вод в районе пунктов захоронений отходов. Иван Матвеев уточнил: такие исследования проводились, но их результаты не были включены в отчет. Видимо, их посчитали малозначимыми.

– В следующем отчете мы попытаемся исправить это упущение, – заверил специалист.

Подводя итоги круглого стола, Никита Медянцев проинформировал томичей о том, что во второй половине ноября запланирован технический и пресс-тур на северскую площадку, где идет строительство пункта приповерхностного захоронения радио-активных отходов.

– Поскольку речь идет о закрытом городе, то предусмотрели время с запасом, – сказал Медянцев, – чтобы была возможность согласовать проезд. Можно будет детально рассмотреть процесс строительства.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре − 1 =