Школа на окраине

В каком учебном заведении областного центра знания получают от мала до велика

Городская общеобразовательная школа № 19 Томска очень многим отличается от своих «сестер». Прежде всего историей создания: она готовится к 115-летию.

Сила традиций

– В архивах мы нашли документы и теперь ведем свою историю от создания церковно-приходской школы при соборе Петра и Павла, которая была открыта купцами Кухтериными в 1907 году. Они создавали условия для жизни рабочих – строили дома, больницы, школу, бани, благоустраивали улицы. Одним словом, трудились для души, тела и ума томичей. Вот это было меценатство! Все исторические факты отражены в нашем школьном музее, – рассказывает директор МАОУ СОШ № 19 Томска Татьяна Богомолова.

Еще одно ее отличительное свойство – географическая удаленность. 19-я расположена в микрорайоне спичфабрики, который когда-то являлся самостоятельным поселением со своей инфра­структурой.

– Школа действительно является культурно-образовательным центром микрорайона с далеко уходящими в прошлое традициями, – продолжает директор. – У нас создан школьный музей, экспозиции которого посвящены и истории спичфабрики «Сибирь», и истории самого учреждения.

Недавно музейные стенды пополнились новыми фотографиями, на которых счастливые лица учеников и педагогов. 1 сентября, после годового капремонта, школа вновь распахнула для них свои двери. Первоначально корпус возвели в 30-х годах прошлого столетия не по проекту, поэтому постоянно достраивали. Например, в 60-х годах появилось крыло под начальную школу.

– И, хотя школа не типовая, в целом она достаточно продумана: у нас имеется довольно просторный актовый зал, светлая столовая, отдельный спортивный зал, много объектов расположено на территории школы – универсальная спортивная площадка для занятий ОФП, спортивная зона на естественном покрытии, ухоженный парк. Перед входом – просторная, выложенная тротуарной плиткой площадка, пешеходные дорожки, полностью обновлено асфальтовое покрытие, в результате чего у школы появились еще два пространства для проведения массовых мероприятий. Раньше ничего этого не было, так что сегодня мы счастливы, – не скрывает эмоций Татьяна Богомолова.

Площадь прилегающей территории составляет более трех гектаров, поэтому кроме новых спортивных объектов педагоги планируют создать школьный мемориал славы, хотя неподалеку уже есть монумент в память об ушедших на фронт работников спичфабрики. Школа ежегодно организует там митинг ко Дню Победы со своим Вечным огнем и Вахтой Памяти. Ребята постоянно ухаживают за мемориалом, высаживают цветы.

Свое намерение директор подкрепляет весомым аргументом: с полей Великой Отечественной войны не вернулись 135 учеников и педагогов школы. Сегодняшние школьники должны знать их имена.

– Главный показатель – дети любят свою школу, поэтому они идут сюда с удовольствием, – заявляет Татьяна Богомолова. – Я считаю, это ключевое слово. Можно много говорить о создании образовательной среды, но если ребенку в ней неинтересно, то никакие методики и интерьеры не помогут.

В качестве примера директор приводит 11-классницу Софью Сайберт, победившую в прошлом году в национальной технологической олимпиаде. Подобные интеллектуальные состязания нацелены на то, чтобы школьники показывали не знание предмета как такового, а умение применять их на практике по широкому спектру – от искусственного интеллекта до геномного редактирования, космических технологий, разработки компьютерных игр.

– Теперь мы стали стажировочной площадкой для подготовки к таким олимпиадам и школьников, и учителей, – подчеркивает директор. – Если раньше этим занимались единицы, то с 2021 года – уже десятки. Сейчас наша ученица может выбрать любой вуз страны. И это обыкновенная девочка со «спички». Да, ее поцеловал Бог, но рядом оказался педагог, разглядевший в ней перспективные ростки и не побоявшийся участвовать в самом проекте. Хотя дается это непросто: быть умным должно быть престижно и работа с одаренными детьми требует создания для них особых условий. У нас для ребят и взрослых проводятся дебаты, заседания дискуссионного клуба, интеллектуальное многоборье и многие другие мероприятия.

Из вечерников в заочники

Сегодня школа № 19 предлагает все предусмотренные законом об образовании формы обучения: очную, очно-заочную, заочную, семейное образование, самообразование. Причем занятия проходят не только в основном здании на ул. Центральной, 4а, но и еще в двух корпусах: дополнительное образование учащиеся получают на ул. Куйбышева, 1, а заочное обучение с применением дистанционных технологий – на Иркутском тракте, 188.

Главное, школа находит средства и возможности обучать разные категории граждан: детей и взрослых с различными образовательными запросами в возрасте от 5,5 года (воспитанники предшколы) до 60. Но так было не всегда.

Семь лет назад Татьяна Богомолова приняла смелое управленческое решение, присоединив к общеобразовательному учреждению бывшую вечернюю школу № 5. Тогда остро стоял вопрос о сохранении 19-й школы как средней общеобразовательной из-за недобора учеников в выпускных классах.

– После объединения у нас сразу же появилось несколько 10–11-х классов, так как взрослое население активно шло за средним образованием. В процессе выяснялось, что некоторым взрослым ученикам требовалась даже начальная школа. Оказывается, у нас еще много недоучившихся людей, несмотря на всеобуч, – констатирует Татьяна Богомолова. – Это плоды 1990-х, когда закрывались деревенские школы, а недобросовестные родители не стали возить своих детей в школы райцентров. К нам приходили взрослые люди, у которых за плечами имелся один, два, три класса образования, был факт обучения 25-летнего человека, вообще не умевшего ни писать, ни читать, – он никогда не посещал школу. Для таких учеников организуем самообразование. И надо отметить, что многие из них очень быстро проходят программу основного общего образования, справляются с государственной итоговой аттестацией и получают аттестаты. Мотивация у них огромная, и если раньше взрослое население училось по вечерам, то сейчас многие получают знания дистанционно. Причем обучаются не только горожане, но и жители области. К слову, только за последние три года школа выдала за курсы основного общего и среднего общего образования 817 аттестатов.

Более 1 200 обучающихся насчитывает сегодня школа, в 2008 году их было 490.

Тонкая коррекция

Обучаются в этой школе и дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, для которых также создаются особые условия.

– Мы гордимся тем, что у нас работает хорошая служба «Психолого-педагогическое медицинское сопровождение», в которую входят опытные психологи, логопеды, дефектологи. В этом году мы набрали небольшой класс тотально глухих людей, понимающих только язык жестов. Это уже взрослые люди, у которых за спиной девять классов, но для дальнейшего профессионального роста им необходимо среднее общее образование. Задача, конечно, для нас сложная, но мы пробуем, надеюсь, что все получится, – прогнозирует Татьяна Богомолова. – Наш главный ресурс – сильный педагогический коллектив. У нас молодость сочетается с мудростью, что приносит реальные результаты: педагоги-наставники и их подопечные занимают призовые места в профессиональных муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Сегодня школа № 19 заслуженно гордится победителями нацпроектов России и профессиональных конкурсов. Уже не первый год она уверенно держит пальму первенства как по количеству участников, так и по количеству высших достижений. А совсем недавно стало известно, что эта школа получила звание лауреата всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров – 2021» в рамках ежегодной Невской образовательной ассамблеи и V Всероссийской конференции «Парадигма инновационной системы образования: будущее рождается сегодня».

Быть лучшим в профессии возможно только в тесной и конкретной работе с учениками. И это непреложное правило в школе № 19 стало нормой.

Сохраняя традиции основателей, школа на «спичке» продолжает оставаться культурно-образовательным центром микрорайона. На ее базе проводятся многочисленные мероприятия для местных жителей: День Победы, 23 Февраля и 8 Марта, День старшего поколения, День матери.

Развито здесь и волонтерское движение. В рамках проекта «Тимуровцы России» школьники участвуют в благоустройстве Кухтеринского озера, мемориала славы, оказывают адресную помощь ветеранам микрорайона, воспитанникам приюта «Друг». Здесь ежегодно проводится благотворительная акция «Дорогою добра» по сбору средств тяжелобольным ребятишкам, подопечным благотворительного фонда «Обыкновенное чудо». В ней участвуют ученики, родители, жители микрорайона, а также образовательные организации города и области, общественники. Уже проведено пять акций, в результате которых собрано более 300 тыс. рублей на оказание помощи 11 больным детям. Это мероприятие, безусловно, имеет мощное воспитательное воздействие на учеников, повышает имидж школы в глазах родительского сообщества и общественности.

Главное, что педагогическому коллективу во главе с Татьяной Богомоловой удалось достичь самого важного – повести в современную страну знаний сотни учеников с разным социальным статусом, разного возраста и с разными образовательными запросами. И с этой задачей они успешно справляются.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото из архива школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + один =